В Тюмени обсудили бренды, культуру и социальную ответственность бизнеса

Основной темой пленарной сессии V ежегодного федерального бизнес-форума «Дни знаний для предпринимателей» стало создание высокопроизводительных рабочих мест — но осталось время и для других актуальных вопросов.

Модератор заседания, председатель Совета выпускников Московской школы управления СКОЛКОВО, член Попечительского Совета МАММ Гор НАХАПЕТЯН предложил участникам дискуссии вспомнить российские бренды, вышедшие на мировой уровень за последние десять лет. «Например, мы с друзьями не смогли вспомнить ничего, кроме «Маши и медведя», – прокомментировал он. – Ставит ли Тюменская область амбициозные задачи по созданию бренда международного уровня?».

Губернатор Тюменской области Владимир ЯКУШЕВ ответил, что работа в этом направлении идет, но региональных инструментов не хватает для продвижения на мировом арене. Он предложил возложить задачу на российские представительства и консульства, расположенные за рубежом. «Но наши представительства за рубежом ставят себе какие-то другие задачи, а не эти, – прокомментировал он. – Когда продвижение российских брендов будет основным показателем работы консульств, дело пойдет гораздо быстрее. Что касается ориентиров на экспорт, то появление таких предприятий в области — это мечта любого регионального руководителя и любой региональной команды. Мы всегда экспортные возможности новых предприятий. Когда наша продукция востребована не только в России, но и за ее пределами, это дает возможности региональной экономике иметь совершенно другое лицо».

Говоря о производительности и экономике, спикеры не забыли о науке и культуре. Мурат Нурпеисов напомнил, что в одном из майских указов говорится, что 25 миллиардов рублей должно быть направлено на поддержку государственных научных фондов. «Пока у нас всего лишь один миллиард, – привел он цифры. – Научно-технический прогресс невозможен без культуры, но сейчас наука и культура серьезно недофинансируются».

Гор Нахапетян заметил, что в Америке культура «сама себя содержит» и поинтересовался, надо ли давать именитым режиссерам деньги, чтобы они снимали кино и могут ли театры и музеи стать предпринимателями?

«Фильмы — это отдельная тема, – заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев, – они могут не только окупиться, но и сделать своих создателей миллионерами. А учреждения культуры стопроцентно дотационные. И, если мы сделаем цену билета в музей чтобы окупить хотя бы коммуналку, то она будет очень высока — а у нас и бесплатно не очень хорошо ходят». Владимир Якушев признал, что в последнее время за пределами столиц музейное дело страдает, но в Тюменской области этому вопросу уделяется серьезное внимание. «В нашем регионе в этом году будет «музейная революция» — открытие нескольких крупных интересных проектов, – пояснил он. – Отношение к музеям многие годы было такое: за стеклом вещи, а ты посмотрел на них и послушал экскурсовода. От экскурсовода многое зависит: хорошо, если он «заводной» — но, учитывая размер заработной платы, найти «заводного» практически невозможно. Поэтому музейное дело пришло к такому состоянию».

Губернатор заявил, что сейчас отдается приоритет интерактивным музеи с новым подходом к посетителям, где можно стать участником действа — и интерес к этой форме культурного досуга начинает расти. «Мы завершаем серьезный проект, связанный с историей нашей страны от Рюриковичей до сегодняшнего дня, – пояснил Якушев. – Он расположится на четырех этажах и будет полностью интерактивный». Глава региона подчеркнул, что билет будет максимально доступным.

«Естественно, без государственной дотации такой музей не выживет,- заметил он. – А в менее крупных муниципальных образованиях что-то продавать и зарабатывать еще сложней. Культура будет оставаться дотационной долгие годы — и это необходимо делать, потому что нужно людям. Но общая культура формируется в семье и, сколько бы мы ни дотировали учреждения, общую культуру таким образом мы не поднимем».

Общественный представитель «Агентства стратегических инициатив» в Тюменской области, сопредседатель тюменского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Мурат НУРПЕИСОВ считает, что на смену скрытой безработице, когда люди приходят на работу, но ничего не делают, придет структурная. «Роботизация и новые технологии станут причиной высвобождения большого количества занятых работников, – заметил он. – Майские указы президента РФ диктуют необходимость создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Хорошо, мы их создадим — а что дальше? А другой указ говорит о том, что параллельно должны расти заработные платы. Надо эти два показателя сбалансировать».

«Видя показатели рождаемости в России, соотношения неработающего населения к работающему и увеличение среднего возраста, в ближайшее время безработицы у нас не будет, – возразил Гор Нахапетян. – Скорее, нужно задуматься о смене профессии». Председатель Совета выпускников Московской школы управления СКОЛКОВО считает, что каждому россиянину несколько раз в жизни придется менять профессию, чтобы отвечать изменениям окружающей действительности.

В обсуждение включились и участники конференции, сидящие в зале. Бизнесменов-практиков интересовали более приземленные вопросы. Например, предприниматель Олег СИВКОВ посетовал на слабую защищенность малого бизнеса от.. собственных работников. «Стоит работнику написать заявление — и вся государственная машина начинает трепать предпринимателя, – пояснил он. – Поэтому создавать рабочие места становится просто неохота. Ведется ли работа по защите работодателя от работников?»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис ТИТОВ в ответ напомнил о девяностых, не отличавшихся защитой прав трудящихся. «Но у предпринимателей было очень много свободы, – продолжил он. – и в области трудового права, и заработных выплатах и, чего уж говорить — налогов. Маятник был на стороне предпринимателей, и они не всегда вели себя честно и правильно по отношению к государству и к работникам. Сегодня он качнулся в другую сторону, и конституционная запись о том, что наше государство социальное, часто понимается буквально».

Борис Титов рассказал, что имеет в виду систему страхования вкладов Центральным банком РФ, который до сих пор не страхует счета юридических лиц. «Что социально важнее — страховка для человека или страховка для юрлица, которое, потеряв деньги, закроет предприятие, и многие люди лишатся не только денег, но и рабочего места и доходов в будущем? Социально ориентированные люди меня не поймут, но здесь работает та же логика, что и в правиле в самолете надевать маску сначала матери, а потом ребенку. Надо сохранять тех, кто создает рабочие места, а потом уже думать об интересах отдельных людей».

PARK72.RU