Куда завод «Электросталь Тюмени» «прячет» отходы производства?

Тюменские экологи неоднократно высказывали опасения по поводу деятельности металлургического завода. В том числе, пеняли на то, что металлурги не показывают им место, где хранятся многотонные отходы производства, а также не объясняют, как отчищают стоки предприятия перед их сбросом в Туру. На эти и другие вопросы ответил главный инженер предприятия Андрей Вострецов. Выяснилось, что на предприятии замкнутый цикл производственного водоснабжения. Использующуюся в производственных целях воду они не сливают во внешнюю среду. Сбрасывают только залповые ливневые стоки, скапливающиеся вследствие обильных дождей или таяния снега на территории предприятия. И то – после предварительной очистки. А производственные отходы тюменские металлурги частично перерабатывают, частично – отправляют на специализированный полигон в Свердловской области. За год в реализацию экологических мероприятий предприятие инвестировало порядка 30 миллионов рублей. Планируют установить автоматизированную систему учета выбросов. Даже в прошлом году предусматривали на это средства и готовились провести конкурс для закупки соответствующего оборудования, но приобрести его не смогли. Поскольку оказалось, что в настоящее время в России на законодательном уровне этот вопрос недостаточно проработан. В частности, не хватает подзаконных актов, где четко прописывалось бы, контроль за содержанием каких именно веществ должен осуществляться. Эти данные были озвучены на минувшей неделе во время публичного мероприятия регионального управления Росприроднадзора. Острые вопросы Андрею Вострецову, выступившему с докладом о реализации плана мероприятий по обеспечению экологической безопасности, задала главный государственный инспектор по охране природы на территории Тюменской области Мария Мартынчук.

«Цель нашего предприятия заключается в переработке отходов, таких как лом черных металлов, с получением востребованной продукции – как конструкционных металлов, так и строительных металлов, требующихся везде и всегда. Как вы знаете, многое из того, что нас окружает, сделано из металла, – заявил Андрей Вострецов. – Предприятие использует наилучшие доступные технологии. И тому доказательство – введение автоматизированного контроля производства. Все параметры технологической линейки можно отследить с помощью автоматики».

Мария Мартынчук попросила уточнить, налажен ли автоматизированный учет выбросов. По ее мнению, на предприятиях первого класса опасности, каким является тюменский филиал ООО “УГМК-Сталь”, такое оборудование должно быть. Но оказалось, что в этом направлении не все гладко.

Предприятие готово оплатить и установить соответствующее оборудование, но приобрести его пока технически невозможно. Однако главный инженер заверил, что как только правовые нюансы будут улажены, а законодательные пробелы – ликвидированы на федеральном уровне, металлурги проведут закупку и оснастят тюменский завод приборами учета выбросов.

«Данное оборудование мы планировали приобрести в 2017 году, – уточнил Андрей Сергеевич, -но до настоящего времени не реализовали данное мероприятие по причине того, что на законодательном уровне не определено, какое количество химических элементов и каких именно мы должны фиксировать. Подзаконных актов не достаточно для того, чтобы скомплектовать эту автоматизированную систему. Мы запланировали финансирование, проводили конкурс, но закупить такую установку не смогли, из-за отсутствии подзаконных актов. Мы мониторим этот вопрос и как только подзаконные акты буду приняты, мы сразу закупим такую установку».

По словам Вострецова, в 2017 году на финансирование полного объема проводимых экологических мероприятий завод «Электросталь Тюмени» потратил чуть меньше 30 миллионов рублей. Разрабатывалась и согласовывалась нормативная и разрешительная документация по нормативам допустимых выбросов, образования отходов и лимитов на их размещение, осуществлялся производственно-экологический контроль.

В цехах завода “УГМК-Сталь” в Тюмени. Фото (этот снимок и ниже) – из архива предприятия

В частности, на договорной основе силами аккредитованных организаций по заказу завода проводились лабораторные исследования качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятия и территории жилой застройки.

«Брали пробы воздуха, почвы, измерялись даже шум и инфразвук, – рассказал главный инженер. – В результате фактическими замерами была подтверждена эффективность работы пылеочистных сооружений предприятия. Нормативы ни по одного из анализируемых параметров не нарушались. Превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе с жилой застройкой в ходе неоднократных замеров не выявлено. В 2017 году к нашему предприятию не применялись меры административного воздействия, связанные с нарушением каких бы то ни было требований. Годами раньше такие прецеденты были, но мы стараемся, улучшаем свою работу, потому что заинтересованы в том, чтобы у нас не было проблем».

Кстати, Мария Мартынчук сообщила, что управление Росприроднадзора неоднократно выезжало в район месторасположения завода для проведения замеров. В том числе в вчерне время, без согласования с заводом, но, по ее словам, случаев превышения ПДК вредных веществ в атмосфере в районе санитарно-защитной зоны обнаружено не было.

Глава регионального подразделения Росприроднадзора попросила представителя завода уточнить, как устроено водоснабжение на предприятии, какой объем производственных стоков сбрасывается в Туру, а также подробнее рассказать о том, где именно предприятие хранит отходы производства.

«Эти вопросы очень волнуют общественность. И водосброс в Туру. И отходы. Некоторые тюменцы полагают, что вы куда-то тайно вывозите производственные отходы и можете, к примеру, очень быстро вывести из строя действующий тюменский полигон ТБО… Расскажите, пожалуйста, чтобы снять эти вопросы?» – пояснила она причину своего интереса.

Главный инженер завода «Электросталь Тюмени» сообщил, что на предприятии применяется замкнутый цикл производственного оборотного водоснабжения. То есть вода, использующаяся в производственных целях, не сливается во внешнюю среду, циркулирует в замкнутом контуре. Сливаются только залповые ливневые стоки, которые скапливаются на территории предприятия после обильных осадков. И то, прежде чем слить их, проводится предварительная очистка. Для этого у предприятия есть специальные локальные очистные сооружения. И, как уверяет главный инженер, до сих пор ни разу превышения ПДК в сточных водах предприятия не было. Это также контролируется в автоматизированном режиме.

На вопрос об отходах он ответил детально.

«Всего в год у нас образуется порядка 10 тысяч тонн шлака. Его мы самостоятельно перерабатываем в шлаковый щебень. Для этого у предприятия есть соответствующая лицензия. Это очень востребованный стройматериал, – рассказал Андрей Вострецов. – В ходе производства образуется за год до 9 тысяч тонн отфильтрованной пыли. Ее отфильтровывают наши газоочистные установки. Данную пыль мы утилизируем и размещаем на специализированном полигоне в городе Новоуральске. Еще порядка 9 тысяч тонн образующихся в процессе производств отходов – это окалина. Ее мы отправляем как полупродукт на переработку – на предприятие полного металлургического цикла. Окалина служит для обогащения руды. Для тюменского полигона остаются только твердые бытовые отходы, объем которых не превышает 400 тонн за год».

Андрей Вострецов заверил, что в минувшем году в полном объеме выполнена работа по переработке, передаче на обезвреживание и платное хранение отходов производства и потребления. В своем докладе он рассказал и о других экологических мероприятиях, реализованных заводом «Электросталь Тюмени» в ушедшем году.

Не обошлось и без более душевных экологических инициатив. Так, в июле 2017 года завод закупил и выпустил в Обь-Иртышский бассейн в присутствии представителей Федерального агентства по рыболовству 1,5 тыс. мальков пеляди. Была произведена очистка берега Туры в районе водозабора предприятия на площади около 3 тысяч квадратных метров, а также проведены мероприятия по дополнительному озеленению производственной площадки.

В числе тех, кто заслушал доклад, были представители других тюменских предприятий, общественность, СМИ, сотрудники управления Росприроднадзора по Тюменской области, директор департамента недропользования и экологии Тюменской области Жанна Злобина,

Тюменский межрайонный природоохранный прокурор Альберт Кульмухаметов. Других вопросов к представителю завода “Электросталь Тюмени” ни у кого не возникло. В Тюмени планируют сделать регулярной практику выступления представителей производственных предприятий с докладами о реализации плана мероприятий по обеспечению экологической безопасности. В июне, как ожидается, с отчетами выступят представители  «СИБУРа» и «РН-Уватнфтегаза».

PARK72.RU

Развитие событий

3 дня назад В Тюмени назвали самые популярные экологические нарушения
20.03.2018 Этот материал