Безопасность ребенка основана на доверии к нему

Максим Беренов – создатель и руководитель Клуба умной безопасности из Екатеринбурга. Вопросами детской безопасности он занимается более 20 лет. Книга Максима «Безопасность детей и подростков. Жизнь без страха» вышла недавно и активно разлетается по стране. В конце ноября Максим в числе коллег – спикеров  примет участие в семинаре для родителей и детей «Родительство без страха – детство без опасности». 

Максим Беренов

–  Максим, сегодня градус родительской тревожности зашкаливает. Есть основания, информация о пропавших и слишком поздно найденных детях – в ежедневных новостях. А еще буллинг, вовлечение в распространение наркотиков, последствия гаджетозависимости и далее по списку. Как родителям не сойти с ума?

– Существует 2 вида тревоги. Рациональная тревога построена на знании об опасности, но незнании, как с этой опасностью справится. Лекарством от этой тревоги как раз и будет знание. Насколько реальна опасность, не является ли она фейком, как избежать её с помощью профилактических мер, что делать, если избежать не удалось. Все эти знания очень сильно снижают уровень тревоги. Например, Свердловская область недавно стала лидером по пропаже детей. Но практически все они ушли из дома из-за конфликта с родителями и были вскоре найдены. А с иррациональной беспочвенной тревогой следует обращаться к психологу.

– Вы упомянули фейки. Их много? И насколько они опасны?

Фейков достаточно много. Тут и “группы смерти”, и “черная транспланталогия”, и похитители с котятами, и “вред анимэ”, и “педофильское лобби” и многое другое. Вред фейков в том,  что вызывая панику, они, с одной стороны, приводят к укреплению родительской тревоги, паранойе, и даже “охоте на ведьм”,  когда бессмысленным нападкам   подвергаются невинные люди и подлинные эксперты. Спровоцированная фейками  тревога в результате приносит только вред, ибо отвлекает от решения реальных проблем безопасности, и разрушает отношения между родителями и детьми. С другой стороны, на фейках и раздутых страхах сейчас кормится огромное количество псевдоэкспертов. В результате найти действительно работающие рекомендации становится проблемой.

– Но дети  действительно пропадают. Насколько действенны и надежны методы тотального контроля, который осуществляется сегодня чуть ли не с помощью авторучек? Есть ли в вашей практике случаи, когда мобильные приложения, умные часы и тому подобные приспособления действительно помогли вовремя среагировать, спасти ребенка?

– Гаджеты полезны на этапе, когда ребенок практически не ходит сам. Или в случае, если заблудился в лесу, например.  Научившийся спрашивать дорогу и просить помощи ребенок в городе найдется сам. А по мере взросления начнет разными способами саботировать гаджет, стремясь к самостоятельности.

– Чему надо научить ребенка перед тем, как отпускать его в самостоятельное путешествие по городским улицам?

– Правилам дорожного движения, как бы банально это не звучало. Автотранспорт губит в тысячи раз больше людей, чем маньяки. Научить правилам контроля окружающего пространства. Как самостоятельно строить безопасный маршрут, видеть то, что поможет: места, куда можно обратиться за помощью, подручное оружие. Оценивать ситуацию. Обращаться за помощью.

– Вы много лет исследовали тему детской безопасности. В том числе собирали материал, разговаривая с преступниками, совершившими преступления против детей. Есть ли закономерности? По каким признакам злодей выбирает жертву, или это всегда – случайно?

– Три основных момента: Виктимность, рентабельность, подходящая ситуация. Неопытный преступник может атаковать просто потому, что сложилась подходящая ситуация: нет свидетелей, жертва слабее, пространство ограничено. Опытный сначала оценит рентабельность, и посмотрит на поведение объекта. Если тот ведет себя как жертва, ситуацию опытный преступник создаст сам.

Вы сказали «ведет себя как жертва». Этот паттерн как вообще формируется? Какой ребенок будет всегда вести себя как жертва?

– Все начинается с семьи. Если нет уважения и доверия к собственному ребенку, четких правил, постепенного приучения к самостоятельности и ответственности – мы растим жертву. Или агрессора. По некоторым исследованиям, психологические профили жертв и агрессоров достаточно схожи. Ну и, конечно же, знание. Дети имеют право знать о тех опасностях, с которыми в состоянии справиться сами или попросить помощи. Увы, закон о защите детей от информации работает скорее во вред.

– Насколько реальны шансы у ребенка защитить себя самому?

Практика показывает, что достаточно велики. Если действует разумно и наработаны навыки.

–  Не утихают споры о том, с какого возраста можно доверять ребенку самостоятельное передвижение по улице. В некоторых странах этот возраст закреплен законодательно. Как правило, это 10-12 лет. Считается, что до этого времени ребенок не в состоянии адекватно оценить степень опасности. Но у нас не всегда реально обеспечить сопровождение ребенка до такого возраста. А надо ли? И действительно это так: исполнилось 12 лет – можно спать спокойно?

– Это зависит от конкретных условий и опасностей, сложившихся в данном месте, и от того насколько у ребенка сформированы навыки безопасного поведения. Попытка стричь всех под одну гребенку принесет только вред. Я не представляю себе, как работающая мама сможет, водить за ручку 12-летнего  ребенка. Как правило ко 2-3 классу в городе ребенок вполне может ходить сам по постоянным маршрутам или в пределах собственного двора. Расширение радиуса происходит постепенно, и важно, чтобы меняя дислокацию, ребенок ставил в известность родителей звонком или СМС.  Чрезмерно опекаемый ребенок, которого до 12 (а порой и до 18) водят за руку, находится в большей опасности в силу меньшего социального опыта.

Или переживает и бунтует против сопровождения – это как раз нормально и важно учитывать.

– Может ли родительская тревожность и тотальный контроль спровоцировать ребенка на неверные действия в случае опасности?

– Еще как! Например, правило «мы не разговариваем с незнакомцами» часто приводит к тому, что потерявшиеся дети боятся обращаться за помощью. Ребенок, подверженный такому контролю, навряд ли придет к родителям за помощью и советом. Он тревожен сам, и это – то самое поведение жертвы, о котором уже сказано. И это далеко не все.

Недавно в одной из дискуссий в соц.сети на тему детской безопасности и того, чему и как надо учить детей попался комментарий: «Отстаньте от детей, сами разберутся». Может, правда отстать? Что и как все-таки надо контролировать?

– Дело в том, что в детской безопасности долгое время господствовал подход, предлагавший не научить ребенка справляться с опасностями, с которыми он может справиться, и обращаться за помощью при столкновении с опасностями, с которыми справиться не может, а просто закапсулировать ребенка, оградив от всех опасностей. Для капсуляторов характерен параноидальный подход, гиперконтроль и раздувание родительских страхов. Например, типичная фраза капсуляциониста: «Ни один нормальный взрослый не может искренне интересоваться общением с ребенком». Но тогда получается, что Януш Корчак, Антон Макаренко, Владислав Крапивин – тоже маньяки?   Многие родители сейчас понимают нежизнеспособность этого подхода, и потому требуют «отстать от детей» интуитивно раздражаясь, но не видя альтернативы.

По сути, сейчас происходит революция в подходах к детской безопасности. На отрицании гиперконтроля, капсулирования, паранойи, – отрицании детской безопасности в ее старом понимании, рождается новая детская безопасность построенная на знаниях и доверии к собственным детям.

Напомним, что семинар-практикум «Родительство без страхов – детство без опасности» пройдет в Тюмени 30 ноября – 1 декабря. Родители и дети будут учиться безопасности в социуме и в Интернете. Большой блок семинара посвящен безопасному будущему – речь пойдет о навыках, которые каждый родитель обязан сформировать у ребенка.   Подробности о семинаре можно узнать здесь.

PARK72.RU,

фото Софьи ЧЕРНЫХ

Развитие событий

20.11.2019 Этот материал
3 дня спустя Чем спокойнее родитель, тем легче ребенку на него опереться
5 дней спустя В такой обстановке сложно вырасти самостоятельным и ответственным