В Тюмени начали борьбу за памятник Ермаку: «Нам не за что стыдиться»

В Тюмени вновь поднята дискуссия на тему установки памятника историческому завоевателю Сибири для Русского государства, казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу, который в некоторых источниках считается одним из основателей города.

В тюменской Думе вновь открыли дискуссию по возведению памятника Ермаку

Сразу стоит напомнить, что на данную тему наложено негласное табу, так как против этой инициативы выступают представители сибирского-татарского коренного народа Тюменской области, которые считают русского исторического военного деятеля своим гонителем.

Православное духовенство ратует за Ермака

Однако несмотря на это, 8 июня в стенах Тюменской областной Думы прошел круглый стол на тему: «История освоение земли Тюменской в лицах и архитектуре». В малом зале собрались представители общественности, депутаты, политики и историки.

Если вкратце, то целью мероприятия было попытаться найти и придумать форму, концепцию и архитектурный символ тюменской истории. По замыслу инициаторов дискуссии новый объект, отражающий в лицах исторические вехи региона, должен стать одним из главных украшений города и точкой культурного притяжения. О том, что из этого вышло и какие очертания будущего символа наметили участники круглого стола, читайте в материале PARK72.RU.

Тюменский краевед Александр Петрушин

Тюменский краевед Александр Петрушин, открывая встречу, отметил, что «мы вступаем в полосу нового осмысления исторических событий, которые произошли в истории нашего края». По его данным, сегодня современная историческая память горожан держит в себе лишь несколько имен, связанных с Тюменью. Это писатель Константин Лагунов, городской голова Андрей Текутьев, а из десяти земляков – Героев Советского Союза люди помнят лишь генерала армии Ивана Федюнинского, чей памятник с трудом, но удастся скоро открыть. Помимо этого, не забывают и о поэте Александре Гришине, певце Юрии Гуляеве, чтут память пионеров освоения севера Юрия Эрвье и Виктора Муравленко. На этом список заканчивается. Петрушин делает вывод, что «это говорит о том, что узнаваемость низкая, а вспомнили тех, чьи имена закреплены в городской топонимике».

При этом, как выяснилось, никто не знает об основателях города – служивых людях, чьи имена известны истории. «Один только наш город неблагодарный не имеет основателям памятника», – посетовал краевед. Речь, конечно же, идет о воеводах Василии Сукине и Иване Мясном. Именно они 430 лет назад выбрали для крепости просторный мыс, ограниченный с запада оврагами и речкой Тюменкой, а с восточной стороны – крутым берегом Туры.

Депутат областной думы Глеб Трубин

Первым, кто неизбежно упомянул имя Ермака Тимофеевича стал депутат областной думы Глеб Трубин, напомнив, что военное освоение территории началось с похода Ермака.

«Вокруг некоторых людей есть споры, но мы должны откинуть предвзятости и сплотиться и объединится и приди к единой концепции. Да, есть сомнения по Ермаку, у некоторых слоев населения есть вопросы к коммунистическому периоду, но в каждом деле можно найти точку консенсуса и выдающихся людей надо оставить в памяти на века», – открыл «ящик Пандоры» парламентарий.

Лидер тюменского отделения ЛДПР Артем Зайцев

Более смело по отношению к личности атамана выступил лидер тюменских либерал-демократов Артем Зайцев. «Мы должны смолоду прививать людям любить историю своей страны, какой бы она не была, и каждый из нас должен это делать. Ермак – достойный человек, чтобы его увековечить в истории и памяти. На него смотрят с разных сторон, но, когда приезжают, например, в Тобольск, все просят рассказать о его знаменитом бое с ханом Кучумом, – выразил он свое мнение. – Мы призываем общественности не говорить сегодня да или нет, а, чтобы это обсуждали школы, власти, круглые столы для того, чтобы не уходило это из нашей истории. Молодежь должна знать свою историю».

Депутат Тюменской городской Думы Алексей Чирков

В какой-то момент спикер круглого стола депутат гордумы Алексей Чирков попросил не ограничиваться личностью Ермака.

«Нам не за что стыдиться. Были и белые и черные страницы в истории, люди, которые внесли вклад в развитии нашей земли должны быть увековечены. Может быть это будет какой-то общий барельеф, который станет точкой объединения и консенсуса», – предложил Чирков.

Его коллега по думе Мурат Тулебаев высказался более резко.

«К истории нужно относится очень осторожно, есть слои населения с разными мыслями и оттенками. Это только начало нашего обсуждения. Тюмень – это первый за Уралом русский город с татарским названием и это правильно, но и к этому вопросу надо подходить осторожно. Давайте не будем нагнетать обстановку на том месте, где ее можно избежать, есть и другие фигуры», – призвал он и еще раз напомнил о воеводах-основателях города Мясном и Сукине и посетовал, что их имена не знают ни студенты, ни пожилые люди.

Наталья Ханова – помощник ректора ТГИК

Помощник ректора ТГИК Наталья Ханова предложила отметить в архитектурном ансамбле-памятнике сибирско-татарские корни.

«Никто не знает и тогда не знал, кто основал город, информированности очень и очень мало. Набережная неплохо сделана, есть там неплохие тексты, и, если мы начнем с вами лица выбирать, мы просто погрязнем в них: кто-то против, кто-то за. Надо делать прежде всего монументальный памятник, может, не как «Русь Новгородская», – предложила она. Чинги-Тура действительно было ханское государство, тут было городище, а почему бы нам не отметить это место ведь оно имеет действительно татарские корни».

Антонина Баикина – профессор, член Общественной палаты Тюменской области

Профессор, член Общественной палаты Тюменской области Антонина Баикина, в свою очередь предложила не увлекаться большой историей и большой политикой и увековечить низы – пахаря и сеятеля, непривилегированных сословий, тех кто осваивал Сибирь.

«Я вижу этот памятник как в Великом Новгороде – памятник Тысячелетней истории России, пусть это будет массив», – предложила она.

Но в заключении слово взял представитель православного духовенства отец Владимир, который является настоятелем казачьего храма Преподобного Серафима Саровского.

Отец Владимир – настоятель храма Преподобного Серафима Саровского

«Нам надо эти имена России и Тюмени поднимать из небытия. Храм у меня казачий, восстановлена справедливость и приходится работать с именем Ермака – это конечно знамя. Основатель сибирского казачьего войска и это имя мы не забываем: имена всей его дружины мы поминаем каждый год, это почти малая канонизация», – обозначил свою позицию отец Владимир и поведал о зимовке Ермака в Чинги-Туре на месте казачьих лугов, где, по его мнению, 435 лет назад и остановился атаман.

«Историки еще должны поставить точку в этом вопросе, но у нас все впереди и эту тему нужно продолжать, – заявил священник и выразил мнение, что центром будущей композиции должен стать именно Ермак.

В качестве первого вывода можно сказать, что дискуссия будет продолжена. Организаторы пообещали этот вопрос довести до конца. В любом случае «неудобную» тему с личность Ермака в вопросе о создании монумента обойти никак не получится. Станет ли новая инициатива и сам будущий архитектурный ансамбль точкой единения или же, наоборот, опять поссорит людей – покажет время.

Ростислав ЖУРАВЛЕВ,

фото автора

Развитие событий

08.06.2016 Этот материал
10 месяцев спустя В Тюмени презентовали справочник по Ермаку и вновь заговорили о памятнике атаману: «Он - герой России»

4 комментария

  • Отличный отчет с круглого стола! Фотографии превосходные, характерные!
    Спасибо, Ростислав. Респект – PARK72.RU #вылучшие!
    По теме: положительно отмечаю позицию Глеба Трубина и поддерживаю отца Владимира.
    Совсем недавно на странице в Facebook я прокомментировал ролик Тюменской областной Думы “Моя Тюмень” с Павлом Белявским в главной роли. “Моя Тюмень, – написал я им, – это прежде всего казачки-разбойнички Ермака Тимофеевича, а потом уже вся остальная культура”.
    Вселенная, как мы видим, откликается быстро.

  • Фото аватара Химера:

    Ермак… Ну если уж не памятника, раз столько противников, то хотя бы парковой скульптуры достоин.

  • Фото аватара Калач:

    Почему никто не рассматривает фигуру Ермака, как объединившую татар и русских. Ведь результатом его деятельности, в конечном итоге, стало соседское сосуществование двух культур.

Добавить комментарий

Войти с помощью: