Предприниматели Тюмени просят убрать коррупционные признаки из договоров администрации Тюмени

С 2016 года городские власти Тюмени развернули широкую кампанию по сносу нестационарных торговых объектах (далее НТО). В разгар кризиса: роста безработицы и падения доходов населения муниципальные власти не нашли ничего полезнее для экономики, как расправу над малым торговым бизнесом. Под «санкциями» развалилось дело даже у «ветеранов» тюменской торговли, таких как компания «Дельвер» и многих других.

Весной 2016 года в Управлении по потребительсткому рынку Администрации г.Тюмени власти весьма откровенно заявили о своих намерениях. Руководители предприятий и индивидуальные предприниматели проголосовали «ногами», покинув зал заседаний, — против вносимых изменений. Ранее на эту тему: «Нас хотят выкинуть, а участки продать с аукциона»

Весной 2016 года в День предпринимателя провели митинг протеста, но так и не были услышаны. Ранее на эту тему: Митинг протеста предпринимателей, «Нас выжимают с рынка». На фото — один из организаторов митинга Владимир Панов.

Осенью 2016 года на торговые павильоны двинулись ковши бульдозеров. В октябре — ноябре в Тюмени снесли сразу 73 нестационарных объекта торговли и услуг, построенные теми самыми представители малого бизнеса, о  которых на словах так пекутся с высоких трибун представители всех ветвей власти – от федеральных до муниципальных. Ранее на эту тему: С заботой о малом бизнесе в Тюмени снесли десятки ларьков

Весной 2017 года перед оставшимися и уже немногочисленными участниками торгового сегмента нестационарной торговли Тюмени встал вопрос ребром: защита своих прав или капитуляция со всеми вытекающими из нее последствиями.

Коррупционные признаки в договорах Администрации г.Тюмени

Места для размещения нестационарных торговых объектов утверждаются специальной городской Схемой. Нестационарные торговые объекты, не вошедшие в Схему или исключенные из нее подлежат сносу. Министерством промышленности и торговли РФ в последних числах декабря 2014 года были разработаны рекомендации — Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли (письмо Минпромторга РФ от 23 марта 2015 года № ЕВ-5999/08).

Рекомендации Минпромторга РФ (п.3) предписывают рассматривать схему размещения как инструмент систематизации объектов, а не средство для административного сокращения их количества и ограничения предпринимательской активности, закрепляя принцип: «меняется место-сохраняется бизнес». Суть данного принципа: если место для размещения НТО требуется для развития территории, то об этом заблаговременно уведомляется хозяйствующий субъект, и по согласованию с ним, ему предоставляется равноценное компенсационное место. Органы местного самоуправления обязаны также предложить хозяйствующему субъекту альтернативные варианты, равноценные по месту расположения, трафику, платы за размещение и прочим характеристикам (п. 4 рекомендаций Минпромторга РФ).

Глядя на работу тяжелой техники по сносу торговых объектов, у тюменских предпринимателей всё чаще возникают подозрения, что, несмотря на рекомендации Минпромторга РФ,  Администрация г.Тюмени ищет любые основания для исключения или невнесения нестационарных торговых объектов в Схему размещения, не предлагая взамен каких-либо компенсационных мест.

Выступая на очередном заседании Совета по противодействию коррупции в Администрации г.Тюмени, президент Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли Владимир Панов заявил: «Сейчас Схема размещения НТО используется как инструмент для сокращения количества торговых объектов, причем, представители городской администрации даже не скрывают того факта, что их действия направлены на сокращение количества НТО в городе».

Вопреки п. 2 рекомендаций Минпромторга РФ, устанавливающего предпочтительность договора аренды земельного участка перед договором на размещение НТО, за исключением случаев, когда нормы земельного законодательства не позволяют предоставить земельный участок в аренду, Администрация г. Тюмени в одностороннем порядке расторгла договоры аренды земельных участков, обязала собственников НТО в трехмесячный срок заключить договоры на размещение НТО, либо произвести демонтаж своих торговых объектов.

Более того, Департамент земельных ресурсов и градостроительства г. Тюмени отказывается принимать заявления собственников НТО на заключение с ними договора аренды земельного участка, требуя, чтобы собственники НТО переписывали свои заявления на заключение договора на размещение НТО. Копия ответа есть в редакции.

«Правовое положение собственника торгового павильона по договору «на размещение НТО» по сравнению с договором аренды выглядит однозначно ущемленным», —  говорит Владимир Панов.

Анализ юридической составляющей договоров на размещение НТО выявил ряд положений, имеющих коррупционные признаки, а в некоторых случаях нарушающих федеральное законодательство. Формулировка п. 6.4. типового договора на размещение НТО, заключаемого Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени с хозяйствующими субъектами: «Досрочное расторжение договора допускается в случае одностороннего отказа Департамента от исполнения настоящего договора при наличии следующих оснований:

«неисполнение «Правообладателем» обязательств по осуществлению в нестационарном торговом объекте торговой деятельности, предусмотренной договором, в соответствии с требованием действующего законодательства Российской федерации», — формулировка явно носит размытый характер и позволяет применять ее в зависимости от желания сотрудников городской администрации.

В ней имеются коррупциогенные признаки – «широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц)» — цитата из п.3«а» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. (утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96).

Неопределенность условий и оснований для принятия решений ставит хозяйствующий субъект в прямую зависимость от желания сотрудников администрации Тюмени.

«Неограниченное право органов местного самоуправления по расторжению договора в одностороннем порядке даже за незначительные нарушения могут повлечь желание должностного лица администрации города воздействовать на субъект хозяйствующей деятельности в своих личных интересах, — говорит Владимир Панов. — Расторжение договора и последующая ликвидация торгового объекта, по сути является повторным наказанием, не соответствующим тяжести нарушения».

Практика проведения незаконных проверок по соблюдению правил торговой деятельности в НТО уже имела место со стороны должностных лиц Департамента потребительского рынка Администрации г. Тюмени.  По данному факту прокуратурой г. Тюмени в адрес главы Администрации г. Тюмени  было вынесено представление об устранении нарушения закона (письмо прокуратуры г. Тюмени  № 869-2013 от 06.08.2013г. АА №005531).

Существующая форма договоров на размещение нестационарных торговых объектов носит дискриминационный характер для субъектов предпринимательской деятельности. Арендатор коммерческой недвижимости несет ответственность за свою хозяйственную деятельность только перед контролирующими органами, в то время как собственник НТО, заключивший договор на размещение НТО, контролируется должностными лицами Администрации г. Тюмени и рискует потерять свой торговый объект, а в некоторых случаях и бизнес даже за незначительное нарушение торговой деятельности, уплатив при этом еще и штраф.

В настоящее время предприниматели обивают пороги власти. Пытаясь устранить воздвигнутые для них административные барьеры, они обратились к Уполномоченному по правам предпринимательства в Тюменской области Ларисе Невидайло. В настоящее время для решения проблем  киоскеров  в Тюменской областной Думе создана рабочая группа, состоящая из чиновников городской и областной администрации.

Предприниматели предлагают исключить принцип двойного наказания за одно нарушение, привести в соответствие с нормами российского законодательства постановление главы администрации Тюмени Александра Моора о договорах  на размещение НТО и сами договоры.

В целях исключения коррупционных факторов в рекомендациях Минпромторга РФ (п.7) указан исчерпывающий перечень оснований для досрочного расторжение договоров на размещение НТО, которые могут быть смягчены или конкретизированы (без усиления) законами субъектов Российской федерации:

— невнесение платы за размещение НТО более чем за 3 месяца;

— увеличение площади объекта более чем, на 10% без соответствующего согласования;

— неосуществление деятельности более чем 3 месяца.

Кроме того этот же пункт гласит: «При желании предпринимателя продолжать работу и выполнении им всех условий, договорные отношения на размещение (функционирование) его объекта подлежат пролонгированию неограниченное количество раз. Торги и иные формы отбора в данном случае не проводятся».

В договорах Администрации г.Тюмени на размещение НТО, напротив, основания для досрочного расторжения размыты, что позволяет ликвидировать торговый объект при любых даже при незначительных нарушениях. Отсутствует также и возможность пролонгировать договорные отношения в случае добросовестного исполнения Правообладателем всех условий договора. Данное положение идет вразрез с принципами аренды, декларируемыми ГК РФ.

Мрачные виды на будущее

С 2018 года в Тюмени все места под нестационарные объекты  будут продлеваться через процедуру аукциона, а собственники НТО должны будут предварительно освободить земельные участки от своих торговых объектов.

В период кризиса это приведет к разорению большого количества предпринимателей и росту социальной напряженности в обществе. В таких условиях невозможно планировать долгосрочные инвестиции, что негативно сказывается на инвестиционном климате нашего региона.

С целью исключения коррупциогенных признаков в договорах на размещение НТО, тюменские предприниматели предлагают в качестве условий расторжения договора на размещение НТО применять нормы для договоров аренды, установленные Гражданским кодексом РФ. При разработке договоров на размещение НТО руководствоваться рекомендациями Минпромторга РФ. Внести в договоры на размещение НТО пункт, устанавливающий преимущественное право правообладателю пролонгировать договорные отношения в случае добросовестного исполнения им всех условий договора.

Кому выгодно разорять малый бизнес в Тюмени

Чтобы понять, кому это выгодно, достаточно посмотреть на то, как изменилась торговля за 2 последних года в Тюмени. В нашем городе как грибы после дождя растут торговые центры, некоторые из которых имеют отношение к известным в городе фамилиям, связанным с областной и городской властью.

Согласно последним данным Росстата у нас снижаются реальные доходы и платежеспособность населения, и торговые центры теряют арендаторов. Если проследить последние решения тюменской власти: ужесточение условий муниципальной аренды (ссылка на статью), запрет перевода жилых помещений в нежилые, массовый снос киосков, то все это складывается  в одну цепочку — загнать арендаторов в торговые центры.

Чтобы, «обеспечить» торговые центры трафиком и арендаторами, городские власти ведут под «нож» нестационарные торговые объекты: ларьки, павильоны, киоски и т.д.. Но «палка» эта о двух концах. За последний год было уничтожено около 100 таких объектов, своей очереди ждут еще 230, а это более 1000 уничтоженных рабочих мест. В кризис, с такой «поддержкой» малого бизнеса семьи лишись доходов, а главы семей — занятости. Городской бюджет – налоговых отчислений. А пожилые тюменцы – привычных и удобных мест для покупки продуктов первой необходимости. А ведь у этих стариков есть права, как у граждан России, проживающих в муниципалитете — город Тюмень. Старикам и матерям-одиночкам в «Ленту» или в «Ашан» за буханкой хлеба и литром молока ездить вредно для здоровья по нашим тюменским пробкам.

Лара НЕКРАСОВА

Ранее на эту тему:
Заниматься бизнесом на селе могут только олигархи

4 комментария

  • Ну, не знаю за всю власть тюменскую, но в областном департаменте имущественных отношений я нашел всего ДВУХ нормальных адекватных сотрудников (шефа среди них нет), а в городском земельном департаменте адекватных чиновников я не увидел (хотя возможно они там есть).

    Удивительно то, что В. Якушева (и прочих ВИП-ов из АТО) руководители этих «богаделен» вполне устраивают.
    Может я сильно строго оцениваю этих несчастных чиновников?
    Может пожалеть их, что трудятся день и ночь, день и ночь во славу тюменского ..спор(зачеркнуто)..края!!

    2+
  • Vlad72:

    Не благодарное дело окружать себя посредственностью, так можно и самому пострадать от их решений, а если они еще и слишком активные, то и врагов не нужно.

    3+
  • Шумков − Платежеспособность населения высока (с) гы-гЫ-ГЫ!!! и онЕ управляют нашей областью?
    https://park72.ru/economics/46049/

    2+
  • vanya:

    интересные предприниматели — закон не хотят соблюдать, а деньги хотят зарабатывать, а эти этих ларьки только уродуют облик города

    0

Добавить комментарий

Войти с помощью: