В Тюмени вновь поднята дискуссия на тему установки памятника историческому завоевателю Сибири для Русского государства, казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу, который в некоторых источниках считается одним из основателей города.
Сразу стоит напомнить, что на данную тему наложено негласное табу, так как против этой инициативы выступают представители сибирского-татарского коренного народа Тюменской области, которые считают русского исторического военного деятеля своим гонителем.
Однако несмотря на это, 8 июня в стенах Тюменской областной Думы прошел круглый стол на тему: «История освоение земли Тюменской в лицах и архитектуре». В малом зале собрались представители общественности, депутаты, политики и историки.
Если вкратце, то целью мероприятия было попытаться найти и придумать форму, концепцию и архитектурный символ тюменской истории. По замыслу инициаторов дискуссии новый объект, отражающий в лицах исторические вехи региона, должен стать одним из главных украшений города и точкой культурного притяжения. О том, что из этого вышло и какие очертания будущего символа наметили участники круглого стола, читайте в материале PARK72.RU.
Тюменский краевед Александр Петрушин, открывая встречу, отметил, что «мы вступаем в полосу нового осмысления исторических событий, которые произошли в истории нашего края». По его данным, сегодня современная историческая память горожан держит в себе лишь несколько имен, связанных с Тюменью. Это писатель Константин Лагунов, городской голова Андрей Текутьев, а из десяти земляков – Героев Советского Союза люди помнят лишь генерала армии Ивана Федюнинского, чей памятник с трудом, но удастся скоро открыть. Помимо этого, не забывают и о поэте Александре Гришине, певце Юрии Гуляеве, чтут память пионеров освоения севера Юрия Эрвье и Виктора Муравленко. На этом список заканчивается. Петрушин делает вывод, что «это говорит о том, что узнаваемость низкая, а вспомнили тех, чьи имена закреплены в городской топонимике».
При этом, как выяснилось, никто не знает об основателях города – служивых людях, чьи имена известны истории. «Один только наш город неблагодарный не имеет основателям памятника», – посетовал краевед. Речь, конечно же, идет о воеводах Василии Сукине и Иване Мясном. Именно они 430 лет назад выбрали для крепости просторный мыс, ограниченный с запада оврагами и речкой Тюменкой, а с восточной стороны – крутым берегом Туры.
Первым, кто неизбежно упомянул имя Ермака Тимофеевича стал депутат областной думы Глеб Трубин, напомнив, что военное освоение территории началось с похода Ермака.
«Вокруг некоторых людей есть споры, но мы должны откинуть предвзятости и сплотиться и объединится и приди к единой концепции. Да, есть сомнения по Ермаку, у некоторых слоев населения есть вопросы к коммунистическому периоду, но в каждом деле можно найти точку консенсуса и выдающихся людей надо оставить в памяти на века», – открыл «ящик Пандоры» парламентарий.
Более смело по отношению к личности атамана выступил лидер тюменских либерал-демократов Артем Зайцев. «Мы должны смолоду прививать людям любить историю своей страны, какой бы она не была, и каждый из нас должен это делать. Ермак – достойный человек, чтобы его увековечить в истории и памяти. На него смотрят с разных сторон, но, когда приезжают, например, в Тобольск, все просят рассказать о его знаменитом бое с ханом Кучумом, – выразил он свое мнение. – Мы призываем общественности не говорить сегодня да или нет, а, чтобы это обсуждали школы, власти, круглые столы для того, чтобы не уходило это из нашей истории. Молодежь должна знать свою историю».
В какой-то момент спикер круглого стола депутат гордумы Алексей Чирков попросил не ограничиваться личностью Ермака.
«Нам не за что стыдиться. Были и белые и черные страницы в истории, люди, которые внесли вклад в развитии нашей земли должны быть увековечены. Может быть это будет какой-то общий барельеф, который станет точкой объединения и консенсуса», – предложил Чирков.
Его коллега по думе Мурат Тулебаев высказался более резко.
«К истории нужно относится очень осторожно, есть слои населения с разными мыслями и оттенками. Это только начало нашего обсуждения. Тюмень – это первый за Уралом русский город с татарским названием и это правильно, но и к этому вопросу надо подходить осторожно. Давайте не будем нагнетать обстановку на том месте, где ее можно избежать, есть и другие фигуры», – призвал он и еще раз напомнил о воеводах-основателях города Мясном и Сукине и посетовал, что их имена не знают ни студенты, ни пожилые люди.
Помощник ректора ТГИК Наталья Ханова предложила отметить в архитектурном ансамбле-памятнике сибирско-татарские корни.
«Никто не знает и тогда не знал, кто основал город, информированности очень и очень мало. Набережная неплохо сделана, есть там неплохие тексты, и, если мы начнем с вами лица выбирать, мы просто погрязнем в них: кто-то против, кто-то за. Надо делать прежде всего монументальный памятник, может, не как «Русь Новгородская», – предложила она. Чинги-Тура действительно было ханское государство, тут было городище, а почему бы нам не отметить это место ведь оно имеет действительно татарские корни».
Профессор, член Общественной палаты Тюменской области Антонина Баикина, в свою очередь предложила не увлекаться большой историей и большой политикой и увековечить низы – пахаря и сеятеля, непривилегированных сословий, тех кто осваивал Сибирь.
«Я вижу этот памятник как в Великом Новгороде – памятник Тысячелетней истории России, пусть это будет массив», – предложила она.
Но в заключении слово взял представитель православного духовенства отец Владимир, который является настоятелем казачьего храма Преподобного Серафима Саровского.
«Нам надо эти имена России и Тюмени поднимать из небытия. Храм у меня казачий, восстановлена справедливость и приходится работать с именем Ермака – это конечно знамя. Основатель сибирского казачьего войска и это имя мы не забываем: имена всей его дружины мы поминаем каждый год, это почти малая канонизация», – обозначил свою позицию отец Владимир и поведал о зимовке Ермака в Чинги-Туре на месте казачьих лугов, где, по его мнению, 435 лет назад и остановился атаман.
«Историки еще должны поставить точку в этом вопросе, но у нас все впереди и эту тему нужно продолжать, – заявил священник и выразил мнение, что центром будущей композиции должен стать именно Ермак.
В качестве первого вывода можно сказать, что дискуссия будет продолжена. Организаторы пообещали этот вопрос довести до конца. В любом случае «неудобную» тему с личность Ермака в вопросе о создании монумента обойти никак не получится. Станет ли новая инициатива и сам будущий архитектурный ансамбль точкой единения или же, наоборот, опять поссорит людей – покажет время.
Ростислав ЖУРАВЛЕВ,
фото автора
Отличный отчет с круглого стола! Фотографии превосходные, характерные!
Спасибо, Ростислав. Респект – PARK72.RU #вылучшие!
По теме: положительно отмечаю позицию Глеба Трубина и поддерживаю отца Владимира.
Совсем недавно на странице в Facebook я прокомментировал ролик Тюменской областной Думы “Моя Тюмень” с Павлом Белявским в главной роли. “Моя Тюмень, – написал я им, – это прежде всего казачки-разбойнички Ермака Тимофеевича, а потом уже вся остальная культура”.
Вселенная, как мы видим, откликается быстро.
спасибо, Серёжа, на добром слове:))
ты всегда хвалишь нас – мы действительно стараемся
Ермак… Ну если уж не памятника, раз столько противников, то хотя бы парковой скульптуры достоин.
Почему никто не рассматривает фигуру Ермака, как объединившую татар и русских. Ведь результатом его деятельности, в конечном итоге, стало соседское сосуществование двух культур.