«Денег очень мало. А источников тепла очень много». Видео

Схему теплоснабжения Тюмени опять отправили на доработку. Разработчиком выступает Невский филиал ОАО «ВНИПИ Энергопром». Администрация города оказалась в крайне щекотливой ситуации. Проект заказывался на средства компании «Фортум», следовательно, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. А музыка получается специфическая: теплосети устаревают, на их ремонт требуется все больше средств. С учетом процесса удешевления рубля за последний год, стоимость работ увеличивалась более чем на 50%. Причем, как отметил разработчик, капитальные вложения в ремонт и реконструкции будут возвращаться в виде субсидий (из бюджетов) или за счет увеличения тарифов – читай, за счет потребителей электроэнергии (население и бизнес).

Заместитель губернатора Вячеслав Вахрин отметил, что Схема теплоснабжения – важный документ с пролонгированным действием, влияющий не только на комфорт жизни, но и на инвестиционную привлекательность столицы Западной Сибири. При цене в 8  миллионов рублей за одну гигакаллорию – привлекательность заканчивается.

«Мы просто загубим наши планы по жилищному строительству, — говорил Вахрин. Уже при цене в 5 миллионов рублей за одну гигакалорию (1 Гкал тепла) застройщику не выгодно присоединяться к существующим теплосетям в этом городе. Чего допустить мы не можем. И погашать разницу из бюджета мы не можем: ни муниципальный бюджет Тюмени, ни региональный для реализации таких схем.

Вынужден признать, что в этой ситуации есть вина и органов власти. Получается, что мы сами создали этот порочный круг: администрация города, с желанием сохранить бюджетные деньги, согласилась с предложением компании «Фортум» профинансировать эту работу (создание проекта Схемы). А получилось следующее: разработчик разработал, город говорит: а мы хотим по-другому, публичные слушания показывают, что население тоже хочет по-другому, как и эксперты и другие ресурснабжающие организации. А Фортум говорит: мы хотим по-старому. И получается, что собираясь, мы должны формировать сопротивление разработчикам Схемы, которые должны, по большому счету, выполнить волю народного собрания и администрации города. А вовсе не компании «Фортум», при всем моем уважении к ее руководству, защищающие интересы своей компании».

ВЕтхое качество теплопроводов

Всего в проекте Схемы теплоснабжения рассчитано три варианта реализации. Первый вариант – сетевое строительство новых трубопроводов и реконструкция старых. За основу второго варианта взят проект СУЭНКО, доработанный институтом. Этот вариант самый фантастический – даже с учетом самых оптимистических прогнозов. Он предлагает строительство в Тюмени ТЭЦ-3 (в районе объездной дороги), который обеспечит застройку и обеспечит хорошие параметры подачи тепла в западном направлении города (Дома Обороны). В третьем варианте, предложенном УТСК (дочернее предприятие компании Фортум), муниципальные и ведомственные котельные разработчик предлагает заменить на блок-модульные котельные, часть подлежит закрытию и замене на подключение к централизованным тепловым сетям.

Единая теплоснабжающая

Латание дыр

С 2012 по 2015 годы на ремонт и реконструкцию сетей магистральных сетей, обслуживаемых УТСК, в счет тарифов было заложено более миллиарда рублей.  Однако, как уточнил директор «Тепло Тюмени», обслуживающий муниципальные тепловые сети города, Марат Царгасов улучшения параметров теплоснабжения так и не произошло, а количество обращений тюменцев с жалобами – не уменьшилось. По его словам, больше всего повреждений на сетях, арендуемых и обслуживаемых компанией СУЭНКО.

Андрей Чистович директор Невского филиала ОАО «ВНИПИ Энергопром», разработчик проекта Схемы теплоснабжения муниципального образования город Тюмень сказал представляя проет:

— Первый и третий вариант – это варианты сетевого строительства. Которые обеспечат решения всех проблем: качественного теплоснабжения в районы Затюменки и Дома Обороны и решения проблемы подключения новых потребителей и решения надежности сетей.

Первый вариант сохраняет существующие зоны теплоснабжения. Проблема в районе Дома Обороны решается строительством новых сетей теплопроводов и реконструкции старых. Недостатком данного проекта – является увеличение диаметров головных участков тепломагистрали и реконструкция насосных станций. Большие затраты, цена вопроса реконструкций – 11 млрд.рублей.

Второй вариант, предложенный ПАО «СУЭНКО»: строительство нового источника тепла в Затюменском районе, КТУ ТЭЦ, мощность 2,4 мега Ватта и 298 гигаКалорий в час.

Директор АО «УТСК» филиала Тюменские сети, руководитель теплового бизнеса Энергосистемы «Западная Сибирь» ОАО «Фортум» Александр Перекальский, критикуя вариант конкурентов из СУЭНКО уточнил, что сроки решения 2021-2023 года. Кроме того, затраты очень велики, а источники финансирования не указаны.

Все три варианты разработчиков разнятся объемами капитализации, затратами на исполнение и ценовыми последствиями. А деньги, потраченные расходы реализации Схемы, в том виде, что предлагается сейчас в ее проектах, будут выплачены населением – через увеличение тарифов или через плату при технологическом присоединение.

Западное направление

Все эксперты сходятся во мнении, что сейчас приходится преодолевать последствия стратегической ошибки предыдущих поколений – обе теплоцентрали построены, практически, в одном районе города – в восточном, а город раскинулся широко. И в западных микрорайонах Тюмени как не было, так и нет надежных параметров подачи тепла.

Проблема отопления для района Затюменки и Дома обороны не была решена в предыдущие 25 лет  – ни при «Тюменьэнерго», ни при ОГК 10, ни при компании «Фортум».

Марк Сурчин – генеральный директор ОАО «Тюмень-Энергострой» напомнил собравшимся, что именно это предприятие построило и ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, и все тепломагистрали города Тюмени со станциями подкачки.

Сурчин

— За 25 лет так никто и не придумал, как прокачать Дом обороны. А там нет никакой проблемы, — сказал Марк Николаевич. Мы когда перестанем заниматься глупостями и начнет нормально работать?! Там год работы, при минимальных затратах. Какие 17-23 миллиардов рублей?! И я вам докладываю, что за время работы Фортума на нашей тюменской площадке, ни одного погонного метра новых тепловых сетей не построено. О каких инвестициях идет речь? И зачем и кому нужен Третий источник генерации (ТЭЦ – ред.)? Когда первые два (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2) незагружены до конца. При строительстве ТЭЦ-2 на загрузке проектом просчитывалась мощность генерации на город в 800 тысяч населения до 2020 года. Мощности-то запертые стоят. Вы почему трубопроводы не строите? Что вы всем басни тут рассказываете: как тяжело живется?! Нельзя смотреть в карман жителю Тюмени, там денег очень мало. И источников тепла у вас очень много». Сурчин предложил отправить схему на доработку, а при администрации создать Рабочую техническо-экономическую  экспертную группу для согласования технических заданий с учетом интересов муниципалитета и горожан.

Все – монополисту

От того, какой вариант проекта Схемы будет принят и реализован, зависит и другое стратегическое решение – выбор Единой теплоснабжающей организации. Почему в отдельно взятой отрасли позволяется российским законодательством создавать монополиста – один большой и хороший вопрос, на который никто внятного ответа дать не хочет.

Обе компании, претендующие на звание организации (ОАО «Фортум» и «Тепло Тюмени» филиал «СУЭНКО», принадлежащие СТС) являются коммерческими предприятиями, чья цель – извлекать прибыль.

На наших глазах идет столкновение двух концернов – СТС и Фортум. Идет борьба за финансовые ресурсы. Главный вопрос – кто будет Единой теплоснабжающей организацией в городе. Это будет мегарегулятор, принимающий решения: какие источники загружать, определяющий конечную цену для потребителей. Она подменет в решение вопросов теплоснабжения все полномочия органов местного самоуправления.

Единую теплоснабжающую организацию города Тюмени в итоге определит уполномоченный орган – Министерство Энергетики по следующим параметрам: установленная мощность источников, объем тепловых сетей, объем уставного капитала. Выбор ЕТО обусловлен критериями Постановления правительства РФ№154. Критики отмечают, что в том виде, в котором он присутствует сейчас, большие преимущества имеют владельцы объектов генерации и крупных магистральных сетей.

Если Единым поставщиков будет избрана компания Фортум или ее дочка УТСК, то, по словам Марата Царгасова – директора ПАО «СУЭНКО» по коммунальным комплексам, директора филиала «Тепло Тюмени», в городе будет создан монополист, неподконтрольный администрации города, выполняющий функции технического и тарифного регулятора, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Царгасов заявил, что возглавляемая им компания «Тепло Тюмени» подконтрольна администрации города Тюмени, являясь арендатором муниципальных теплосетей, все действия согласовываются. А договор бессрочный, и пока власти города могут его расторгнуть в любое время, если компания не будет исполнять возложенные на нее обязанности.

Против победы «Фортума» ясно выразился и замгубернатора Тюменской области Вахрин:

— Разработчик разработал Схему, город говорит: а мы хотим по-другому, публичные слушания показывают, что население тоже хочет по-другому, как и эксперты и другие ресурснабжающие организации. А Фортум говорит: мы хотим по-старому. И получается, что собираясь, мы должны формировать сопротивление разработчикам Схемы, которые должны, по большому счету, выполнить волю народного собрания и администрации города. А вовсе не компании Фортум, при всем моем уважении к ее руководству, защищающие интересы своей компании.

Я так считаю, что Единой теплоснабжающей организацией не должен быть генератор. Тем более, что на уровне министерства губернатору области уже приходилось урегулировать вопросы по компенсациям за производство электроэнергии. Либо последует увеличение нагрузки на карман граждан, чего мы тоже допустить не можем. И суды с Минэнерго говорят нам о том, что не на столько выстроены взаимоотношения, чтобы отдать функции единого поставщика тепловой энергии – туда (ОАО «Фортум» — ред.).

В обсуждениях проекта депутат Тюменской городской Думы Мурат Тулебаев (ЛДПР) поинтересовался у директора  директора АО «УТСК» (ОАО «Фортум») Александр Перекальского:

— Почему граждане должны оплачивать своими средства реконструкции ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 компании Фортум? Второй вопрос: как получилось, что эти стратегические объекты большого города оказались в управлении компании, со 100%-ным иностранным капиталом? При всем уважении к предпринимателям этой дружественной страны, мы понимаем, что в первую очередь их интересует прибыль.

Схему на доработку

Представители компании «Фортум» были полны решимости обеспечить голосами результаты публичных слушаний для победы своих вариантов проекта схемы. Еще с 8 часов утра 18 декабря к зданию администрации Тюмени начали подъезжать ее сотрудники. Но городские власти переиграли. Несмотря на все уверения, что людей будут пускать в зал без предварительной регистрации, это не было выполнено. У дверей стоял полицейский наряд, и пропуск осуществлялся только по спискам предварительной регистрации. Таким образом 225 сотрудников Фортума остались на крыльце. А попытка внести их голоса в список проголосовавших была проигнорирована председателем публичных слушаний – заместителем главы администрации Тюмени Александром Шпиренко.

В итоге, с перевесом в 60 голосов (170- за, 110 голосов — против) победила рекомендация — вернуть проект Схемы теплоснабжения на доработку для учета, сбора и предложений, высказанных на публичных слушаниях.

Видеосюжет о публичных слушаниях 18 декабря 2015 года от Евгения КОТОВА

Мы будем следить за развитием событий.

Лара НЕКРАСОВА

0