“Я построил – и сбежал”: новый стиль работы ОАО “ТДСК” и АИЖК?

Жители дома №68 по улице Харьковской устали от житейских проблем. Из-за регулярных мелких коммунальных аварий на внутридомовых сетях они вынуждены терпеть перебои с отоплением и горячим водоснабжением. Дополняют картину разрушившиеся пороги подъездных дверей и дефлектора системы вентиляции. Для ряда квартир целой эпопеей обернулась попытка привести в работоспособное состояние кухонный вентиляционный канал, который, как выяснилось, на этапе строительства был наглухо забит строительным мусором. Кто-то покупал квартиры в этом доме непосредственно у застройщика, кто-то – через АИЖК по Тюменской области. Дом был сдан в эксплуатацию в июне 2016 год. За 2,5 года от жильцов поступило более трех десятков жалоб на недоделки и брак допущенный при строительстве. Все они аккумулируются в управляющей компании «Универсал». Сотрудники УК, удостоверившись в том, что проблема в так называемом «строительном браке», перенаправляли обращения непосредственно застройщику, полагая, что в течение 5 лет после сдачи дома в эксплуатацию, застройщик обязан устранять выявленные недочеты по конструктивным элементам, а в течении 3 лет – по инженерным сетям в рамках гарантийных обязательств. Пусть не всегда оперативно, но выявленные недостатки застройщиком, как правило, устранялись. Но в одном из последних писем представители этой строительной организации заявили, что на данный дом уже не распространяются прописанные в федеральном законе N 214-ФЗ нормативы (в том числе и о 5-летнем гарантийном сроке), поскольку он был построен без участия средств дольщиков. Юристы ОАО «ТДСК» ссылаются на закон «О защите прав потребителей», как будто люди приобрели не квартиры, а телевизоры или чайники… При этом цитируют договор купли-продажи, заключённый между ТДСК и АИЖК, в котором был прописан гарантийный срок в 1 год. Дескать, сейчас он уже истек, и, соответственно, устранять выявленный «строительный брак» и прочие недоделки жители и управляющая компания должны за свой счет.

В управляющей компании «Универсал» корреспонденту PARK72.RU пояснили, что жалобы от жителей поступают буквально с первых месяцев эксплуатации.

Начальник производственно-технического отдела ООО «Универсал» Игорь Плаксин

«В подвале данного дома положены не пластиковые, а металлические трубы. В результате из-за коррозии то и дело засоряются теплообменники, что приводит к ежемесячным перебоям с горячим водоснабжением. Регулярно фиксируются обрывы резьбовых соединений трубопроводов горячего водоснабжения в подвале. В ряде квартир отмечаются прогибы стояков горячего водоснабжения, регистрировались порывы трубопроводов в системе отопления, – сообщил начальник производственно-технического отдела ООО «Универсал» Игорь Плаксин. – Мы считаем, что речь идет о допущенных на этапе строительства недоработках, которые должен устранить застройщик. Соответственно, все подобные обращения жителей мы перенаправляли застройщику с требованием устранить замечания в рамках исполнения гарантийных обязательств. Это – привычная практика в случае, если речь идет о новостройках. Но недавно, юристы этой строительной организации и вовсе заявили нам, что привычный для всех многоквартирных домов 5-летний гарантийный срок, который обычно устанавливается на жилые дома в соответствии с действующим законодательством, на этот дом не распространяется, поскольку он был построен без привлечения средств дольщиков. По их мнению, ориентироваться мы должны на прописанный в составленном ими договоре купли-продажи жилья годовой срок гарантийных обязательств, который уже истек, а, соответственно, все выявленные недостатки, в том числе и строительные, жители и управляющая компания должна устранять теперь за свой счет. Мы, естественно, с таким подходом не согласны и надеемся, что здравый смысл возобладает и застройщик изменит свою позицию. Надеемся, что не придется обращать в прокуратуру, Госстройнадзор или в суд».

Локальное разрушение кирпичной кладки вентиляционной шахты

Фото поврежденного дефлектора

Для справки. Процитируем Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 29.07.2018) “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”

Статья 7. Гарантии качества, предусмотренные договором:

1. Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

1.1. При передаче объекта долевого строительства застройщик обязан передать участнику долевого строительства инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства, содержащую необходимую и достоверную информацию о правилах и об условиях эффективного и безопасного его использования, сроке службы объекта долевого строительства и входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий (далее – инструкция по эксплуатации объекта долевого строительства).

2. В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения цены договора;  возмещения своих расходов на устранение недостатков.

3. В случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства или неустранения выявленных недостатков в установленный участником долевого строительства разумный срок участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

4. Условия договора об освобождении застройщика от ответственности за недостатки объекта долевого строительства являются ничтожными.

5. Гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором.

5.1. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

6. Участник долевого строительства вправе предъявить иск в суд или предъявить застройщику в письменной форме требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства с указанием выявленных недостатков (дефектов) при условии, что такие недостатки (дефекты) выявлены в течение гарантийного срока. Застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства. В случае отказа застройщика удовлетворить указанные требования во внесудебном порядке полностью или частично либо в случае неудовлетворения полностью или частично указанных требований в указанный срок участник долевого строительства имеет право предъявить иск в суд.

Значительная часть квартир в данном доме была приобретена АО АИЖК по Тюменской области в соответствии с вышеупомянутым договором. В том числе и для реализации по льготным программам.

Безусловно, такая ситуация не может не отразиться на рыночной стоимости жилья, поэтому мы направили информационный запрос с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию не только в ОАО «ТДСК», но и в АО АИЖК по Тюменской области, чтобы поинтересоваться, как относятся в данной организации, которая “помогает делать жилье доступным”, к тому, что их давний партнер – компания ОАО «ТДСК» – отказывается от гарантийных обязательств, по сути, перекладывая обязанность устранять строительный брак на плечи граждан.

Мы продолжаем следить за развитием событий. Надеемся, что эту спорную ситуацию прокомментируют и в Государственной жилищной инспекции Тюменской области.

PARK72.RU