В Тюмени появляются все новые и новые торговые центры… В общем, были бы деньги, а где их потратить – такой вопрос перед горожанами давно не стоит. И до конца текущего года тюменцев ждет еще несколько премьер. Так, 6 декабря распахнет свои двери гипермаркет «Абсолют» – на ул. Мельникайте, 10, в Заречной части города. 12 декабря – под одной крышей с «Ашаном» в ТРЦ «Кристалл» откроется гипермаркет строительных материалов «Леруа Мерлен» (ул. Д.Менделеева, 1). Между прочим, у этой французской сети всего 20 магазинов в России… Это еще не все! До Нового года обещают открыть и построенный на пересечении улиц Герцена и Мориса Тореза (там, где когда-то располагался открытый вещевой рынок) трехэтажный ТРЦ «Глобус».
На сегодняшний день на каждую тысячу жителей города Тюмени приходится более чем по 1230 кв.м. торговых площадей. Это более чем в 2 раза превышает среднероссийский показатель! Естественно, что с учетом скромных торговых просторов райцентров и малых городов юга региона, средний показатель обеспеченности жителей Тюменской области торговыми площадями значительно ниже и до среднего по стране показателя не дотягивает… Но рекорды областной столицы – впечатляют.
По данным управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, на сегодняшний день в регионе действует более 9,3 тыс. объектов розничной торговли, в том числе порядка 160 торговых центров. В 2012 году в Тюменской области было введено в эксплуатацию 390 новых торговых объектов. Причем по официальным данным до конца 2015 года, как ожидается, будет построено еще около 20 торговых комплексов. Торговля процветает.
Ситуация вполне предсказуемая и объяснимая. Тюмень – богатый город. И к нам охотно идут даже федеральные и международные торговые сети, которые ориентируются преимущественно на города-миллионники. Для Тюмени они охотно делают исключение. И это – судя по всему – правильная тактика. С учетом того, что доходы тюменцев растут и на сегодняшний день средняя по городу зарплата превышает 38 тысяч рублей.
Другое дело, что хотелось бы, чтобы эти торговые центры были не такими скученными, как сейчас, а располагались по городу равномерно… У нас же пока – очевидные перекосы: умудрились суперкрупные торговые центры – «Метро», «Лента», «Ашан», «Южный» – разместить не просто на одной улице, а буквально в 10-минутах ходьбы друг от друга… В остальных районах города тоже есть ТРЦ, но их меньше. Не удивительно, что многим хочется подивиться ассортименту магазинов «международного формата»… Вот и едет народ со всего города в микрорайоны, простаивая по несколько часов в пробках.
Сейчас – когда наступила пора рождественских распродаж и предновогодних скидок – это особенно ощутимо. В перспективе, как уверяют в управлении лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, ситуация радикально изменится. Надежды чиновники связывают с проектом создания «матрицы района». Предполагается создавать для каждого района города «матрицы» развития, из которых было бы видно, какие ниши в данном районе заняты, а какие – пустуют. Это позволит, с одной стороны, сделать так, чтобы у людей в радиусе 1- 1,5 км от дома была возможность получить все необходимые услуги и приобрести все необходимые товары, с другой – создаст для предпринимателей, желающих развивать торговлю в формате шаговой доступности, четкие ориентиры…
Впрочем, что-то подсказывает, что реализовать это на практике будет не так-то просто. В конце концов, даже торговые центры уже столкнулись с тем, что «резиденты» ищут ТРЦ с наиболее высокой проходимостью. Так, из ТРЦ «Па-на-Ма», например, уже «сбежал» кинотеатр, который любили посещать местные жители. Объяснили сей факт просто – держать многозальный кинотеатр в этом районе города невыгодно: заполненные под завязку залы бывают крайне редко. Будем надеяться, что вновь отстроенные торговые центры не будут пустовать.
Никита СМИРНОВ
Йопт… КУДА?!
Хотя наверно есть один плюс. Аренеда торговых площадей должна снизиться.
Теоретически