При покупках в соцсетях с продавца взятки гладки

Представители Роспотребнадзора по Тюменской области рассказали об опасностях покупок в социальных сетях на пресс-конференции, посвященной Всемирному Дню защиты прав потребителей. В этом году он проходит по девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

Покупки и платежи онлайн давно стали привычными для большинства горожан. Можно быстро, просто и удобно заплатить за ЖКХ, купить билеты на поезд или в кино или приобрести модное платье в зарубежном магазине. Но, как отметила руководитель Управления Роспотребнадзора по Тюменской область Галина ШАРУХО с ростом популярности сделок через интернет, становится видно, насколько не отрегулированы правоотношения в этой сфере, и недобросовестные участники рынка используют пробелы в законодательстве и доверчивость сограждан.

В прошлом году в тюменский Роспотребнадзор поступило 184 обращения (115 устных и 69 письменных) от потребителей, купивших товары дистанционным способом. Для сравнения: в 2016 году обращений было 231 — из них 179 устных и 52 письменных. Тюменцы жаловались на несоответствие полученного товара рекламным фотографиям, выявление недостатков в приобретении, нарушение сроков поставки — есть и случаи, когда оплаченный товар вообще не поступил покупателю, а продавец больше не отвечает.

Обращаются и граждане, купившие товар в социальных сетях — как правило, продавцы не являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Всем обратившимся даны консультации и разъяснения, но в этих случаях вернуть уплаченные деньги практически невозможно. «Если средства были переведены на банковскую карту физлица, покупка сделана через социальные сети, нет официального адреса, а за сделкой не стоит юридического лица — или оно «живет» несколько дней, а затем перерегистрируется — в этом случае защищать потребителей и пытаться им вернуть уплаченные средства достаточно сложно», — пояснила Галина Шарухо. Она настойчиво порекомендовала тюменцам воздержаться от покупок в социальных сетях и от перевода денег на банковскую карту физлица.

Роспотребнадзор рекомендует покупать товары только на надежных сайтах у проверенных продавцов. Фото из открытых источников

«Обязательно обращайте внимание на наличие информации о продавце, — дополнил рекомендации начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Артем НИКОЗА. — Должно насторожить отсутствие обратной связи и низкая цена — никто не будет работать себе в убыток. Не торопитесь с заключением договора купли-продажи, даже если это последний день акции». Он посоветовал совершать покупки только на проверенных сайтах, у продавцов «с именем», которые дорожат своей репутацией.

Кстати, по искам, поданным областным Управлением Роспотребнадзора, все решения суда вынесены в пользу потребителей. В случаях, когда потребители обращались в суд, имея на руках заключение Роспотребнадзора, они выиграли 95 процентов дел. «Но, например, в сфере финансовых услуг решение не всегда выносится в ползу потребителей», — уточнил Артем Никоза.

Недобросовестные коммерсанты пользуются физической удаленностью не только при интернет-торговле. Чтобы избежать ответственности перед обманутыми клиентами, они перерегистрируют фирму, и нередко, «переносят» ее в другой город. Галина Шарухо привела в пример резонансный случай, когда микрофинансовая организация предлагала услуги по рефинансированию имеющегося кредита за 10 процентов от суммы. «Но в договоре не прописано, что человек платит за результат, — подчеркнула она. — А результата очень часто нет, хотя деньги уже уплачены. Этой фирмы уже нет — есть новая, с которой у обманутого клиента нет договора. Очень сложно доказать в суде, что это те же самые люди, только с новой регистрацией».

Наряду с областным Управлением Роспотребнадзора права потребителей отстаивает консультационный центр при ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области». Руководитель консультационного центра Мария ПОМОЗОВА считает, что в первую очередь необходимо защищать потребительские права людей пожилого возраста, а также необходимо воспитывать грамотную молодежь. Центр проводит «горячие линии», семинары и выездные мероприятия в общеобразовательных учреждениях, а также предоставляет бесплатные консультации, в том числе в районных пунктах.

Сегодня центр проводит анкетирование с целью выяснить востребованность сферы дистанционной торговли. Хотя подводить итоги исследования пока рано, уже можно утверждать, что интернет-покупки очень популярны у жителей Тюменской области в возрасте до 35 лет, люди старшего возраста пока консервативно подходят к этому новшеству. При этом, участники анкетирования отмечают, что проблемы при покупках в сети возникают часто, а решаются критически редко. По словам Марии Помозовой, только 5 процентов опрошенных решили свой вопрос положительно. Часто люди не хотят заниматься восстановлением своих прав по причине невысокой стоимости товара — как правило, приобретение на сумму до одной тысячи рублей не стоит времени, энергии, нервов и денег на претензии, экспертизы и суды.

Оксана ИСАЕВА,
фото автора

Добавить комментарий

Войти с помощью: