Прогулки по Тюмени. Вдоль реки, минуя мосты

Далеко с запада на восток протянулся вдоль своей матушки-реки город Тюмень. А если быть более или менее точным, то на 12 с лишним километров. При должном желании можно пройти пешком данное расстояние за довольно небольшое количество времени, причем его большую часть непосредственно вдоль побережья и прилегающих к берегу территорий. Сделать задуманное позволит старая железнодорожная ветка, по которой еще в 1980-е годы курсировали один за другим составы между перевалочной жд-станцией “Тура” и Антипино. Железнодорожный перегон, связывавший станции “Тюмень” и “Тура”, ликвидирован в 1986 году. Сегодня от него не осталось и следа. Но ветка между “Турой” и станцией в Антипино до сих пор существует, причём на всём своём изначальном протяжении. Местами она по-прежнему используется для движения небольших тепловозов и платформ между складами и производственными базами. По этой “железке” сегодня и прогуляемся. Начать наш путь лучше всего от речного порта, что в историческом районе под названием Тычковка. Собственно, его ни с чем не спутать: в городе только один речной порт.

Речной порт. Лето, 2017

Итак, Тычковка. Ранее самая грязная, неприветливая, криминально активная окраина города купцов и их работников. Теперь же – почти центр столицы нефтяного края страны. Время изменяет окружающую нас среду до неузнаваемости, однако некоторые детали той или иной местности и её дух всё же остаются в десятилетиях, иногда и в веках. Так и здесь. Шагаем по шпалам старой “железки” по территории речного порта под Профсоюзный мост и далее вдоль территории Судостроительного завода. Домик той самой станции “Тура” вот уже почти 10 лет спрятан за высоким жестяным забором. Пробраться к нему сложно. Железнодорожная ветка, по которой мы решили прогуляться, заканчивается как раз подле него. Но это теперь. И то, наверное, ненадолго. А ведь раньше рельсы шли до самого моста улицы Челюскинцев.

Мост ул. Челюскинцев. Лето, 2017

Мост по улице Челюскинцев начали строить в 1956 году, когда стало ясно, что город не может развиваться полноценно без надёжного сообщения с Зарекой. Работы по возведению первого тюменского моста из металлических конструкций через Туру затянулись на несколько лет, но таки были завершены в октябре 1961 года. Его главной особенностью, неустанно привлекающей внимание шестой десяток лет подряд, стала иллюзия наклона в сторону левого, более низкого берега. На самом деле центральный пролёт моста стоит строго горизонтально, как и положено, а вот пролёты, идущие от него к берегам, слегка наклонены. Общая длина пролётов 318,5 метров, ширина – 14 метров. Кстати говоря, мост Челюскинцев довольно неплохо просматривается с другого моста, перекинутого через реку спустя почти 30 лет. Имя ему Профсоюзный мост. Как и в первом случае, название это вытекает из названия основной улицы, которая оказалась как бы немного продлена за счёт моста.

Мост ул. Профсоюзная. Лето, 2017

Удобно наблюдать аутентичность и некую молчаливую угрюмость Тюменского речного порта с Профсоюзного моста. Местные жители часто фотографируют отсюда понурые клювы семи обшарпанных временем старых портальных кранов. Сейчас их крайне редко можно увидеть в работе. Созданный и в 1963 году в том виде, в каком он остаётся и поныне, порт одно время играл исключительно важную роль в освоении нефтяных месторождений Западной Сибири. Но затем появился Тобольский речной порт. И значение нашего порта стало уменьшаться. В последние же годы он вообще переживает тяжёлый период, балансируя на грани закрытия – отчасти из-за самой реки, которая стала слишком часто мелеть до критических отметок, парализуя работу порта. Даже если когда-нибудь порт исчезнет с карты Тюмени, мосты простоят еще не одно десятилетие. Среди них и Профсоюзный мост. Повозиться с ним пришлось немало, прежде чем он предстал перед жителями города таким, каким мы видим его в данный момент времени. Возвели сооружение относительно быстро. Но, как выяснилось перед сдачей в эксплуатацию, с ошибками. Разные фрагменты моста проектировали разные фирмы, причём это были московские организации. Неудивительно, что в итоге что-то пошло не так. В конце 1990-го года местные печатные издания сообщали о провисании центрального пролета моста на 46 сантиметров, об ошибках при расчётах опорных частей и необходимости замены 66 плит в проезжей части с поднятием опор на полметра. Строителям пришлось вносить исправления на уже готовом объекте. Осенью 1991 года была открыта только половина моста. Одновременно сдали мост через озеро Алебашево и путепровод через улицу Госпаровскую. Приведение в порядок второй половины моста затянулось на много лет из-за начавшихся финансовых проблем. Движение по ней пустили только в 1999 году. Ширина моста с учётом пешеходных зон превысила 38 метров при длине около 374 метров. И столь большой размах вовсе не случаен. По Профсоюзному мосту предполагалось пустить в Зареку трамвай. Но проект так и остался на бумагах.

Совмещённый мост. Лето, 2017

От Профсоюзного до следующего, Совмещённого моста, идти по шпалам старой ветки 2 километра. На протяжении более чем половины этого пути слева от нас молчит полузаброшенная территория Судостроительного завода. За забором с “колючкой” только серость и тоска: кое-какие строения медленно, будто нехотя демонтируют, другие мрачно стоят в ожидании той же участи. Завод прекратил своё существование и на бумагах, и на деле в 2007 году: некоторые производственные площади пошли под сдачу в аренду сторонним предприятиям, другие же оказались заброшены. Пройдёт ещё несколько лет, и на месте легендарного тюменского предприятия, когда-то работавшего в масштабе всей страны, вырастут ультрасовременные новостройки.

Судостроительный завод. Осень, 2017

Очень интересен своим конструктивным решением и своей историей Совмещённый мост, соединяющий заречную Тюмень с центром по улице Мельникайте. “Железка”, по которой мы шагаем, проходит под ним и стремится далее к Туринскому элеватору. Исторически это второй мост через Туру после моста по улице Челюскинцев. Его начали строить с высокой насыпи на левом берегу для подвоза к ТЭЦ-1 по узкоколейной железной дороге торфа с Тарманских болот. Пуск узкоколейки состоялся осенью 1967 года. Вскоре после этого рядом с железнодорожным мостом был построен автомобильный – из тех же материалов и внешне в точности повторяющий своего младшего собрата, но немного шире. Общая ширина двух частей путепровода составила чуть более 10 метров, длина каждой из них равна 288 метрам. Примечательно, что железнодорожная часть Совмещённого моста послужила переправой через реку и для составов, сворачивающих с Транссибирской магистрали на Тобольск: широкую железную дорогу положили поверх узкоколейки до посёлка Тарманы, а затем пустили вдоль Тобольского тракта через станцию Туринский. Поезда курсировали по Совмещёному мосту в течение нескольких лет, пока в начале 1970-х возле деревни Субботина не завершилось затянувшееся на годы возведение специального железнодорожного путепровода. Что касается узкоколейки, то она просуществовала ещё довольно долго. По ней ходили не только вагонетки с торфом, но и бегал пригородный поезд с крошечными вагончиками  до  торфяных разработок рядом с посёлком Новотарманский. Любой путник, поднявшись на мост и осмотревшись, заметит сохранившиеся по сей день шпалы под бетонными плитами его пешеходной части. Пешеходной данная зона стала в 2001 году, когда рельсы были сняты, а территория небольшого вокзальчика Тарманской УЖД обратилась в конечную остановку и стоянку городских автобусов.

Дальше Туринский элеватор. И это уже другая история, никак не связанная с мостами. Но и здесь есть, на что посмотреть. 

Сергей ЕРМОЛАЕВ,

специально для PARK72.RU

Совмещённый мост. Осень, 2017