Как детские сады Тюмени готовят воспитанников к сдаче норм ГТО?

Нормативы физической подготовленности разработаны для всех возрастов. В том числе и для детей 6-8 лет. Но, к сожалению, о выдающихся успехах юных тюменцев в сдаче норм ГТО говорить пока не приходится. Причем проблема глубже, чем кажется. Исследование тюменских ученых показало, что выпускники тюменских детских садов идут в школы с недостаточно высокой базой для сдачи “зачета по физподготовке”. В Тюмени проводится комплексный мониторинг физического здоровья дошкольников. Для анализа разработали специальную компьютерную программу, которая позволит, как полагают ученые, в ближайшее время сформировать «тюменские нормы» физической подготовленности. Пока результаты сравнивают со средними показателями, полученными в Москве, а также нормативами ГТО для первоклассников. И поводов для гордости, честно говоря, не много, хотя сотрудники детских садов стараются прививать воспитанникам любовь к физической культуре и спорту и уделяют укреплению здоровья детей немало внимания.

Как рассказала корреспонденту PARK72.RU профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры Тюменского государственного университета, кандидат педагогических наук Татьяна Завьялова, физическое здоровье воспитанников детских садов в Тюмени сотрудники вуза изучают с 90-х годов, но лишь последние годы это начинание получило поддержку у городских властей. С инициативой проведения мониторинга здоровья дошкольников города выступил департамент по спорту и молодежной политике администрации г. Тюмени. Педагогический эксперимент проводится по поручению главы города Тюмени с 2015 года.

Татьяна Завьялова

«Педагогический эксперимент, носящий констатирующий характер был организован в дошкольных образовательных учреждениях города Тюмени и проходил в два этапа: осенью 2015 года и весной 2016 года. Это позволило оценить динамику изменений физических показателей за год. Общее количество мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, составило 655 человек. Оба этапа мониторинга физического здоровья дошкольников включали тестовые двигательные задания, антропометрические измерения и функциональные пробы, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры при проведении общероссийского мониторинга физической подготовленности детей, – поясняет Татьяна Завьялова. – С помощью компьютерной программы разработанной тюменским программистом Александром Жуковским, был обработан большой массив данных, позволивших выявить средне-групповые показатели двигательных способностей, оценить отдельные показатели физического и функционального развития детей старшего дошкольного возраста. Более глубоко изучались показатели выпускников детского сада и сравнивались с нормативными требованиями первой ступени ГТО для первоклассников. В перспективе хотелось бы расширить количество детских садов, участвующих в мониторинге».

Анализировали показатели, характеризующие функциональное состояние организма, физическое развитие и физическую подготовленность. Измеряли рост, массу тела, динамометрию правой и левой кистей, жизненную емкость легких, а также выполняли тестовые упражнения, в их числе: прыжок в длину с места, бег на 30 м, наклон вперед из положения стоя (измерение гибкости), челночный бег, бег на дистанции 90 и 300 м. Силовые способности замеряли в том числе и подсчитав количество выполненных за 30 секунд упражнений «для мышц пресса» (поднятие туловища из положения лежа в положение сидя).

Работа была проведена масштабная. Курировала деятельность преподавательского состава и студентов, занимающихся сбором данных, заведующая кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры Тюменского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Стародубцева.

Пока ученые не в полной мере удовлетворены проделанной работой. Говорят о том, что необходимы дополнительные исследования и проведение инструктажей для педагогов, собирающих и помещающих данные в программный комплекс, определенные выводы специалисты уже сделали. При этом они акцентируют внимание на том, что физическое здоровье зависит от многих факторов: от того, уделяют ли внимание вопросам физической подготовки их родители, созданы ли в детском саду все необходимые условия для проведения занятий и др.

“Тюменские детские сады уделяют внимание физической культуре и спорту. Инструкторы, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, стараются проводить занятия интересно, увлекательно, с развивающими элементами. И со своей задачей они справляются – у детей формируется интерес к занятиям физкультурой и спортом. Это очень важно – как для будущих спортсменов, так и для тех ребят, которые не будут связаны с профессиональным спортом, – поясняет Татьяна Павловна. – Кроме того, в большинстве случаев показатели физического здоровья – с точки зрения физической подготовленности – у воспитанников улучшаются. Также нужно понимать, что на сегодняшний день перед детскими садами не поставлена задача готовить воспитанников к сдаче норм ГТО. Так что если вести разговор о том, что необходимо улучшать показатели физического здоровья воспитанников, то эту задачу нужно ставить не только перед детскими садами, но и перед родителями дошкольников, перед образовательной системой в целом”.

Строго говоря, требовать, чтобы дети выполняли какие бы то ни было нормативы можно лишь в том случае, если эти параметры четко прописаны в образовательных программах. Требований ГТО для детсадовцев нет, соответственно, ученые могли лишь предполагать, окажутся ли достижимыми для обследованных ребят через год – когда они пойдут в школу – нормативы ГТО, прописанные для первоклассников (6-8 лет).

Изучив скоростные способности детей, ученые констатировали, что выпускники детского сада (как мальчики, так и девочки) города Тюмени выполняют минимальные средние требования для сдачи нормативов комплекса ГТО. Правда, не все. На низком и среднем уровне развития этого качества оказались 29,2% мальчиков и 24,9% девочек.

«Особый интерес представляли результаты общей выносливости. Известно, что необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена тем, что позволяет укрепить организм ребенка и, в первую очередь, сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, – поясняет Татьяна Завьялова, – что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребёнка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию. Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. Можно констатировать, что за период исследования выпускники детского сада улучшили средне-групповой показатель общей выносливости (от ниже среднего к среднему уровню развития). Но такая динамика уровневых характеристик не вызывает удовлетворения: так, в беге на 300 м обнаружено 30% мальчиков с уровнем развития ниже среднего и 31,7 % девочек с низким и ниже среднего уровнем развития общей выносливости. Вероятно, специалисты по физической культуре не достаточно стимулировали развитие этой важнейшей физической кондиции, которая создаёт определённые предпосылки к подготовке ребёнка к школе, лучшему усвоению знаний по общеобразовательным предметам. Для учащихся первых классов предусмотрен тест на смешанное передвижение по дистанции 1 км без учета времени. Возникает вопрос: справятся ли потенциальные первоклассники с этим обязательным тестом, имея средний уровень развития общей выносливости?»

Развитие силовых способностей у тюменских дошкольников не вызвало опасений. Информативный тест – сгибание туловища в сед из положения лежа за 30 секунд – удовлетворительно выполнили большинство дошкольников. Но надо в группе обследованных всё же выявлены дети с неблагоприятными уровневыми характеристиками. Так, у мальчиков подготовительной группы их оказалось 10,2 %, у девочек – 10%.

«К обязательным силовым тестам для первоклассников относят упражнения на подтягивание из виса на перекладине или отжимания – сгибание, разгибание рук в упоре лежа. К сожалению, силовой тест для дошкольников не совпадает с обязательными тестами начальной школы, а потому мы не можем сравнить полученные результаты нашего исследования с требованиями школьного стандарта, – говорит ученый. – Но, думается, что части дошкольников, имеющих низкий уровень развития силы, будет весьма затруднительно справиться с силовыми тестами для первоклассников».

Скоростно-силовые способности старших дошкольников проверялись прыжком в длину с места. За год показатели воспитанников не улучшились. Более того, мальчики показывают, в среднем, низкие результаты – 112,2 см. Такого прыжка не достаточно для получения бронзового значка ГТО (норматив – 115 см). Среди девочек больше тех, кто прыгает хорошо.

Показатели гибкости за год у дошкольников также не улучшились и остались на среднем уровне развития. Кроме того, обнаружен большой процент детей с неблагоприятными (низким и ниже среднего) уровневыми характеристиками (31,1 % – мальчики, 2,9 % – девочки).

«Важность и значение гибкости не подлежат сомнению. Гибкость дает легкость, свободу действий, непринуждённость движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его, – говорит профессор Завьялова. – Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление. Оценка этого физического качества осуществлялась с помощью упражнения наклона вперед из положения стоя. Полученные результаты не вселяют уверенность, в то, что выпускники детского сада успешно выполнят нормативные требования комплекса ГТО».

Для измерения общих координационных способностей дети выполняли челночный бег. И показали неплохие результаты – уровень выше среднего. Но есть нюансы. Иитоговое тестирование определило большее количество девочек (20,8%) в сравнении с мальчиками (13,3%), имеющих низкий и ниже среднего уровень развития координационных способностей. Причем с начала учебного года количество мальчиков с такими уровневыми характеристиками уменьшилось, а количество девочек увеличилось на 5%.

Измеряли ученые и силу кистей рук тюменских дошкольников – проводили динамометрию. Результаты к концу года улучшились, но показатели, по-прежнему, находятся в диапазоне от низкого к среднему уровню развития. «Следовательно, при переходе в школу будущие первоклассники будут затрудняться с выполнением обязательного силового теста «Подтягивание из виса на перекладине», – делают вывод в институте.

Исследования продолжаются. В ближайшее время, как сообщила Татьяна Завьялова, станут известны результаты следующего этапа мониторинга. Между тем, выводы, сделанные на основе полученных данных, должны заставить задуматься о том, как изменить ситуацию к лучшему.

Коллектив кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры ТюмГУ

По мнению ученых ТюмГУ, недостаточно высокие результаты воспитанников детских садов обусловлены тем, что в практической деятельности педагоги по физической культуре не всегда уделяют внимание целенаправленному развитию физических качеств. Возможно, в силу не достаточно высокого уровня физкультурной грамотности педагогов в вопросах физкультурно-оздоровительной работы. Причем это касается не только инструкторов по физической культуре, но и воспитателей, с которыми дети проводят большую часть времени и стимулируют их двигательную активность.

«Преемственность дошкольного физкультурного образования может и должна осуществляться лишь при тесном взаимодействии педагогов обоих ступеней образования, как детского сада, так и школы, но такое взаимодействие пока не реализуется в Тюмени”, – констатирует профессор.

Остается надеяться, что мониторинг физического здоровья дошкольников, который проводят в Тюмени, позволит выявить “точки роста” и будет способствовать повышению общего уровня физической подготовленности юных тюменцев.

PARK72.RU,
фото Ксении Замчевской