Тюменские учителя первыми в стране осваивают принципы «эмоционального интеллекта»

Сегодня почти 100 педагогов сели за парты, чтобы освоить новую экспериментальную программу по развитию социально-эмоциональных способностей у детей. Занятия второго модуля провели сами ученые-разработчики уникального для России проекта. Они уверены, что знание механизмов эмоционального интеллекта поможет учителям и ученикам лучше понимать друг друга и справляться с нагрузками.

На семинаре по эмоциональному интеллекту в ТОГИРРО

Семинар прошел на базе Тюменского областного института развития регионального образования. Лекцию об эмоциональном интеллекте прочла автор методики – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии  государственного академического университета гуманитарных наук Елена Сергиенко. Трансляцию смогли увидеть и педагоги юга Тюменской области. В мире подобные программы используются уже два десятка лет, но в России только сейчас задумались о необходимости учить детей науке распознавания эмоций и умения их контролировать.

«Зачем вообще программа? Не секрет, что школа перегружена различными реформациями, инновациями, бесконечными перестройками, дети перегружены ужасно. Больно смотреть, когда они с идут с такими рюкзаками за спиной, который не каждый из родителей унесет…Кроме того, с информационным потоком и необходимостью изучения информации, которая лавинообразно нарастает, справится очень трудно и здесь надо подумать о том, что необходимы новые эффективные технологии и подходы. Наша программа один из таких подходов», – отметила профессор.

Профессор из Москвы Елена Сергиенко

Любопытно, что идея ввести в школы курс об управлении эмоциями пришла из банковской сферы. Это совместный проект областного департамента образования и науки и Сбербанка.

«Мы стали развивать у своих сотрудников такую компетенцию как эмоциональный интеллект. Это очень интересно и полезно. Тюмень стала первым регионом, в котором совместно с нашим фондом «Вклад в будущее», мы начали культивировать эти знания в школьной среде. Это уже второй этап обучения, в ходе которого почти сто преподавателей пройдут учебу, и в 10 школах, в ближайшее время после сертификации, этот предмет будет преподаваться. Учителя будут развивать эмоциональный интеллект в школах, будут учить других преподавателей», – рассказал председатель Западно-Сибирского банка ПАО «Сбербанк» Александр Анащенко.

Председатель Западно-Сибирского банка ПАО «Сбербанк» Александр Анащенко

Александр Анащенко признался учительской аудитории, что сам закончил педагогический институт и имеет опыт преподавания в коррекционном классе, кроме того, он, как отец троих детей, постоянно в поиске способов гармоничного воспитания и развития. Познакомившись с эмоциональным интеллектом, он стал использовать его принципы в жизни и на работе, где управляет 12-ти тысячным коллективом, а затем возникла идея создать специальную программу для школьников, учителей и родителей. Анащенко называет эмоциональный интеллект уникальной компетенцией и убежден, что он помогает стать человеку успешным, благополучным и счастливым. Предложение нашло отклик у департамента образования, и некоммерческий успешно проект стартовал. Глава департамента Алексей Райдер, считает его весьма своевременным, ведь сейчас, по его словам, ребенок очень меняется, он живет в иных темпах жизни, а значит и педагогам нужны новые инструменты, чтобы сделать образование эффективным.

«Эмоциональный интеллект – это основа наиболее благоприятного освоения учебного материала для детей. Мы очень трепетно наблюдали за результатами работы тех первых слушателей, которые вошли в программу,  готовы заверить, что положительные результаты есть и самое главное, что педагог может более уверенно пользоваться и управлять эмоциями ребят во время учебного процесса. Мы знаем, что во время учебы эмоции очень различны, и любой деструктив надо уметь «по-взрослому», педагогически вывести в хорошее русло», – прокомментировал Алексей Райдер.

Директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер

Новая методика не предполагает отдельных занятий в расписании, она проникает в учебный процесс как бы между делом, помогая направлять класс в позитивное рабочее русло, говорят разработчики. Социально-эмоциональное развитие направлено на формирование у ребенка навыков понимания себя и других людей, помогает осваивать общественные правила и нормы, стимулирует интеллектуальные способности, дает уверенность в своих возможностях. Воспользоваться этими методами могут и сами педагоги, ведь они часто подвержены перегрузкам и эмоциональному выгоранию. По мнению экспертов, программа отвечает на вопрос – где взять силы и как мобилизовать внутренние ресурсы. Причем она не заменяет институт школьных психологов, а существует параллельно и рассчитана с вариациями на младшее, а также на среднее и старшее звено.

«Многие программы направлена на коррекцию, на устранение некоторых недостатков в развитии детей, тогда как эта программа в большей степени опирается на позитивные процессы, которые в каждом человеке происходят – это стремление к счастью, к благополучию, чтобы тебя понимали, чтобы ты понимал, чтобы было успешное взаимодействие друг с другом», – отметила в своем выступлении Елена Сергиенко.

После первого этапа обучения некоторые учителя уже начали апробировать программу. Педагог начальных классов лицея №34 Елена Чемагина рассказала, что ее ученики восприняли новшества на «ура», а вот мамы и папы были смущены и пришли с вопросами. Кстати, родители тоже вовлечены в работу с эмоциональным интеллектом.

«Со своими первоклассниками я понемногу стала говорить на эти темы. Мы внедряли эту методику не только на внеурочных занятиях, но и на уроках говорили об эмоциях. Надо сказать, что дети встретили это с восторгом, для них это необычно, многие рассказывали своим родителям. Родители заинтересовались и подходили с вопросами. Я провела собрание и рассказала в чем значимость этой программы, причем не только для детей, но и для педагогов и родителей. Очень важно уметь распознавать эмоции и этими эмоциями управлять. Уже, подходя к завершению обучению, понимаю насколько это важно нам в наше время», – поделилась Елена Чемагина.

Учитель отметила, что дети намного быстрее, чем взрослые распознают спектр эмоций. Больше всего первоклашкам понравилось задание – перед началом урока улыбаться друг другу. Улыбка настраивает на позитивное восприятие мира, и этот простой способ помогает с хорошим настроением приступить к учебе.

Елена КУХАЛЬСКАЯ,

фото автора