Чем спокойнее родитель, тем легче ребенку на него опереться

Анастасия Беренова – психолог, Сертифицированный специалист по по процессуально-ориентированной работе в международной программе IAPOP (ISPWR) Член Ассоциации Процессуально-ориентированных психологов и психотерапевтов. Один из спикеров саминара-практикума «Родительство без страха – детство без опасности», который пройдет в Тюмени уже в следующий выходные, 30 ноября и 1 декабря. О том,  как будет проходить семинар и что полезного вынесут участники, Анастасия рассказала PARK72.RU.

– Анастасия, организаторы семинара в Тюмени ограничили способы участия в нем пакетами «Только для взрослых» и «Взрослый+ребенок».  Почему один ребенок не может принять участие? Это принципиально? 

У родителей и детей понимание безопасного поведения должно быть одинаковым. В моей практике был случай: мама девочки, проходившей у меня курс безопасности, оставила где-то без присмотра сумочку, в которой лежали телефон, банковские карты, пин-коды, ключ от квартиры и паспорт с пропиской.  Естественно, сняв деньги с карт, злоумышленники с ключом пришли по адресу прописки. Ограбление квартиры предотвратил ребенок! Девочка заблокировала дверь изнутри и, заговаривая зубы людям за дверью, по телефону связалась с папой, а тот вызвал помощь. Ребенок знал, что надо делать, а мама нет! Более того, мама давала совсем другие установки: если звонят в дверь, молчи, делай вид, что никого нет дома. Что было бы, если бы девочка поступила так, как говорила мама?

Анастасия Беренова

Важно выстроить систему: ребенок обладает навыками и знаниями, а взрослый – знаниями и необходимым ресурсом поддержки. Важно говорить в семье на одном языке и понимать не только безопасность, но и другие аспекты жизни друг друга. Если ребенок, побывав на курсе или тренинге, действительно становится смелее и умеет оценить ситуацию, а родитель воспринимает по-прежнему «не ходи сюда/не ходи туда», то возникает конфликт. Наша задача – не спровоцировать конфликт в семье, а сделать семью крепче. Поэтому такие семинары проводятся вместе с родителями. Если родитель учит ребенка, как себя вести – это нормально и естественно. Если, придя с тренинга, ребенок начнет учить маму и папу – это, согласитесь, не совсем правильно.

– как проходят занятия с детьми? Многие сомневаются, не превратится ли это в скучный урок, похожий на школьный.

– Все навыки детям даются в форме игр, а отличить от школьного урока их ещё проще. Самое главное на таких занятиях – сформировать позицию свободного человека, который умеет оценить ситуацию сам. На уроках с этим худо. Вообще дети с удовольствием в эти игры играют и ситуации инсценируют. А девочки особенно любят тренировки против злодея с палкой. Сначала тушуются, а потом входят в раж – заодно решают психологический аспект непроявленной агрессии.

– один тренинг. Этого достаточно для формирования навыков?

– Знания – да! А навык формируется повторением. Не бывает такого, что на тренинге поиграли в игру «скажи НЕТ уверенно», и это осталось на всю жизнь. Мало того, что это надо закреплять в семье, повторяя игры частично. Важно еще чтобы эти принципы стали философией жизни. Ведь если в игре с тренером или родителем «нет» нормальная реакция, а через минуту мама и слышать не хочет про свое мнение – ни один навык не усвоится. Только жизненные принципы плюс отработки.

– В  программе заявлено занятие с родителями по вопросам сексуальной безопасности. Зачем это родителям, дети которых еще не доросли до «опасного» возраста?

 -Тема сексуальной безопасности – гораздо шире, чем тема секса. Это, скорее, диалог о своем теле и телесности, когда мы учим ребенка с любого возраста понимать и чувствовать свое тело и свои желания. Это большие философские пласты: понимание границ, понимания своей уникальности. Почему это необходимо? Да потому что человек с здоровыми границами и принимающий себя не полезет в сомнительные отношения или объятья абы-кого. Навыки сексуальной безопасности формируются с раннего детства, они должны, что называется, с молоком матери появляться у ребенка. Первые правила поведения надо начинать прививать уже с двух лет, тогда к моменту наступления «возраста дебюта» у человека будут закрепленные навыки. Мы же про зеленый сигнал светофора начинаем говорить когда? Когда за ручку ведем ребенка, который ходить научился вчера, а не перед первым самостоятельным выходом инструктируем. Потому что понимаем, что навык должен «врасти» в ребенка, как собственные имя и фамилия.

Что касается чисто технических вопросов сексуальной жизни – как избежать насилия или домогательств – этим вопросам также отводится место, но легче в экстремальной ситуации найти решение тому, кто умеет проявлять и отстаивать себя с малолетства.

– Сексуальному насилию подвергаются, в основном, девочки.  А родителям сыновей зачем эта тема?

– Во-первых, не только девочки, просто в отношении юношей стигма в разы выше. Рассказать об этом очень непросто. Во-вторых, сексуальная травма –она ведь  не только в области явного насилия, но и токсичных отношений. Как научить юношу и девушку в равной степени быть устойчивыми к психологическому насилию и защитить от попадания в лапы партнеров или партнерш- агрессоров?

Ну и самый сложный, пожалуй, вопрос для юношей (да и для девушек) –  как не стать обвиненным в преступлении? А ведь есть прецеденты, где обвиняли представителей обоих полов. Как? Например, юноша не понял что девушка против, а она не сказала словами, выражая недовольство невербально, но подала заявление. Кто виноват? И что может помочь избежать такой ситуации?

–  Если ребёнку  4 года, например. То есть до времени самостоятельности еще далеко. Насколько семинар будет полезным? Может, подождать года 4, и тогда приходить?

Многие знания и навыки, данные на семинаре помогут и взрослым. Что делать при ограблении или нападении? Многое из того что мы даем родилось из курса «безопасность женщины», поэтому универсально. И конечно, эти знания сохранятся на годы. А знания о психосекуальном развитии вообще чем раньше получить, тем лучше!

Был случай когда организатор подобного семинара позвонил мне с благодарностями. Полученная информация позволила ему вычислить грабителя до нападения.

–  Вы давно занимаетесь вопросами детской безопасности. Есть ли примеры, когда знания и навыки, которые вы даете, пригодились?

– Есть. Много. К сожалению. В основном это конфликты в коллективе, в том числе с педагогами. Во многих случаях вопрос решился не на уровне серьезного конфликта или кулаков, а на уровне словесной самозащиты. На втором месте –  попытки уличных ограблений, здесь помогала боевая техника и навыки использования подручных предметов (палки, камни), и, конечно же, умение оценить ситуацию и выбрать алгоритм поведения. Упомянутый выше случай проникновения в квартиру.  В более старшем возрасте – сексуальные домогательства. Где при защите сработали как умение отстаивать свои границы, так и тактика ложной капитуляции: обманчивая покорность, а затем неожиданная атака.

– давайте представим ситуацию. Родители, пришедшие на семинар, вдруг понимают, что все делали неправильно. Что делать? Сказать ребенку: «Все, сынок, все отменяется, я был неправ»? Как  быть с авторитетом родителей?

Ничто так не укрепляет авторитет, как умение признавать ошибки. И ничто его так не роняет, как упорство в заблуждениях. Не надо держаться за свой авторитет двумя руками как за падающие штаны. Жизнь и здоровье ребенка важнее.

– Максим в книге «Безопасность детей и подростков. Жизнь без страха» говорит о виктимности, т.е. о поведении жертвы. Это врожденное качество? Когда начинает формироваться паттерн виктимного поведения?

– Принятие родителя на проявления себя, прежде всего.  Что такое паттерн викитимности – это когда быть жертвой ребенку или выгоднее (меня полюбят сильнее, если я маленький и слабый), или он не научен другому. И в первом, и во втором случае нужна коррекция семейной истории.  Кроме того, шансов стать жертвой у ребенка очень много, если в семье существует психологическое насилие (насмешки, обесценивание, отвержение права на чувства) как норма. Он часто не понимает, что происходит – «нормально же все», тогда как надо действовать. К сожалению, и взрослые чаще всего не понимают, чем грозит ребенку из безобидное, на первый взгляд, высказывание или шутка.

–  В программе семинара читаем: «Поддерживать ребенку в его праве на силу, в праве постоять за себя». Не обернется ли это против родителей, когда узнавший все про свои права и границы ребенок повернет это оружие в сторону близких?

– Обязательно повернется. Даже без наших советов. Особенно если родители не уважают ребенка и злоупотребляют родительской властью. Но мы даем ему в руки как раз цивилизованные методы отстаивания своих границ, построенные на знании закона и психологии. Без этих навыков избранный подростком путь сопротивления родителям может оказаться непредсказуемым и деструктивным. В нашей методике словесной самозащиты есть отдельная тема: техники, допустимые для общения с близкими людьми. Это как раз о том, что можно себе позволять с близкими, а что – с посторонними.

– «Защита имущества». Речь идет о защите своей тетрадки в школе от одноклассника или о защите айфона от вора в подворотне?

– Эти принципы универсальны.

– Главная, наверное, задача организаторов сформулирована в тезисе «Трансформируем “я за тебя боюсь” в “я тебе доверяю, потому что научил необходимому”. Это действительно возможно? Можно научиться не бояться за ребенка? Неужели действительно отсутствие родительских страхов – гарантия безопасности ребенка?

– Есть разные страхи. Страх реальности – формируется новостной лентой и тем, что мы знаем о мире. Тут знания и навыки помогают справляться. Кроме того, важно освоить адаптивность к изменениям. Потому что решений всех ситуаций не даст ни один тренинг, а ориентироваться в реальном мире – куда более глобальная и реальная одновременно задача.

Есть страхи иррациональные – я боюсь, потому что у меня там боль, травма, раненый опыт. Тут кроме тренинга важна терапия. Конечно, некоторые способы самоподдержки мы тоже дадим. Один раз после лекции по сексуальной безопасности мы получили такой отзыв: «это было мощнее и бережнее, чем целый курс психотерапии».

На самом деле важнее не бояться, а опасаться того, что действительно опасно. И тут чем родитель более спокоен, тем ребенку легче на него опереться и получить нужную ему поддержку.

Семинар-практикум  для родителей «Родительство без страха – детство без опасности» состоится в Тюмени 30 ноября и 1 декабря. Узнать подробности и зарегистироваться можно здесь.

PARK72.RU,

фото Софии ЧЕРНЫХ

Развитие событий

3 дня назад Безопасность ребенка основана на доверии к нему
23.11.2019 Этот материал
2 дня спустя В такой обстановке сложно вырасти самостоятельным и ответственным