«Не кабинетные» геологи: как тюменские студенты выживали в горах Краснодара и на ледниках Якутии

Около 400 студентов-геологов Тюменского индустриального университета побывали этим летом на полевых практиках. Не смотря на широкое внедрение компьютерных технологий, в вузе не собираются отказываться от поездок студентов на природу. В ТИУ убеждены, что настоящим геологом становится только тот, кто своими ногами прошел километры горных и лесных дорог с компасом и молотком в руках. Традиция полевых практик роднит первопроходцев Западной Сибири и современных инженеров. О том, что значит геологическая романтика для нынешних студентов в нашем материале.

Студенты ТИУ в Хадыженске

Подъем в 7 утра, армейские палатки по 20-30 человек в каждой, двухъярусные железные кровати, уличный душ, самая обычная еда. Сложные ежедневные походы в горы, к устьям местных рек и в лес. Обилие насекомых и змей, среди которых ядовитая кавказская гадюка. Даже в жару – энцефалитный костюм и берцы. Студенты знают, что их ожидает далеко не курорт, где «все включено», но каждый год от желающих поехать на практику в город Хадыженск Апшеронского района Краснодарского края нет отбоя, в том числе и от представительниц прекрасного пола. Девушки трудятся в экспедиции наравне с парнями и влюбляются в свою профессию еще больше.

«Я считаю, что поступать на геологию девушкам нужно осознанно, все-таки это мужская профессия, когда ты едешь в такие края, ты должна понимать, что тебя ждет, готовится к этому морально. Для меня это было испытание себя, своих сил, хотя нельзя назвать условия, в которых мы жили, экстремальными, атмосфера в лагере была доброжелательной, – рассказывает студентка третьего курса по направлению «Прикладная геология» Екатерина Ильзит, – из дома мы брали спальные мешки, в основном, спортивную одежду, но некоторые привезли в собой и вечерние наряды… В маршрутах, даже самых сложных, девушки не сдавались, не было такого, чтобы кто-то опустил руки и сказал «я дальше не пойду», старались помогать друг другу. Физически, конечно, нелегко, так, мой шагомер к концу дня показывал до 20 км».

-0QqhM1ylsA

Полигон для оттачивания навыков горных инженеров выбран почти полвека назад. Его заметил один из видных ученых тюменского «Индуса» профессор Каналин в 1967 году, с тех пор «Мирная балка» – так неофициально называют студенты территорию исследований, помогла пройти боевое крещение уже нескольким поколениям геологов. Ежегодно тюменский университет арендует местный военно-патриотический клуб «Арсенал», где есть все необходимое для жизни в поле. Сибиряков ждут всегда в одно и то же время – с 5 июля по 5 августа. Дата заезда неизменна, считается, что в этот период здесь самая благоприятная погода – минимум осадков, малая вероятность смерчей и ураганов.

bXFlDLqlt7I

Окрестности Хадыженска – это уникальный природный полигон, где студенты могут в живую наблюдать «выходы» на поверхность нефти, видеть обнажения горных пород, различные геологические структуры, которые они изучали в ходе теоретических курсов. Песчаники, глины, алевролиты, известняк – все это можно потрогать руками. Маршруты проходят по долинам двух рек Пшиш – приток Кубани и Хадажка.

На одном из геологических маршрутов

Студентов разбивают на группы, их маршруты выстраивают по графику, чтобы не было накладок и пересечений. Ребят сопровождают преподаватели. Уже три года руководителем геологосъемочной практики является Нурсултан Аипов. Сотрудник одного из научных центров, ассистент кафедры «Геология месторождений нефти и газа» ездил в Хадыженск еще студентом, теперь сам организует жизнь лагеря.

Посвящение в геологи

«Подготовка к такой поездке начинается почти за год. Готовим документы, оборудование, отбираем студентов и преподавателей, которые должны пройти медосмотры и поставить прививки от энцефалита. Проводим инструктажи по технике безопасности, которых несколько видов. С собой в поездку берем геологические компасы, молотки. В ходе практики студенты проходят маршруты, картируют местность, изучают геологическое строение района работ, описывают горные породы, с помощью компасов делают абрис хода (абрис — контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта). Впоследствии абрис ляжет в основу геологической карты», – отметил Нурсултан Аипов.

В составе группы – будущие горные инженеры, геофизики и гидрогеологи. В первые годы отбор на такие практики был жестким, могли поехать всего 50 человек. Сейчас – в три раза больше, но требования неизменны. Главное – у претендента не должно быть «долгов» по учебе, он должен быть здоров.

0ADp2gkdbLY

В России несколько крупных университетов, где готовят инженеров-геологов. У всех есть своих точки и базы практик. Например, студенты МГУ работают в Крыму, новосибирцы у себя в городе, томичи – на Алтае, а тюменские геологи традиционно едут в Краснодарский край и другие районы.

«Опыт проведения работ в этом районе накоплен колоссальный. В 80-е годы из Хадыженска привезли коллекцию образцов, которая хранится в институте. В 90-е годы с помощью современных технологий была проведена гравиметрическая съемка местности. Уточнено геологическое строение территории, стали известны новые данные. Свой вклад ежегодно вносят и студенты. Они обязаны оформить итоговый отчет по практике. Ребята собирают теоретический материал, работают в библиотеке, в ходе практической части – строят геологические разрезы. За месяц набирается по 4 коробки горных образцов, каждый из которых необходимо описать», – сообщил Нурсултан Аипов.

 

Древняя раковина аммонита

«Камеральные работы» – так называется аналитическая часть практики. Для подготовки отчетов в лагере есть специально оборудованная зона. Если из-за дождя студенты остаются на базе, их, скорее всего, ждет – «камералка». Конечно, молодежь больше привлекают путешествия. Любопытно, что на обследуемой территории много заброшенных нефтяных скважин. Они были законсервированы в годы ВОВ. В довоенные годы здесь велась добыча нефти, в городе было несколько нефтедобывающих предприятий, но чтобы избежать захвата немцами стратегические объекты закрыли. Нефть здесь залегает в пластах на небольших глубинах. Если у нас в Тюменской области – на глубине 2-3 км, то там  всего – на 500 м. Местные жители, копая колодцы на своих огородах, могут видеть сочащуюся из земли нефть.

Третьекурсник Максим Гилев под впечатлением от черного золота: «Я впервые увидел нефть, потрогал, понюхал ее. Нам рассказали интересные факты. Так, я узнал, что в Чечне и Дагестане из–за близкого залегания нефти в 90-е годы ее добывали частным образом и прогоняли через самогонные аппараты, а потом торговали самодельным бензином на дорогах».

Одна из заброшенных нефтяных скважин

 

У заброшенной вышки

Дополнением к привычной программе стала экскурсия в большую Азишскую пещеру в Республике Адыгее, очень похожую на Кунгурскую. Там будущие геологии наблюдали сталагмиты, сталактиты, сталагнаты.

Екатерина Ильзит на экскурсии в пещеру

«В свободное время – купались, играли в футбол, общались, вечерами у костра пели под гитару, правда не песни геологов–романтиков прошлых лет, а современные», – говорит Максим. Совсем без гаджетов не обошлось, для подзарядки мобильных устройств даже оборудовали специальный щит в виде солнца.

“Солнышко” для зарядных устройств

«Нашей общей «мамой» на практике стала Вера Михайловна Иванова – любимый куратор. Она ездит в Хадыженск уже 20 лет подряд и мы постоянно ощущали ее поддержку. Еще запомнились яркие южные светлячки и арбузы, которые ели почти каждый день», – добавляет к картине впечатлений Екатерина Ильзит.

yRd2JDk8318

Шанс пройти практику на данной площадке тюменский индустриальный дает обучающемуся только один раз. Вуз оплачивает дорогу, проживание, питание и суточные. По словам директора Института геологии и нефтегазодобычи ТИУ Алексея Пимнева, ежегодно на полевые практики университет тратит до 4 миллионов рублей. Но, по мнению руководителя, эти расходы оправданы. Чтобы понять ценность «полевых» знаний, он сам ездил вместе со студентами в экспедиции.

Ужин после рабочего дня

«Полевые практики дают ребятам не только необходимые компетенции, они учатся работать в команде. Причем, в таких условиях, когда тебе не подается ничего готовеньким, это те условия, когда они познают свою профессию в том разрезе, который, по сути, является основой. Они знакомятся с природой, с землей, с породами. Да, информационные технологии сейчас развиты, но они лишь инструмент, который помогает нам, но он не может полностью заменить учебный процесс. Например, один из способов отличить известняк от мергеля – камень нужно попробовать на язык, я с трудом себе представляю, как это можно сделать с помощью компьютера», – размышляет Алексей Пимнев.

Будущий геолог на маршруте

Индустриальный университет, получив статус опорного регионального вуза, продолжит развивать практическую сторону подготовки специалистов. Помимо Хадыженска, где побывали 150 ребят – очников, подобная практика прошла в городе Сухой Лог Свердловской области. Сюда отправили после окончания первого курса 200 человек и познакомили их с основами работы на природе.

Алексей Пимнев на одной из практик

Группа студентов-гидрогеологов в рамках сотрудничества с Уфимским нефтяным университетом побывала на полигоне Солуни под Уфой. А студенты кафедры криологии земли впервые съездили в поселок Новая Чара в Якутии. Когда–то здесь стояла геологическая партия, изучали залежи меди. Между хребтом Кодар и Коларским хребтом будущие геологи-криологи работали в зоне вечной мерзлоты и жили в довольно суровых условиях. Они поднимались на вездеходе на ледники, а также работали в ущелье.

Кодар

«Там нет сотовой связи, нет электричества, но есть палатки, куча льда, дежурство у котелка и прохладное озеро. Поначалу трудно, а к концу поездки привыкаешь, вода кажется вполне приемлемой, – комментирует Алексей Пимнев, – с точки зрения компетенций криологов это уникальная практика, немного копнув, ребята попадают на лед, видят как, на вечной мерзлоте растут деревья, что для обывателя просто фантастика».

Кстати, руководил отважными студентами профессор двух университетов Владимир Шейнкман, он приезжает специально из Израиля. Фанат полевых исследований в ходе семестра читает в Тюмени лекции, а затем сопровождает будущих криологов в необычных десантах в зону вечной мерзлоты.

Вот так, преодолевая холод Якутии, жару Краснодара и гнус Урала, провела это лето армия будущих геологов Тюменской области. Для большинства ребят уже через пару лет рабочими местами станут офисы нефтяных центров и проектных институтов, но упрекнуть и назвать их «кабинетными» специалистами уже никто не сможет. Благодаря полевому опыту они стали настоящими геологами. Поездки останутся не только на фото, они отпечатаются в сердце на всю жизнь.

4Z_-3A8Y6v4

Елена КУХАЛЬСКАЯ,

фото предоставлены участниками материала