Профессора и преподаватели предлагают реформу высшего образования и 7 показателей оценки эффективности деятельности профильного министерства России

В конце прошлой недели региональное отделение Общероссийской профессорско-преподавательской ассоциации «Справедливость и солидарность» в Тюменской области провело круглый стол на тему «Положение профессорско-преподавательского состава, состояние высшего образования и науки в современной России: проблемы и пути решения». Совместно была сформулирована резолюцию, разработан и одобрен проект федерального закона «О правовых основах реформы высшего образования, создания благоприятных условий для научной деятельности, достойного вознаграждения профессорско-преподавательского состава и защиты академических свобод».

В заседании приняли участия не только представители профессорско-преподавательского состава вузов Тюмени, но и студенты. Кроме того, в режиме видеоконференции  в разговоре участвовали представители профессорско-преподавательского состава Москвы и Ульяновска.

Проект закона в ближайшее время будет выставлен для публичного обсуждения на сайте Российской общественной инициативы, а затем передан в Государственную Думу России.

На взгляд участников круглого стола, реформа высшего образования должна осуществляться с учетом того, что образование имеет стратегическое значение в государственной, социальной и производственной политике; эта сфера ответственна за качество, ментальные свойства как отдельной личности, так и всего народа в целом;  сфера высшего образования должна опираться на традиции отечественного образования, отечественной истории, науки, культуры и искусства.

Давайте оценивать Министерство науки и высшего образования России

Участники круглого стола полагают, что реформа образования невозможна без пересмотра стратегических установок и обязанностей министерства.

В проекте федерального закона, разработанном профессорами в Тюмени,  отмечается, что необходимо ввести объективные, справедливые и базовые показатели, необходимые для оценки состояния науки, высшего образования в стране и вузов:

  1. Доля расходов в валовом внутреннем продукте России на развитие науки и высшего образования.
  2. Место России среди 20 наиболее развитых стран по признанному международному индексу уровня образования.
  3. Место России среди 20 наиболее развитых стран по уровню зарплаты профессорско-преподавательского состава.
  4. Доля трудоустроенных выпускников высших учебных заведений дневной формы обучения.
  5. Оценка удовлетворенности выпускниками эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
  6. Оценка педагогическими и научными работниками эффективности деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
  7. Уровень доверия научных и педагогических работников к руководителю Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Долой административный диктат и преимущества администраций вузов

Профессорско-преподавательский состав предлагает внести в действующее законодательство о науке и высшем образовании следующие изменения и дополнения:

1) в 2020 году осуществляется переход от бюджетного финансирования вузов по числу обучаемых к сметному финансированию;

2) пересмотр федеральных государственных образовательных стандартов, осуществляется не чаще одного раза в 10 лет;

3) в 2020 году заключить  с профессорско-преподавательским составом вузов контракты, как правило, на пять лет, а в последующем бессрочных, если преподаватель дважды через каждые пять лет успешно проходил аттестацию;

4) запрещается вменять в обязанность преподавателей писать определенное количество научных статей в год, а результаты своих научных исследований публиковать в изданиях, индексируемых базами данных Web of Science, Scopus;

5) запрещается исключение коллектива кафедр от дачи рекомендаций при замещении должностей профессорско-преподавательского состава кафедры;

6) ученые советы вузов в ходе конкурсного отбора претендентов на должности профессорско-преподавательского состава обязаны выдавать им  мотивированное заключение;

7) в целях улучшения индивидуальной работы со студентами вузов довести штатный коэффициент (количество студентов на одного преподавателя) в вузах до 6:1, рассчитывая его по приёму студентов на первый курс, а не по фактическому количеству оставшихся студентов после отчисления за неуспеваемость;

8) установить пенсии преподавателям вузов, достигшим пенсионного возраста в размере 80% их прежней зарплаты;

9) предоставлять профессорско-преподавательскому составу вузов оплачиваемые творческие отпуска на 3 месяца через каждые 5 лет работы, с защитой письменного отчета в процессе прохождения очередной аттестации;

10) на основе конкурса сделать выборными должности ректоров, директоров, деканов, заведующих кафедрами;

11) сократить число административно-управленческих работников в вузах до уровня не более  5% от числа профессорско-преподавательского состава;

12) установить оклады ректоров и проректоров в размере не более 1,5 – 2 средних окладов профессоров;

13) создать систему стимулов для закрепления молодых выпускников в сфере науки и высшего образования;

14) выделять не менее 3% бюджетных средств отдельной строкой на развитие науки;

15) законодательно закрепить за профессорско-преподавательским составом статус государственных гражданских служащих;

16) до 2024 года перейти к политике отбора поступающих в вузы на основе экзаменов и трудоустройства всех выпускников высших учебных заведений дневной формы обучения.

Новые принципы для высшего образования

По мнению педагогов, реформа высшего образования должна предполагать:

1) отказ от политики сокращения «лишних»  преподавателей вузов, которые придерживаются патриотических убеждений и критически относятся к тому, что происходит в стране;

2) предотвращение монополии в преподавании базовых мировоззренческих дисциплин, особенно истории и философии;

3) преодоление ситуации, когда проекты реформы образования разрабатываются преимущественно в одной образовательной организации, которая основательно зарабатывает на таких реформах;

4) предотвращение массовой замены живого общения между преподавателями и студентами интернет-лекциями преимущественно московских авторов;

5) создание рабочей группы из авторитетных в научном и преподавательском сообществе кадров для пересмотра навязанных вузам ранее форм тестового контроля, дистанционных форм обучения, внедрение формальных рейтинговых критериев работы вузов и профессорско-преподавательского состава, преодоления ситуации игнорирования значимости вузов в социальной среде;

6) принятие мер по защите от волюнтаризма чиновников всех уровней разными способами внедряющих чуждые, не обоснованные образовательные методики, которые разрушают сформированные ценности в воспитательном и образовательном процессе, научной деятельности;

7) проведение государственно-общественной экспертизы проекта цифровизации обучения на предмет возможных отрицательных последствий по коренным вопросам обучения и воспитания в семье, школе и вузе.

Нужна проверка Генеральной прокуратуры

По словам председателя Общероссийской профессорско-преподавательской ассоциации «Справедливость и солидарность», доктора юридических наук Владимира Осейчука, участники круглого стола решили обратиться в Генеральную прокуратуру России с заявлением о проведении прокурорской проверки законности массовых фактов навязывания администрациями многих вузов заключения с преподавателями ежегодных контрактов; обязывание преподавателей писать определенное количество научных статей в год, а результаты своих научных исследований публиковать в изданиях, индексируемых базами данных Web of Science, Scopus; исключение коллектива кафедр от дачи рекомендаций при замещении должностей профессорско-преподавательского состава кафедры; отказ от выдачи претендентам на должность мотивированного заключения ученого совета о принятом решении, что затрудняет им защиты нарушенных прав в судебном порядке.

Напомню, Владимир Осейчук был уволен с кафедры государственного и муниципального управления в 2019 году за критику в адрес руководства Тюменского государственного университета. Ученый совет предпочел ему на конкурсе на замещение должности профессора по кафедре Елену Гладун, у которой нет звания профессора. Владимир Иванович оспаривает действия руководства ТГУ и увольнение в суде.

Кроме того, в настоящее время исковое заявление Владимира Осейчука и заслуженного юриста РФ Натальи Бобровой рассматривается в Верховном Суде РФ. Они просят признать недействующим Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324 в части пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 Приложения № 4 к данному Приказу, где устанавливается неконституционные  критерии оценки научной деятельности вузов по количеству статей в научной периодике, индексируемой в системах цитирования Web of Science и Scopus и с помощью индекса Хирша.

Лара НЕКРАСОВА

Развитие событий

4 месяца назад Злоупотребления в ТюмГУ. Профессора России объединяются в ассоциацию для защиты чести и достоинства
4 месяца назад Заслуженные профессора ТюмГУ ответили на критику коллеги
3 месяца назад Профессор ТюмГУ заявил, что скидки на обучение иностранцев дискриминируют местных студентов
4 недели назад Российских ученых дискриминируют западными стандартами?! Тюменец подал в Верховный суд на Министерство науки и высшего образования РФ
3 недели назад Судья Гарипова отказала профессору Осейчуку. Локальные приказы  ТюмГУ важнее федерального закона?
16.10.2019 Этот материал
2 месяца спустя «ЕГЭ, Болонская система, ставка на цитируемость в западной прессе – это удавки, уничтожающие российскую систему образования»