Французская модель организации трансплантологии лучше всего подходит для России – считает хирург Жильберт Массард

Три дня продлился в Тюмени визит звезды европейской хирургии Жильберта Массарда. Профессор из Страсбурга известен огромным опытом в сфере легочной хирургии и пересадки органов. Доктор Массард провел в ОКБ №1 совместно с тюменскими хирургами несколько сложных операций, встретился со студентами и преподавателями Тюменского медицинского университета, рассказал о современной трансплантологии. Общение знаменитого хирурга с российскими коллегами стало возможным в рамках соглашения о сотрудничестве с клиниками и медицинским вузом области. Приезд Массарда стал одним из ярких событий начала года в жизни медиков столицы региона. Об этом в нашем материале.

Жильберт Массард в операционной ОКБ №1

«Работать с ним было приятно и комфортно», – говорит молодой врач Наталья Машкина. Детский хирург всего два года практикует в торакальной медицине и ей уже посчастливилось провести совместную операцию с доктором Массардом, известным на весь мир.

Жильберт Массард свободно общался с коллегами на русском языке. В операционной он был сосредоточен и достаточно сдержан в эмоциях, иногда обменивался репликами с другими хирургами. Гость делал короткие комментарии и просил подать тот или иной инструмент – как это обычно бывает во время операции. Тем не менее, у Массарда – особая энергетика, при всей напряженности момента и ответственности он внутренне свободен, органичен в своей профессии.

Журналисты пробыли в операционной полтора часа, устали, хотелось на свободу и выпить кофе. У команды хирургов и гостя впереди было еще 3-4 операции, еще несколько часов на ногах и никакого кофе-брейка…

Жильберт Массард – профессор торакальной хирургии Страсбургского университета. Один из лучших в мире хирургов-трансплантологов, который сделал более 500 операций по пересадке легких.

У французского профессора необычная связь с Россией. Во время Второй мировой войны дед  Массарда попал в немецкий плен и был освобождён советскими солдатами. Он считал, что его внук должен с благодарностью отнестись к народу-освободителю и завещал Жильберу учить русский язык.

Жильберт Массард несколько раз приезжал в Россию, читая лекции по торакальной хирургии на русском языке. Широкая известность в профессиональных кругах в России пришла к нему после того, как в августе 2006 года он первым провел успешную пересадку легких. Сложнейшая операция с участием российских коллег прошла во Второй клинической больнице Санкт-Петербурга. Спустя три года хирург был удостоен премии Минздравсоцразвития РФ «Лучший врач года». Свободно говорит на четырех языках.

Массард является членом РАМН и награжден Орденом Дружбы.

 

Первая операция, которая предстояла Массарду в Тюмени – реконструктивно-пластическая. Она касалась исправления дефекта грудины. В центре внимания – молодой человек, ему 31 год. Воронкообразная деформация, возникающая в детстве, со временем становится для пациента настоящей косметической проблемой, а иногда сдавливает внутренние органы. Обычно с такой патологией оперируют в возрасте от 16 до 22 лет. На этот раз тюменские врачи впервые «вживили» больному металлическую конструкцию новой формы, обладающую «памятью». Доктор Массард представил одну из модификаций данной операции. Видео-трансляцию наблюдали интерны, ординаторы, начинающие специалисты.

Наталья Машкина, торакальный хирург

«Мы почерпнули немало – сам доступ к органу, нюансы использования металлоконструкций. Главная «фишка» – применение металла с памятью формы. Если сравнить с пластиной, которую мы использовали раньше, то она отличается по размеру. Новая пластина из «умного» металла, который при помещении в лед становится пластичным, изменяется, а потом после воздействия с телом человека приобретает необходимую форму.

Мы работаем там, где у пациента максимальная деформация грудной клетки, а за ней сразу располагается сердце, и если мы используем пластину нового типа, мы можем ее выгнуть так, чтобы максимально безопасно ввести человеку и не повредить жизненно важные органы. Обе пластины российского производства, поэтому, думаю, существенной разницы для бюджета в цене такого материала не будет. Вероятно, мы будем их использовать в дальнейшей практике».

Торакальный хирург, ассистировавший профессору, Наталья Машкина показала журналистам две металлоконструкции: старого и нового типа

 

Пластины отечественного производства. Импортные аналоги дороже. Но тюменским врачам приходится выбирать лучшее из российского

Подписание договора с признанным в Европе, в мире университетом, в рамках которого эксперт-практик уже во второй раз приезжает в столицу Западной Сибири, почти совпало с созданием в регионе Центра торакальной хирургии. Это учреждение, где проходят лечение все больные с тяжелыми легочными патологиями, включая онкологическую. В центре сосредоточили  оборудование и собрали ведущих специалистов. В год хирурги делают в среднем 2000 операций. Тюменский центр по своей модели приближен к европейским стандартам. Таких пока только три в России.

Дмитрий Сехниаидзе, руководитель Центра торакальной хирургии

«Центр торакальной хирургии был создан в апреле прошлого года на базе областной больницы, он состоит из двух отделений. Мы занимаемся заболеваниями грудной клетки, пищевода, легких, в том числе онкопатологиями. По сути это новая веха в тюменском здравоохранении, поскольку торакальных центров в стране совсем немного. В нашем центре трудятся 15 хирургов. Ежедневно выполняем 10-12 операций. Мы не отстаем от коллег, но стремимся к росту. Приглашая специалистов с мировым именем, мы расширяем наш арсенал хирургических вмешательств. Сегодня нам показали методику Страсбургского университета, возможно, мы возьмем ее на вооружение».

Из 200 операций, сделанных в центре в 2017 году, каждая десятая, связана с онкологическим заболеванием. От совершенства работы хирурга во многом зависит будущее пациента, его жизнь. Так и Жильберт Массард не обошел вниманием эту проблему. Во второй операционной его ждал мужчина, пораженный опухолью легкого.

Владимир Зуев, к.м.н., главный онколог Тюменской области

«Мы располагаем всеми известными технологиями, которые позволяют выполнять хирургическое лечение злокачественных образований грудной клетки на самом высоком уровне, поэтому ждать каких-то новых технологий от приезжих специалистов нам не приходится. Тем не менее, каждый хирург, тем более такой известный, маститый и опытный, как Жильбер Массард, несет с собой некие методы и подходы, которые, безусловно, обогатят опыт наших тюменских хирургов. Речь идет о планировании объемов и способов хирургического лечения, о предоперационной подготовке, об оперативной технике и приемах».

Иван Попов, главный хирург Тюменской области

Мы встречались с профессором Массардом, он высказал мнение, что за последние 10 лет уровень российской хирургии, уровень специалистов, если сравнивать с Европой, практически выровнялся. По некоторым направлениям, мы имеем перспективы. Технологии, которые сегодня есть за рубежом, применяются в наших клиниках. К сожалению, заболевания органов дыхания по показателям заболеваемости и смертности догоняют сердечно-сосудистую патологию. На это влияют многие факторы: городская среда, вредные привычки, в частности, курение, фактор старения, когда происходит изменение структуры легочной ткани».

Мастер-класс в операционной от Жильберта Массарда

Разговор о хирургии легких продолжился в медицинском университете. Здесь была затронута тема трансплантации органов. Клиника, которой руководит Массард, имеет уникальный опыт по пересадке легких. К этой операции прибегают для продления жизни больных муковисцидозом, фиброзом и другими тяжелыми заболеваниями. Во Франции есть пациент, который перенес 4 пересадки важного дыхательного органа и смог прожить четверть века, благодаря донорам, отметил профессор на лекции в ТюмГМУ. Когда хирурги начали первые операции, выживаемость пациентов составляла 30-35%, теперь – 75%. Результаты стали лучше, когда число пересадок увеличилось. Доктор Массард и его хирурги владеют технологиями двусторонней пересадки, когда человек обретает сразу два новых, донорских легких.

Врач помогал в развитии программы трансплантологии в Краснодаре, считает, что и в Тюмени можно создать центр по пересадке органов, который сможет работать на достойном уровне. Эта тема уже обсуждается в регионе.

Жильберт Массард, профессор, торакальный хирург, хирург-трансплантолог

«Медики – профессионалы, они могут выучить новую технику, препараты, в этом нет проблем. Главная проблема – донорство. Врач не может сам решить эту проблему, если правительство не помогает. Это может быть правительство региона, округа, это может быть федеральное правительство. Кроме того, нужно тщательно организовать диспансеризацию всех больных в области, которые нуждаются в подобных операциях, составить лист ожидания, чтобы вовремя сделать пересадку и не оказаться в ситуации, когда ее делать уже поздно.

Это целый организационный процесс, где врачи находятся с одной стороны, пациенты с другой, а чтобы все соединить Минздрав должен выполнить свою миссию и активно участвовать в процессе.

Дискуссии с тюменскими коллегами уже были, и я показал организационную модель, которая действует во Франции. У нас национальная организация, мы пересаживаем органы из Франции. Рядом есть Европейская организация, куда входят Германия, Греция, Италия, Польша, Чехия. Мне кажется, что наша система больше подходит для России».

Встреча со студентами-кандидатами на годовое обучение в Страсбургском университете

Участвовать в тюменском проекте по развитию трансплантологии готов и Тюменский медицинский университет, говорит проректор по перспективному развитию и непрерывному медицинскому образованию ТюмГМУ Ольга Фролова. В вузе считают, что международный опыт необходим для повышения уровня подготовки врачей. Сотрудничество со Страсбургским университетом длится уже более 5 лет. Договоренности поддерживает Посольство Франции. На целый год студенты лечебного факультета отправляются за рубеж, учатся и говорят на иностранном языке. Живут при университете, получают стипендию, изучая теорию и практику. В этом году в конкурсе решили участвовать 7 человек. Выберут 2-4 лучших.

«Думаю, поездка в Страсбург, принесет новые знания, а они делают нас сильнее. Планирую в будущем углубиться в анестезиологию и реаниматологию. Без врача такой специальности не состоится ни одна операция. Уже прошел лингвистическую стажировку по иностранному языку, – рассказывает студент 4 курса лечебного факультета Дмитрий Аввакумов, – собеседование с профессором Массардом прошло на русском, а вот для посольства надо приготовить мотивационное письмо на французском языке».

Врачи должны постоянно учиться и по возможности знакомится с опытом медиков в разных странах, считает профессор Массард

Все претенденты прошли сегодня собеседование у Жильбера Массарда. Он признался, что впечатление от общения со студентами положительное.

Жильберт Массард, профессор, торакальный хирург, хирург-трансплантолог

«Молодым людям очень полезно жить вне семьи, 20 лет – такой возраст когда формируется собственная личность. А ведь медицина это не только наука, это работа над человеком. Этика, философия, культура…Если человек не путешествует, он не может себе представить, что такой же аппендицит может быть совсем другим в другой стране. Те студенты, которые решили, что покидают семью, друзей, которые нашли в себе энергию помимо основной интенсивной программы, еще учить французский язык – это не простые люди. Это люди,  у которых есть мотивация, и они станут лучшими врачами».

Студенты-медики, чтобы поехать в Страсбург на учебу, должны иметь отличную успеваемость и знать иностранный язык

Массард добавил, что сам не перестает учиться у коллег из разных стран, а своих студентов он даже обязует ездить на стажировки и обмены в Россию. И не только потому, что у него особенное, теплое отношение к нашей стране. Он уверен, что поездки и общение расширяют кругозор, питают внутренний мир врача, улучшают мастерство, а это в конечном итоге приносит пользу и доктору и его пациентам.

Елена КУХАЛЬСКАЯ,

фото Елены КУХАЛЬСКОЙ и Ирины ЛЮТОЕВОЙ