Спрут. Полимерпласт: история одного хитросплетения

Если вы в огородном сарае начнете изготавливать взрывчатку, то ничего хорошего вас не ждет – уголовное преследование. Другое дело, если под административным прикрытием вы, например, занимаетесь производством горючего токсичного пенопласта в промышленных масштабах. На него есть постоянный спрос, и вы не умрете от голода даже в кризисное время. Если вы любимчик Департамента инвестиционной политики, то вам всё нипочем. На бывшей базе ЖБИ-3, расположенной на улице Бабарынка, работает такой завод. Его как бы нет, но его продуция продается в Тюмени в самых престижных строительных магазинах, таких как «Леруа Мерлен». Компания отгружает свою продукцию строительным гигантам российской промышленности. Опасное производство работает практически круглосуточно. По словам бывших сотрудников, на линии часто бывают локальные возгорания, которые тушатся силами самих рабочих. Линия, как я поняла, китайского происхождения. Производство дешево, очень эффективно и очень выгодно.

5gz5-jltko8-%d0%be%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5

Уголовный кодекс РФ, Статья 217, «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах».

«1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба».

Пенопласт как форма дохода
Немодифицированный пенополистирол (класс горючести Г4) – легковоспламеняющийся материал. Пожар может произойти от пламени спичек, паяльной лампы, от искр автогенной сварки.

Температура воспламенения пенополистирола колеблется от 210 до 440 °C. При воспламенении обычного пенополистирола в короткое время развивается температура 1200 °C, при использовании специальных добавок (антипирены) температура горения может быть снижена согласно классу горения. Горение пенополистирола проходит с образованием дыма различной степени токсичности и интенсивности в зависимости от примесей, добавленных к пенополистиролу для снижения дымообразования. Дымовыделение токсичных веществ в 36 раз больше по объёму, чем у древесины.

Завод, выпускающий такую продукцию без лицензий и разрешений, – это нонсенс. Но, как и многое в нашей стране, невозможное возможно.
Проверять завод «Полимерпласт» контролирующие органы не торопятся. Месяц назад я отправила журналистский запрос в Уральское управление МЧС с просьбой проверить «Полимерпласт» на предмет противопожарной безопасности.

Ну, вы в курсе, что внеплановые проверки проводятся только с санкции прокуратуры, с благовидной целью защиты бизнеса от административных посягательств. Один МЧС проверку не осилил. Большая часть вопросов касалась компетенции Ростехнадзора. Раз дело идет о заводе, о промышленном производстве, сотрудники МЧС хотели подключить к проверке специалистов этого ведомства. Есть у нас такой государственный орган, с красивым и правильным названием – Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.  Размещается в двух офисах: г.Тюмень, ул. Хохрякова, д.10; ул. Ленина, д.65/5. Возглавляет его бывший высокопоставленный сотрудник Обкома КПСС в Тюменской области. Бывшие партфункционеры удачно вошли в новую жизнь. Как недавно уточняло авторитетное агенство Bloomberg, в нынешних кабинетах власти выходцы из коммунистической бюрократии составляют до 40% современных управленцев.

И вот наш герой – Лосев Леонид Владимирович – руководитель такого образца.

Лосев Леонид Владимирович

По итогам работы вверенное ему Управление в 2015 году провело 233 плановые проверки и 1388 внеплановых. Любимая среда обитания этого контролирующего органа – нефтяные компании. Из информации, размещенной на сайте «Чиновник.ком», следует, что ведомство Леонида Владимировича закрывает глаза на суровую действительность с утилизацией отходов – нефтешламов на месторождениях Югры.

Из статьи в Википедии:

Нефтешламы (нефтяные шламы) — это сложные физико-химические смеси, которые состоят из нефтепродуктов, механических примесей (глины, окислов металлов, песка) и воды. Нефтяные шламы образуются при переработке, добыче и транспортировке нефти. Данный тип отходов представляет большую опасность для окружающей среды и подлежит в первую очередь переработке.

При позднем обнаружении захороненных шламов или масштабной аварии может быть нанесён огромный ущерб природе.

Завод, который не нашло Управление Ростехнадзора

После моего запроса от 28 октября свою проверку провёло Управление МЧС по Тюменской области. В минувшую пятницу мне пришел ответ следующего содержания:

%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%82-%d0%b3%d1%80-%d0%bd%d0%b5%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9-%d0%bb-%d0%bd-%d1%86%d0%b8%d1%82%d0%b0%d1%82%d0%b0

Что же касается ведомства Лосева, то по указанному мною адресу – улица Бабарынка дом 56 строение 5 – проверяющие не нашли завода, работающего практически круглосуточно, и не почуствовали стойкого запаха химии у ворот означенного предприятия… Оказалось, что по указанному адресу ООО «Полимерпласт» уже не было. Оно было ликвидировано в налоговой инспекции. А желания проверить компанию с похожим названием – ООО «ПФ «Полимерпласт» – зарегистрированную по тому же адресу, проверяющим почему-то не захотелось.

%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f
Завод есть, лицензии на производство пенопласта у него нет, платежи за вредное производство он не перечисляет. На предприятии работают вахтовым методом безработные мужчины из Шадринска. Общежитие находится в соседнем помещении с производственными линиями. Единственным учредителем ООО «ПФ «Полимерпласт» является его генеральный директор Гайсин Ринат Хуснуллович.

Образцово-показательный завод

Предприятие Гайсина на хорошем счету у Департамента инвестиционной политики Правительства Тюменской области. В прошлом году по инициативе департамента для журналистов провели специальный пресс-тур. Вот что об этом писал Вслух.ру:

«Предприятие, по словам его генерального директора Р.Х. Гайсина, контролирует более 90% рынка пенопласта в Тюмени. Также компания в 2014 году запустила новую производственную линию по изготовлению экструдированного пенопласта. Объем инвестиций в оборудование составил около 12 млн рублей, из них около 4 млн рублей – господдержка на компенсацию затрат по лизингу… «В 2015 году мы тоже заявляемся на господдержку. Осталось возмещение затрат по лизингу за 2014 год, – добавил Ринат Гайсин».

%d1%86%d0%b5%d1%85

Как мне рассказывал сам Ринат Хуснуллович, еще два года назад это был небольшой завод и размещался он на Мысу в Тюмени. А потом его перенесли на Бабарынку и расширили бизнес, запустив линию по выпуску экструзионного пенополистирола.

Технологии производства простого пенопласта и экструзионного пенополистирола похожи, но есть и существенная разница. Простой пенопласт вспенивается водяным паром, тогда как экструзионный пенополистирол – сложной смесью газов.Чтобы осуществить правильное и безопасное смешивание газов, компании-производители инвестируют сотни миллионов рублей в высокотехнологичное западноевропейское оборудование, сертифицированное газовое хозяйство, обучение и аттестацию персонала.Таков должен быть ответственный подход современного менеджера.

В нашем тюменском случае, вероятно, мы имеем дело с китайским оборудованием, выпускаемым по разработкам середины 90-х годов. В таком случае в его основе лежит технология вспенивания фреоном – газом, запрещенным киотским соглашением и потому на сегодня очень дорогостоящим. Сегодня перед такими производствами стоит выбор: дорогой фреон или дешевый взрывоопасный газ. Защита окружающей среды, безопасность и здравый смысл остаются на совести владельца завода. Цена риска – огромна.

По моей информации, проверяющие из Управления МЧС по Тюменской области в ноябре 2016 года нашли на производстве экструзионного пенополистирола множественные нарушения техники безопасности, в том числе и следы локальных возгораний. Еще нашли цистерну жидкого изобутана, который хранился с нарушением всех требований. И если всё это так, то получается, что целый район в Тюмени живёт на пороховой бочке. Вероятность взрыва очень велика. К тому же, – что подтвердилось во время моего посещения завода, – производственные линии не обеспечены системами пожаротушения.

Как рассказывают рабочие, возгорания на этом предприятии случаются регулярно, и последнее было уже в ноябре 2016 года во время проверки МЧС. В ходе осмотра цехов инспекторы обнаружили у экструдера свежие следы воспламенения, возможно газа. Отметим, что аналогичные цеха с китайским оборудованием, работающие на изобутановой технологии, горят по всей стране. Меньше месяца назад, 30 октября, в г. Батайске при взрыве на производстве пеноплекса огонь уничтожил 2000 квадратных метров цехов. Погиб человек. В июне прошлого года в Московской области сгорело производство гринпласта, в 2014 году – цех теплекса в Нижегородской области. На этой фотографии пожар на заводе в Батайске.
31_021

Тюменский «Полимерпласт» не имеет ни одной лицензии на технологию, ни одного сертификата и допуска на эксплуатацию опасного промышленного объекта. При этом никто из занятых на этом производстве не имеет допуска на работу со взрыво- и пожароопасными газами. Рабочие в большинстве случаев официально не трудоустроены.

Я видела сама, что склады «Полимерпласта» переполнены продукцией. Здесь следует добавить, что экструзионный пенополистирол широко используется в сфере дорожного строительства, строительства железнодорожных путей и обустройства промысловых площадок в нефтегазовой отрасли. Для его применения на таких ответственных объектах этот материал должен проходить строгий контроль качества для соответсвия физико-механическим требованиям по прочности и водопоглощению.

В сухом остатке мы имеем тотальную экономию на безопасности, здоровье и жизни сотрудников.

Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору под руководством Л. В. Лосева от проведения своей проверки уклонилось. Предприятие как ни в чем не бывало продолжает свою работу. Осталась последняя надежда – прокурор Тюменской области Владимир Владимиров. На прошлой неделе я написала ему письмо, в котором изложила все имеющиеся у меня факты. Может всё-таки глазами прокуроров опасное производство в черте города окажется достойным внимания. Как минимум две статьи в Уголовном кодексе намекают, что действия предпринимателей могут быть расценены в более интересном ключе.

Статья 171, «Незаконное предпринимательство».

«1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере».

Статья 238, «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»

«1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности».

Лара НЕКРАСОВА

фото с сайтов:

sural.gosnadzor.ru, 1tmn.ru, vsluh.ru, sdelanounas.ru

Справочно:

Информация о доходах и имуществе руководителя  Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Л. В. Лосева, опубликованная на официальном сайте ведомства.
%d0%b4%d0%b5%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d1%80%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%b5%d0%b2

 

 

Развитие событий

28.11.2016 Этот материал
3 года спустя Пожар на территории завода Полимер-Пласт

6 комментариев

  • И тишина – все доблестные “ваньи” язычки в попу запихнули!!
    И понятно, это не Сарычева хвалить.
    Это серьезная статья про серьезные дела!!

  • P.S. Ту тА, выше, некто Олег Юсупов возмущался.
    Хочу заметить, чел очень невнимательный: про обращения в контролирующие органы указано в тексте.
    А вот для того чтобы увидеть отсутствие лицензий и разрешений достаточно зайти на сайт производителя пенопласта. Нет их там. Хотя разных сертификатов на продукцию – несколько мегабайт.

    ЗЫ, Ну и последнее, если вам говорят, что в доме пожар – спрашивать есть ли у человека для этого соответствующее образование и опыт глупо. Надо удостовериться, что вас не обманывают и принять меры к тушению пожара или спасению.
    собственно именно этого и требует журналист от компетентных органов: ПРИНЯТЬ МЕРЫ!!

  • Фото аватара Georg:

    Ассоциация пенополистирола и г-н Юсупов, в целях открытости, гласности и свободы получения информации организуйте на указанном “заводе” пресс-обход и конференцию для представителей зарегистрированных СМИ.
    Я готов. Пригласите меня, пожалуйста.
    В ином случае, ваши заявления-сообщения являются не обоснованными и будут рассматриваться следующим образом:
    – интернет-троллинг;
    – воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста, ответственность за которое установлена ст.144 УК РФ;
    – в нарушение ст.29 Конституции РФ лишение граждан доступа к информации.

  • за ноябрь три пожара…
    но ассоциация стоит на страже?
    https://vk.com/id267418878

  • Фото аватара Nac:

    “Немодифицированный пенополистирол (класс горючести Г4) – легковоспламеняющийся материал. Пожар может произойти от пламени спичек, паяльной лампы, от искр автогенной сварки.”

    Откуда Г4? Догадки? Пенополистирол покупают в России на СИБУР-Химпроме в Перми. Там уже в процессе производства добавляют антиперены, поэтому при производстве пенополистирола получается группа горючести Г3, а не Г4 (а не класс горючести как написано). В результате чего, пенополистирол перестает гореть через 1 секунду после того, как от него убрали пламя. Посмотрите ГОСТ 15588-2014, там все указано.

Добавить комментарий

Войти с помощью: