В Тюменском районе – педагогический скандал

Можно ли отчитывать на общешкольной линейке первоклассника за плохое поведение? Если нельзя, то почему? Допустимо ли делать ребенку, страдающему задержкой речи, замечания по поводу плохой скорости чтения? Нормально ли, что ученики начальной школы собираются в туалете, чтобы вызвать духов? Разбивают друг другу носы, душат? Учебный год на исходе. Это время подводить итоги и делать выводы. В том числе и по поводу применяемых воспитательных приемов и методов выстраивания диалога с родительской общественностью. В редакцию PARK72.RU обратились тюменцы, проживающие в пригородных поселках Кулига и Каменка, которые почти полгода пытаются изменить ситуацию в Каменской средней общеобразовательной школе. Обращения с требованием повлиять на происходящее они направили в управление образования Тюменского района и уполномоченному по правам ребенка в Тюменской области. Полученные ответы их не удовлетворили, поэтому сейчас они намерены обратиться в прокуратуру.

Претензий у родителей немало. Под одним из обращений числится 30 фамилий. Остальные – подписаны инициативной группой из 5-6 человек.

Сразу отметим, что директор Каменской средней общеобразовательной школы Татьяна Потапова считает обвинения родителей безосновательными. По ее словам, жалобы пишет группа родителей, не желающих выстаивать конструктивный диалог.

Авторы писем, между тем, заверили корреспондента PARK72.RU, что неоднократно пытались урегулировать проблемные моменты, но после продолжительных бесед ситуация не меняется. Это и подвигло их к написанию жалоб.

Вот несколько цитат из их обращений:

«Родители возмущены историей, которая произошла осенью 2016 года, когда 15 (!!!) учащихся начальной школы вызывали духов в туалете на перемене, в результате чего одному из мальчиков была повреждена кисть руки. Одного из мальчиков директор завела в свой кабинет и обвинила его в случившемся. А где был классный руководитель и дежурный учитель, когда на перемене отсутствовали 15 человек в рекреации для начальной школы? Таким образом директор возложила на плечи 10-летнего ребенка ответственность за бездействие и безответственность старших».

«Просим принять меры в связи с грубым нарушением норм СанПиН 2.4.2.1178-02, имеющих место в организации образовательного процесса 1а и 1б классов. Занятия проводятся в одном учебном классе с общим количеством учащихся 34 человека при норме на одного учащегося 2,5 кв.м. При том, что в классах компенсирующего обучения (в 1а обучается один ребенок, имеющий статус инвалида, и один – статус ребенка с особенностями развития по заключению специалистов) количество учеников не должно превышать 20 человек».

«Дети рассказывают о том, что Потапова Т.В. в присутствии детей довела до слез трех учительниц».

«На линейке в присутствии всей школы вывела на середину зала первоклассника и кричала на него, что привело к истерике у ребенка».

Последняя ситуация стала известна маме «отличившегося» ученика. Ей о случившемся рассказала старшая дочь, также присутствовавшая на общешкольной линейке, когда ее младшего брата-первоклассника публично отчитали. Этот факт обсуждался весной на родительском собрании в школе и директор пояснила, что поступила так, поскольку этот ребенок набросился на своего одноклассника, повалил на пол и начал душить… Драка между мальчишками меньше шокировала родителей, чем поступок директора, которая вывела первоклассника для обсуждения ЧП перед всей школой.

Фото pravnovosti.ru

В общем-то, в советские времена подобные «публичные разоблачения» были обычным делом и не считались чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня, по-прежнему, у этого воспитательного приема немало сторонников. Потому что школа – это всегда территория повышенного риска, где особое внимание должно уделяться безопасности и профилактике возможных ЧП. И если публичное замечание позволит в дальнейшем предотвратить аналогичные ситуации, то почему бы его не сделать? Правда, тут есть одно но – родители воспитуемого должны быть не против…

«О том, что произошло, я узнала не сразу. Ребенок стал бояться ходить в школу. Поговорив со старшей дочерью, я узнала, как это было. Не понимаю, неужели нельзя было этот конфликт обсудить между детьми, с участием родителей, а не оскорблять публично, выставляя на показ перед всей школой. Как это может повлиять на психику первоклассника? Я была шокирована таким «воспитательным приемом». Пыталась поговорить с директором по этому поводу. Около недели чуть ли не каждый день приходила в школу, но увидеться с ней тогда мне не удалось, – рассказала Наталья М., мама Ивана. – Причем разбираться в ситуации не стали. А как дело было? За несколько дней до этого трое мальчиков закрыли Ваню в раздевалке, не давали ему выйти, издевались. Потом он, уже на другой день, увидев одного из обидчиков, набросился на него, чтобы дать сдачу. Как говорят сотрудники школы, мой сын набросился на этого мальчика и стал его душить. Их разняли, но крайним сделали Ивана. Тут же вывели на общешкольную линейку, публично оскорбили… У меня вообще большой вопрос к тому, как рассматривают в школе конфликтные ситуации. Еще один случай был. Девочка Лида пнула Ивана между ног без повода. Он побежал за ней и пнул по ноге. Это увидел их одноклассник Денис. Как настоящий джентльмен он решил заступиться за девочку, поскольку не видел, из-за чего случился конфликт, – побежал за Иваном и пнул его по ноге. Иван не понял, за что его пнул мальчик. Побежал за ним, чтобы дать сдачу, – также пнуть его. Но пока пинал, обидчик споткнулся и упал, и Иван в итоге пнул его не по ноге, а по носу. Меня и родителей Дениса, которому Иван разбил нос, вызвали в школу, угрожали поставить на учет в полицию, а маму девочки-зачинщицы почему-то даже для разговора не пригласили. Однобокий подход: Ивану, который дает сдачу, пытаясь постоять за себя, делают замечания, а тем, кто его провоцирует, обижает, – нет. Разбираться нужно досконально, чтобы в дальнейшем подобные ситуации не возникали. Не понимаю, почему за детьми плохо смотрят на переменах».

Фото troitza-chertanovo.ru

Смущает родителей текучка кадров и принципы формирования педагогического коллектива. Они категорически не одобряют, что в учителя порой приступают к работе, окончив дистанционные курсы переобучения. По их мнению, это не лучшим образом отражается на качестве подготовки учеников.

«В школе сложилась критическая ситуация с наличием профессионального педагогического состава. С 2013 года вынуждены были уйти: учителя математики – 3 человека, учителя литературы и русского языка – 3 человека, учителя иностранных языков – 4 человека, учитель истории и обществознания – 1 человек, учителя начальных классов – 2 человека, учитель информатики – 1 человек, учитель искусства – 1 человек, учитель технологии – 2 человека, один из которых имел опыт работы в школе 20 лет, сменились 4 заместителя директора по воспитательной работе. Из-за отсутствия преподавателя не ведется черчение».

«На поставленный вопрос «По какой причине учителя из Каменской СОШ увольняются пачками», директор Потапова Т.В. ответила «Потому что школа не может обеспечить учителей жилплощадью». Но мы знаем, что многие уволившиеся учителя продолжают жить в Каменке и в жилплощади не нуждаются, а уволились по причине давления со стороны руководства школы».

«При формировании педагогического состава школы приоритетом является трудоустройство людей, заканчивающих дистанционные курсы в сфере образования, не имеющих отношения к своему предыдущему образованию (специализации). Учителя согласны на повышение часовой нагрузки в ущерб основной деятельности. Например, учитель математики Ш. является по совмещению учителем технологии, сантехником, сторожем, дворником. Учитель биологии Г. совмещает преподавание уроков химии, музыки, ИЗО, иногда ведет уроки математики. Заместитель директора по административно-хозяйственной части М., является учителем физики, учителем технологии у мальчиков 5 класса(!?). Заместитель директора по ВР, она же – организатор мероприятий и социальный педагог школы ведет уроки истории, обществознания. Штатный логопед является секретарем учебной деятельности, выезжает на домашнее обучение (?!), замещает учителей начальных классов при их отсутствии, поэтому занятия по логокоррекции не проводятся. Занятия с психологом не имеют систематического подхода, т.к. эта обязанность возложена на заместителя директора по учебной части Б., и она же является учителем географии. Даже библиотекарь Т. ведет уроки информатики, замещает учителей начальных классов, назначена математиком среднего звена, не имея при этом физико-математического образования. Но последней шокирующей новостью для учащихся стало устное заявление директора, что после ухода второго математика (в феврале 2017 года) предмет будет преподавать она, на основании пройденной переквалификации с биолога на математика. Просим обратить пристальное внимание на уровень подготовки создаваемого «коллектива». Результат бурной деятельности – низкие показатели в учебе».

«Хотелось бы сообщить о последнем случае принятия на работу человека с судимостью в учреждение дошкольного образования (детский сад «Пчелка», который объединили со школой). Сотрудник был принят на должность няни с обещанием со стороны администрации предоставить ему возможность пройти дистанционные курсы обучения на воспитателя».

«Показателен пример методов ведения занятий по физической культуре. Имеется информация о случаях оставления преподавателем учащихся безнадзорно во время урока, что приводило к случаям травматизма. Случаи травматизма тщательно скрываются. Учитель физической культуры позволяет себе кричать на детей. Некоторые учителя проводят уроки физической культуры в юбке и на каблуках».

«Вахтер, с молчаливого одобрения директора, позволяет себе оскорблять и унижать наших детей, обзывая их «придурками, обезьянами, недоделанными», на что дети платят взаимностью и родители тут бессильны».

Как видите, замечания – серьезные. И изложенные родителями доводы нуждаются в тщательной проверке со стороны контролирующих структур.

Фото razvitiecenter.ru.s65.hhos.ru

Часть озвученных претензий касается организационных моментов – периодического отсутствия доставки, отопления, дезинфицирующих средств, а также желания у педсостава работать по субботам.

«Доставка детей из Кулиги в Каменку осуществляется со сбоями. Даже в зимнее время. В этом году к каждом месяце по разным не озвученным причинам доставка детей отсутствовала. 3 марта 2017 года без заблаговременного оповещения родителей доставка детей из школы не осуществлялась развозкой, что привело к тому, что один из учащихся первого класса находился в здании школы до 16.00. 6 марта нас уже оповестили о том, что доставка детей из школы осуществляться не будет, причины отсутствия развозки нам не были известны. Также мы были поставлены в известность, что при температуре -28 градусов доставка детей в школу и из школы осуществляться не будет и дети имеют право в школу не прийти (что ведет к нарушению успеваемости). Также Потапова Т.В., назначая родительское собрание на 18.00 не учитывает отдаленность нашего проживания, что приводит к невозможности присутствия на родительских собраниях. Путь автобуса от Кулиги до Каменки занимает 10-15 минут и пусть пешехода от Каменской остановки до школ занимает так же 15 минут, а по субботам в более ранее время собрания не проводятся».

«Потаповой Т.В. не удобно открывать школу в свои выходные, поэтому пробная ГИА у школьников проводится не в субботу утром, когда всем было бы удобно, а после 6 урока в будни, когда дети уставшие и голодные. При этом у детей нет возможности перекусить принесенной с собой едой. Даже в столовой, так как Потапова Т.В. запретила приносить детям свою еду, объяснив родителям, что это нарушение СанПиН».

«Родители неоднократно обращались с жалобами о наличии антисанитарных условий (с 9 по 25 января отсутствовали средства дезинфекции, пол и посуду сотрудники мыли гелем для душа, принесенным из дома), о нарушении теплового режима в школе, а именно с 21 по 25 октября 201 года отсутствовало отопление при температуре на улице -7-9 градусов».

Родители утверждают, что сотрудники школы позволяют себе неэтично высказываться в адрес детей. Их не устраивает, что на собраниях при обсуждении успеваемости называют фамилии школьников, а за успехи – не хвалят.

«В качестве мотивации при неудовлетворительных результатах написания ГИА оказывает на них психологическое и моральное давление, называя их «Обитателями социального дна». А ответственность за свой непрофессионализм (предоставление некачественной образовательной услуги) предпочитает перекладывать непосредственно на учеников, устраивая публичные собрания и заставляя перед родителями, учителями и учащимися всего класса «каяться» в своей неподготовленности. Как пример, родительское собрание 9 класса в 2015-2016 учебном году по итогам написания предварительной ГИА, проведенное с нарушением закона РФ о защите персональных данных несовершеннолетних, а также очевидны формы дискриминации, бесчеловечного, унижающего достоинства обращения и наказания. После чего родители и дети находились в шоке от педагогического подхода, который применила директор на этом собрании. Психологическая травма, подавленность, угнетенность не являются повышением уровня мотивации к учебе учащихся, а напротив ведут к разрушению личностного роста ребенка, развитию чувства вины и неполноценности».

«Как дети, так и педагоги деморализованы, боятся проявлять инициативу, не доверчивы друг к другу, проявляют агрессию в отношениях между собой. В результате отсутствия системы поощрений со стороны администрации за хорошие показатели в учебе, внеурочной деятелности, в спорте дети не мотивированы, не признаны. Мало того, Потапова Т.В, считает, что “имеет право» вскрывать и просматривать личные аккаунты учащихся с последующим приглашением к себе на беседу один на один без законных представителей, используя личную информацию для дальнейшего давления на ученика(цу). Ученики с хорошими и отличными отметками предпочитают продолжать обучение в городских учебных учреждениях».

В письме уполномоченному по правам ребенка в Тюменской области родители сообщают об учителях, «доведенных до больничной койки и увольнения», о том, что руководитель школы, присутствуя на уроке, может “в присутствии детей делать замечания учителю, намекать на его непрофессионализм и доводить до слез”.

Татьяна Потапова (слева) и Ольга Буторина (справа)

Претензии озвучивались руководству школы. Более того, одно из обращений было зачитано на общешкольном собрании весной этого года. И присутствовавшие при этом директор Каменской средней школы Татьяна Владимировна Потапова и начальник управления образования администрации Тюменского района Ольга Николаевна Буторина пытались урегулировать конфликт.

Собрав родителей, директор планировала «начать издалека», рассказав о задачах школы, успехах и планах, но родители настояли на обсуждении их обращения и «обратной связи». Татьяна Потапова зачитала письмо с претензиями и прокомментировала каждый довод, назвав претензии родителей необоснованными.

«Никогда в моем лексиконе не было тех слов, которые мне приписывают родители в этом письме, – поясняет директор. – Мальчику на линейке я сделала замечание, чтобы пресечь подобные случаи. Он душил одноклассника. С детьми, конечно, проводим профилактические беседы, и я считаю, что это – нормальная воспитательная работа».

Ольга Буторина, в свою очередь, отметила, что успеваемость в Каменской средней школе “лучше, чем в среднем по району», и предложила решать спорные моменты в рабочем порядке.

…С тех пор прошло уже почти два месяца.

Сама Татьяна Потапова обвинения, предъявленные родителями, по-прежнему, считает беспочвенными придирками. Слухи о неэтичном поведении и высказываниях со своей стороны отрицает. Говорит, что за каждого педагога, который увольняется – борется, уговаривает остаться и пытается сделать все возможное для того, чтобы обучение было результативным.

«Педагоги уходят по личным причинам. Школа находится далеко от города Тюмени, где проживают многие учителя. Кто-то устает добираться, кто-то находит работу поближе, у кого-то – маленькие дети, и они просто не могут справиться с нагрузкой, – поясняет директор Каменской средней школы. – Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы педагогический коллектив был стабильным. И большинство педагогов работают у нас много лет и уходить не собираются. Увольнение учителя – это всегда сложная ситуация, поскольку мы вынуждены делать все возможное, чтобы закрыть эту кадровую брешь и обеспечить детей возможностью учиться. С родителями мы всегда готовы к конструктивному взаимодействую, но у меня создается ощущение, что эта группа родителей не стремится решать проблемные вопросы, а замотивирована писать жалобы и разжигать скандал».

Она не исключает, что конфликт затеян с целью сместить ее с должности. Полагает, что у тех, кто пишет жалобы, уже есть кандидатура на этот пост…

Татьяна Потапова тяжело переживает ситуацию, сложившуюся в учреждении в части взаимодействия с группой недовольных родителей. Считает, что переживания, связанные с конфликтом, отразились и на здоровье ее мужа, много лет проработавшего в ТюмГУ, который скоропостижно скончался весной этого года.

«На протяжении всего этого учебного года по жалобам родителей проводились проверки. Их было около десятка, но никаких серьезных нарушений выявлено не было», – говорит директор школы.

Представители инициативной группы, между тем, заявили корреспонденту PARK72.RU, что у них нет как таковой задачи сместить директора с должности.

«Мы хотим, чтобы ситуация в школе изменилась в лучшую сторону. Не мы назначали этого руководителя, не нам и решать, работать ей дальше или нет, но мы устали от такого отношения. От того, что нас не слышат, что дети боятся ходить в школу, от того, что хорошие учителя увольняются, что наших детей не уважают… И если обстановка не поменяется, видимо, будем настаивать и на принципиальных кадровых перестановках», – поясняют они.

В департаменте образования Тюменского района о проблеме в Каменке знают. По обращениям родителей проводились проверки. Факты нарушения организации перевозочной деятельности подтвердились, а вот заявления родителей по поводу организации некачественного питания и большой текучки кадров – нет. За выявленные нарушения директор учреждения был депремирован по итогам работы в первом квартале 2017 года.

«Школа укомплектована кадрами на 100% на день проверки. Имеют высшее педагогическое образование 95% педагогов, среднее специальное педагогическое образование – 5% (учитель технологии – совместитель). При общем количестве работников 23 человека, в 2013-2014 году уволились 3 учителя, в 2015-2016-м – 4 учителя, в 2016-2017-м – 2 учителя. Движение сотрудников учреждений и обновление педагогического персонала происходит в ряде образовательных организаций Тюменского муниципального района по объективным причинам (к примеру, инициатива работника, истечение срока действия трудового договора, смена места жительства и т.д.)», – отмечается в официальном ответе департамента образования Тюменского района на запрос PARK72.RU.

Также отметили, что в департамент поступали жалобы на деятельность школы от одного из учителей.

Ряд моментов, на которые сетовали родители, судя по всему, не обратили на себя внимание проверяющих.

И это – не устраивает родительскую общественность. Полученные ими ответы на обращения с требованием дать оценку действиям представителей учебного учреждения, направленные в управление образования Тюменского района и уполномоченному по правам ребенка в Тюменской области, их не удовлетворили.

Сейчас инициативная группа родителей намерена обратиться в прокуратуру.

Из переписки с мамой одной из учениц Каменской школы

Они также считают неправомерными действия управления образования Тюменского района, поскольку письмо, направленное ими туда, было перенаправлено в Каменскую школу.

«По сути, перенаправили нашу жалобу человеку, на которого мы жаловались. И мало того, что ситуация не поменялась, на наших детей и на нас стали производить давление. Сейчас некоторые родители всерьез подумывают о том, чтобы перевести детей из этой школы. Хотя возить детей на учебу в город мало кому удобно, – рассказывают представители инициативной группы. – Будем обращаться в прокуратуру».

Мы продолжаем следить за развитием событий.

Хочется верить, что конструктивный диалог между родителями и руководством этого образовательного учреждения все-таки состоится, и этот конфликт разрешится с оптимальным для школы результатом.

PARK72.RU

2 комментария

  • Директорам, “положительно” себя зарекомендовавшим на “выборах”, глубоко начхать на претензии нижестоящих – у них “правовой иммунитет”. А разбираться в школьных дрязгах последнее дело: здесь правды нет, никогда не было и выражение “врет, как очевидец” – лучше всего описывает ситуацию. А так-то да, не ладно что-то в Датском королевстве …

  • да ладно вам на школу эту? из ее рядов, даже глава муниципалитета того вспорхнула!
    а то что ходить детишкам далеко, дык -оптимизаторам спасибо…

Добавить комментарий

Войти с помощью: