Это молодой тюменский певец, обладатель уникального проникновенного тенора Михаил Шепеленко. Буквально неделю назад он получил диплом выпускника Королевской академии музыки в Лондоне, где проучился два года. И вот уже готов поздравить тюменцев с предстоящим Днем города и спеть для них свои самые лучшие произведения, в том числе вошедшие в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Напомним, что Михаил – коренной тюменец. Начал учиться музыке на фортепианном и вокальном отделениях в Детской музыкальной школе №1. Увлекся сольным вокалом. Талант оперного певца в мальчишке разглядели и развили тюменские педагоги Римма Красникова, Галина Логачева, Марина Кулакова. Михаил окончил Екатеринбургскую консерваторию. Стал лауреатом Международного конкурса вокалистов в Тольятти. С лучшими образцами музыкального искусства выступал по всей Тюменской области в качестве солиста ансамбля русских народных инструментов «Ваталинка». А в 2012 году отправился на стажировку в Италию, в Академию бельканто, где учился у знаменитой итальянской оперной дивы Миреллы Френи, подруги детства Лючано Паваротти.
Новые горизонты Михаилу открылись после прослушивания в Королевской академии музыки – старейшем музыкальном учебном заведении Европы, основанном в 1822 году. После того, как он спел одну немецкую арию, пару итальянских и арию Ленского, директор учебного заведения лично пригласил талантливого тюменца в Лондон.
– Михаил, какие эмоции ты при этом испытал?
– Это была самая большая в моей жизни эйфория. Для меня такие эмоции не совсем свойственны, я эмоционален на сцене, но по жизни спокойно отношусь к каким-то достижениям или неудачам. А тут я просто почувствовал за спиной крылья. Я благодарил судьбу, директора академии, своих педагогов, родных и близких за то, что все так сложилось.
– Каким предстал перед тобой туманный Альбион?
– В настоящее время эта метафора потеряла свою актуальность. Поскольку туманы были свойственны Англии в период большой индустриализации в середине прошлого века. Над Лондоном тогда просто висел густой смог. Сейчас в Великобритании его нет. В стране огромное количество зелени, а температура не опускается ниже нуля градусов. Я совершенно не могу жить без природы, и для меня в Лондоне и Кембридже, где я жил, была большая радость, которая заключалась в том, что вокруг было много парков. Сплошные зеленые парки и замки. Замки и парки. И ни одного комара.
– Что из себя представляет здание академии?
– Это вторая старейшая консерватория в Европе после Парижской. У нее два основных корпуса, два больших концертных зала, аудитории для занятий и репетиционные площадки. Все сделано на высшем уровне.
– Какова политика в отношении этнической принадлежности студентов?
– Половина обучающихся – уроженцы Великобритании. Остальных принимают из других стран. Серьезно представлено постсоветское пространство: Россия, Украина. Много поляков. Есть азиаты: китайцы и японцы. Практически нет американцев, представителей Африки. А вот педагоги в подавляющем большинстве – англичане.
– Где и как проживают студенты?
– Тут несколько вариантов. Это либо общежитие, либо частное съемное жилье на пару с приятелем. Второй год обучения в академии я проживал в Кембридже, и ежедневно курсировал на поезде туда-обратно. Но там было жилье повышенной комфортности. Кембридж – это вообще отдельная страница. Это старейший университетский центр Европы, один из лучших в мире. Интернациональное население. Невообразимая концентрация умов и талантов. Высока культура домашнего музицирования. При этом студент, шикарно исполняющий пятую симфонию Шостаковича, может оказаться на самом деле биологом. И подобных примеров масса. Быть даже опосредованно причастным к интеллектуальной элите Кембриджа – это потрясающе. На что в первую очередь падает глаз? На особенности их культурного кода, их ценности. Эти люди, на мой взгляд, живут в более конкурентной среде, чем россияне. У нас огромная страна, и мы другие. Мне кажется, что в маленькой Британии подросток уже в 13 лет понимает, что ему нужно завоевать место под солнцем, а значит, учиться, набираться каких-то знаний и умений, развивать в себе целеустремленность, пунктуальность, ответственность за слова и поступки.
На всех уровнях социума велика гражданская активность. Даже на уровне моего курса. Никто не проходит мимо каких-то проблем. Однажды в академии решили закрыть студенческий бар, где в выходные мы могли посидеть, выпить кружку пива. Известие об этом тут же облетело каждого, поднялся шум: как нам реагировать? Что делать? На чье имя писать петицию? В результате вопрос с закрытием бара был снят.
– Какова была программа обучения?
– Основной каркас программы в течение года строится на участии студентов в постановке трех различных опер, полноценно организованных, с полным оркестром, режиссурой, костюмами, декорациями. На двух курсах нас было двадцать четыре слушателя, и каждый из нас за два года принял участие в пяти-шести постановках. В трех из них я спел главные роли. Это «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Орфей в аду» Жака Оффенбаха, и «Трехгрошовая опера» Курта Вайля. Мы исполняли их по всему Лондону. Там очень много площадок, где проходят различные концерты и выступления. Причем это не обязательно может быть театр или концертный зал. Иногда случалось выступать в зданиях бывших муниципалитетов. Когда-то там трудились чиновники, а затем их переоборудовали под культурные потребности горожан.
В паузах между этими проектами мы занимались вокалом, языками – немецким, английским, французским, итальянским, изучением музыкальных стилей и направлений. То, что отличает академию от наших российских консерваторий, это возможность работать с разными педагогами. Это позволяет расширять свой кругозор, развить собственный музыкальный вкус.
Королевская академия музыки – это еще и череда камерных и симфонических концертов, джазовых и прочих. И ты в свободное от основной деятельности время вправе выбрать тот или иной музыкальный материал. Я, к примеру, исполнил серию сольных арий из кантат Баха, с оркестром и хором. И получил колоссальное удовольствие от этой работы. Кроме того, мне довелось петь и русскую музыку, в частности, песенный цикл «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича. Концерты организовывали частные лица – русские эмигранты, которые давно живут в Лондоне, интересуются искусством, поддерживают его, в том числе помогая студентам. А приходили на эти концерты все желающие.
Мне повезло: в прошлом году я снова побывал в Италии, в Тоскане, на трехнедельной летней обучающей программе с участием совершенно легендарных педагогов. В частности, всемирно известной Анджелы Георгиу, Ричарда Бонинджа, дирижера и мужа великой певицы Джоан Сазерленд, и Кармен Джаннаттазио, знаменитой итальянской певицы. В течение трех недель в 50 метрах от Тирренского моря они делились с нами секретами своего мастерства. И за это я не могу не поблагодарить те благотворительные фонды, которые оплачивали нам это обучение. Причем я был единственным студентом, представляющим не Евросоюз. Для меня это большой успех.
– Где и как в Лондоне можно отдохнуть?
– Безусловно, в подобного рода мегаполисах можно найти развлечения любого толка, там нет в них недостатка. Я часто ходил в Ковент-Гарден, Английскую национальную оперу. А еще в Лондоне есть самая большая торговая улица – Оксфорд-стрит, которая просто кишит туристами в любое время дня и ночи. В Кембридже много внимания уделяется спорту, в частности, гребле на каноэ. По вечерам и выходным молодежь тусуется в парках на открытом воздухе.
– Два года пролетели незаметно?
– Нет, я не могу так сказать! Это были очень насыщенные годы. Наверное, самые насыщенные за всю мою жизнь. Столько всего в них было втиснуто! Новых ощущений, занятий, знакомств, знаний, поездок, выступлений.
– Скучал по Тюмени?
– К теме ностальгии у меня двойственное отношение. Мне всегда хорошо там, где я нахожусь, и нравится жить везде. Но в то же время я понимаю, что внутренне я принадлежу нашей стране, нашей культуре, людям, которых знаю многие годы, в том числе с детства. У меня есть друзья англичане, но их мало, и они другие. У меня есть друг – француз, и он говорил, что у него много русских друзей: с русскими установить контакт намного проще и быстрее.
– Михаил, каковы дальнейшие планы?
– Исполнительская деятельность будет основной. Но параллельно хочу сосредоточиться на изучении языков. Это ключи к новым знаниям, новым планетам. Они пробуждают во мне чувство прекрасного. В Лондоне я свободно разговаривал с итальянским бариста. У меня есть друзья испанцы и португальцы, и я в состоянии с ними изъясняться, читать их литературу. Я даже думаю о том, чтобы заняться языками профессионально. Это моя страсть. В Лондоне я проводил в книжных магазинах по два-три часа. И в результате привез в Тюмень 23 килограмма книг! История, психология, социология, экономика.
– Впереди День города, и новые встречи со слушателями. Михаил, кого ждешь на свои концерты?
– Жду публику самую разнообразную, всех возрастов, любителей послушать народные песни и классические произведения в живом исполнении. Тюмень все-таки мой родной город!
Радослав ВАСИЛЬЕВ,
фото из личного архива Михаила ШЕПЕЛЕНКО