В тюменском ресторане «Vintage» прошла пилотная встреча оптимистичного бизнес-шоу «Факап». Формат «фестиваля правды», уже опробованный на молодежи, показался интересным и «взрослому» бизнесу.
«У нас развелось много няшных бизнес-встреч, где все твердят про истории успеха и мотивацию, а спикеры блещут уверенностью в себе, – так представляет свой проект маркетолог Игорь САМОЙЛИК. – Но каждый здравомыслящий понимает, что блеск улыбок по Карнеги, совершенно не отражает реального положения дел. Пора показать темную сторону бизнеса».
Первым проводником на «темную сторону», стал известный тюменский бизнесмен Сергей ПАНТЕЛЕЕВ, открывший и закрывший множество кафе и ресторанов. Это бар «Гессер-Триан», клуб «Сити-Гольф», ночной клуб «Гранж», кофейню «ЧК», кафе «Ипподром», три кафе в ТЦ «ЦУМ» и множество безымянных точек общепита. Вопрос «почему закрыл» можно считать риторическим: так поступить с бизнесом можно только по одной причине. А вот интригующие подробности произошедшего из первых рук показались интересными более полусотне зрителей.
В качестве оппонентов были приглашены преподаватель «Русской Школы Управления» Елизавета Ефремова (г. Москва), директор ресторанной федерации «Вкус72» Алена Картышкина, генеральный директор ресторана «Счастье» Татьяна Богданова и генеральный директор «Old School Bar» Сергей Цирульник. Но на деле «оппоненты» решили, что они группа поддержки, вопросов практически не задавали и, в основном, соревновались в цветистых дифирамбах спикеру. Более-менее живые вопросы – «откуда деньги» и «пришлось ли самому побегать» – задал только Сергей Цирульник.
«Еще как побегал, – ответил герой вечера — первая «десятка» чаевых из «Ресторана №1» до сих пор в памяти, как у Скруджа Макдака. Я в кофейне «ТорШер» работал в зале и грузил ящики на складе. Все своими руками».
Ресторанный бизнес Сергея Пантелеева начался именно с этого заведения, который ему отдал «побаловаться» крупный холдинг, избавлявшийся в кризис от убыточного балласта. «За полгода мы вывели в его в прибыль, все было круто, – вспоминает ресторатор. – И тут арендодатель заявляет: а не пора ли вам поднять плату? Мы, молодые и горячие, ответили, что не пора, тут же расторгли договор и к утру освободили помещения для другого арендатора». После закрытия «экспериментального» ресторана, Пантелеев стал создавать свою знаменитую сеть, начав с маленьких ларьков и буфетов в автоцентрах.
«Наш бизнес строился на том, что мы все делали сами, – говорит Пантелеев. – На закуп ездили лично, а на кухне стояли наши жены и родственники, они же вели бухгалтерию». Сеть росла снизу вверх, а ее создатели набивали шишки на своих ошибках. Например, побывав на семинаре управления большим холдингом, они попытались применить полученные знания в своих нескольких небольших кафе. «Трещала по швам наша бедная сеть – и трещали семейные устои, – вспоминает Сергей. – Это было тяжелейшее время. Часто вижу, когда маленькая компания семейного типа пытается работать как огромное предприятие, и для сотрудников пишутся инструкции на 20 листах, которые никто не читает, – работа встает».
Еще одним управленческим открытием, для рестораторов был факт, что бизнес не работает сам по себе, в отсутствие владельца. «Я не верю в этот «оптимистический» бизнес, – заявляет Пантелеев. – Верю только в то, что человек может сделать своими руками. Все, что происходит в компании, зависит от личного внимания предпринимателя. Доказанный факт: в присутствии собственника, даже ничего не понимающего в своем бизнесе, выручка автоматически растет на 15-20 процентов».
С «ЦУМом» у холдинга «Пантелеев и К» вышел крупный стратегический просчет. Рядом с этим ТЦ должна была вырасти «свечка» бизнес-центра — в расчете на это было открыто множество точек питания. «Мы захотели стать в этом месте монополистами, нами руководила обычная человеческая алчность, – говорит Сергей. – Но в 2008 году планы по строительству бизнес-центра были отложены, мы с трудом размазывали тоненьким-тоненьким слоем поток посетителей на наши четыре концепции». И в один прекрасный день на место кофейни Пантелеева начала претендовать международная сеть KFC, предложив арендную ставку в 2,5 раза больше. «Честно скажу: конкурировать с международным оператором я не был готов, – признается глава ресторанной сети. – И даже сейчас не могу победить этого монстра своим тюменским уровнем развития».
- «В тяжелые времена, когда только открытые заведения приносили лишь убытки, не было дня, чтобы я не рыдал: явно или в душе, – вспоминает Пантелеев. – Пришлось признать, что 60 процентов моей компании находилось ниже линии выживаемости, и целый год мне было очень тяжело ходить на работу. Отказался от модели управления «я начальник — ты дурак» в пользу сотрудничества и партнерства». Предприниматель был вынужден закрыть часть объектов, чтобы убытки не похоронили весь холдинг.
- Например, некогда культовая кофейня «ЧК» боролась до последнего — но, потеряв свою уникальность из-за обилия конкурентов, стала убыточной.
- Ресторан «Гранж» собирал в пятницу-субботу танцевальные аншлаги, но пустовал всю остальную неделю. «У нас шесть поваров на кухне, затаренный холодильник, продукты прокисают — а людей нет, – описывает ситуацию бизнесмен. – Его продали недорого, для нас было важней перестать нести убытки. А, по-хорошему, его надо было продавать в зените славы».
- В период расцвета «Пантелеев и К» открыл «Сити-Гольф» – развлекательное заведение нового формата: ресторан с элементами гольфа. «Изначально мы его создавали как развлечение, но превратили в «понты», – поясняет Сергей. – Нормальные люди туда не заходили, потому что все было очень круто и дорого, а элите это оказалось ненужным».
Оксана ИСАЕВА,
фото автора
“Нормальные люди туда не заходили, потому что все было очень круто и дорого, а элите это оказалось ненужным”. )) а для кого открывали тогда? помнится, шуму было…
гы-гЫ-ГЫ!!! самойлику впору его провальные политические проекты обсуждать?