Тюменские аферисты снимали деньги с банковских карт россиян: как избежать беды?

В Тюмени будут судить троих аферистов за хищение денег с банковских карт граждан из разных городов страны. От их действий пострадали как минимум 25 человек из Архангельска, Барнаула, Березняки Пермского края, Бийска, Благовещенска, Вологды, Иркутска, Кисловодска, Москвы, Пензы, Самары, Североморска и др. Тюменцев среди пострадавших от их действий нет. Общий размер ущерба, причиненного потерпевшим, составил более 186 тысяч рублей. Сейчас фигуранты резонансного дела ждут суда.

Материалы расследования уже направлены на рассмотрение в суд. Прокуратура утвердила обвинительное заключение. В противоправной деятельности были задействованы трое жителей Тюмени – 36-летний ранее судимый Рамиль Калиев, 29-летний Марсель Шарипов и 27-летний Альберт Халилов. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159.6 УК РФ (мошенничество в сфере компьютерной информации).

В прокуратуре Тюменской области сообщили, что троих горожан пригласили поучаствовать в хищении денег с банковских карт некий делец. Они согласились.

Делец распространял вирусные программы на мобильные устройства с системой Андроид с подключенным «Мобильным банком» или «Сбербанк Онлайн», которые позволяли ему от имени пользователя мобильного устройства отправлять смс-сообщения на номер 900 о переводе денежных средств на банковские карты, оформленные на родных и друзей Калиева, Шарипова и Халилова. Криминальное трио обналичивало похищенные средства через банкоматы в Тюмени, часть оставляло себе, а другую отправляло сообщнику на Qiwi-кошелек.

В ряде случаев вирусы скрывали от потерпевших смс-уведомления о переводе денежных средств и потерпевшие даже не подозревали о хищении денежных средств. Пропажу денег они обнаруживали при снятии денег в банкомате, при оплате покупок или ипотеки. Когда же пострадавшим приходили сообщения о снятии средств, они обращались в полицию.

Некоторые потерпевшие о хищении денег с банковских карт узнавали от тюменской полиции, которая занималась расследованием аферы, поскольку похищенные деньги обналичивались в банкоматах Тюмени.

В сентябре 2016 года Калиев, Шарипов и Халилов были задержаны. Калиев по решению суда заключен под стражу, Шарипов и Халилов находятся под домашним арестом.

От действий аферистов с мая по июль 2016 года пострадали 25 человек.

Как следует из материалов уголовного дела, у некоторых пострадавших на мобильных устройствах не было установлено антивирусное оборудование, а кто-то переходил на поступившую ссылку, зараженную вирусом.

Уголовное дело в отношении дельца выделено в отдельное производство для его установления. А материалы уголовного дела в 23 томах в отношении Калиева, Шарипова и Халилова направлены в Центральный районный суд г. Тюмени для рассмотрения по существу.

В связи с тем, что криминальные истории, связанные с пропажей средств со счетов граждан, становятся обыденностью, прокуратура опубликовала рекомендации, соблюдение которых позволит избежать неприятностей.

РЕКОМЕНДАЦИИ СБЕРБАНКА

Меры информационной безопасности при работе в «Сбербанк Онлайн»

1. Не вводите пароль для отмены или аннулирования операций. Пароли на отмену или аннулирование операций могут запрашивать только мошенники. Сотрудники Сбербанка никогда не звонят клиентам и не просят отменить/аннулировать операции.
2. Не вводите свой номер телефона, номер паспорта и другие данные при подтверждении операций или входе в Сбербанк Онлайн.
3. Внимательно читайте SMS-сообщения, всегда проверяйте реквизиты операции. Если Вам пришло сообщение с операцией, которую Вы не совершали, ни при каких обстоятельствах не вводите пароль.
4. Отключайте в настройках вашего iPhone возможность использовать голосовое управление Siri на заблокированном экране
Меры безопасности при использовании приложения «Сбербанк Онлайн» в социальных сетях:
1. Для регистрации в приложении требуется только логин для «Сбербанк Онлайн», а для входа – 5 символьный пароль и одноразовый пароль. В случае если от вас требуют любую другую персональную информацию (номер паспорта, карты, мобильного телефона и пр.), прекратите сеанс использования услуги и срочно обратитесь в Банк.
2. Сбербанк никогда не запрашивает пароли для отмены операций в «Сбербанк Онлайн» и не звонит клиентам с подобного рода вопросами. Если Вам предлагается ввести пароль для отмены операции, то прекратите сеанс использования услуги и срочно обратитесь в Банк.
3. Внимательно читайте SMS-сообщения, всегда проверяйте реквизиты операции. Если Вам пришло сообщение с операцией, которую Вы не совершали, ни при каких обстоятельствах не вводите одноразовый пароль.
4. Используйте только официальное приложение Банка, размещенное в соц. сети в группе «Сбербанк: банк друзей».
5. Не переходите по ссылкам на неизвестные ресурсы, пришедшим по email/SMS/сообщениям в соц. сети, даже якобы от друзей.
6. Используйте настройки публичности соц. сети – ограничьте отображение своей персональной информации и номер телефона только друзьями. Не сообщайте свои персональные данные, номер телефона, карты посторонним людям.
7. Своевременно обновляйте барузер и используемые плагины, а также устанавливайте обновления операционной системы.
8. Используйте антивирус и своевременно обновляйте его.

Меры безопасности при использовании Мобильного банка
• При потере мобильного телефона c подключенной услугой «Мобильный банк» или мобильным приложением «Сбербанк Онлайн» Вам следует срочно обратиться к оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты и в Контактный Центр Банка для блокировки услуги «Мобильный банк» и/или «Сбербанк Онлайн».
• При смене номера телефона, на который подключена услуга «Мобильный банк», Вам необходимо обратиться в любое ВСП и отключить услугу «Мобильный банк» от старого номера телефона и подключить услугу на новый номер. Помните, что операторы сотовой связи могут передать номер телефона другому абоненту, если он будет неактивным длительное время.
• При подключении «Мобильного банка», Вам становится доступна опция «Быстрый Платеж» — оплата любого номера мобильного телефона и пополнения счета карты ОАО «Сбербанка России». Вы можете отключать опцию «Быстрый Платеж» в любое время, отправив команду «НОЛЬ» на номер 900 или обратившись в Контактный Центр.
• Будьте внимательны — не оставляйте свой телефон без присмотра, чтобы исключить несанкционированное использование мобильных банковских услуг. Установите на телефоне пароль, данная возможность доступна для любых современных моделей телефонов/смартфонов.
• Не подключайте к услуге «Мобильный банк» телефоны, которые Вам не принадлежат, по просьбе третьих лиц, даже если к Вам обратились от имени сотрудников Банка.
• При установке на телефон дополнительных программ обращайте внимание на полномочия, которые необходимы программе. Если программе требуются излишние полномочия это повод проявить настороженность. Обращайте внимание на такие опасные разрешения: доступ и отправка SMS, доступ к Интернет.
• Установите на телефон антивирусное ПО и своевременно его обновляйте. Для платформы Андроид рекомендуем бесплатные приложения DrWeb for Android Light (доступен для загрузки из Google Play) и Kaspersky Internet Security for Android (пробная версия доступна на сайте компании, также будет доступна для загрузки из Google Play).
Для Клиентов Банка – Абонентов Билайн и Мегафон, использующих аппараты под управлением Android, доступен антивирус, который бесплатно можно скачать на сайте http://www.sberbank.ru
• При внезапном прекращении работы SIM-карты необходимо обратиться к оператору сотовой связи за уточнением причин — в отношении Вас возможно проведение мошеннических действий третьими лицами.
• Не взламывайте телефон (например, через Jailbreaking), так как это отключает защитные механизмы, заложенные производителем. В результате ваш телефон становится уязвимым к заражению вирусным ПО.
• Не переходите по ссылкам и не устанавливайте приложения/обновления безопасности, пришедшие по SMS/электронной почте, в том числе от имени Банка.
• При подозрении, что от вашего имени осуществляются несанкционированные вами операции, Банк по своей инициативе может временно заблокировать услуги Сбербанк Онлайн/Мобильный Банк. Для возобновления потребуется связаться с Банком и подтвердить легитимность подключения и сделанных операций.
• Банк России предупреждает о несанкционированных операциях, совершенных с использованием устройств мобильной связи.
• Отключайте в настройках вашего iPhone возможность использовать голосовое управление Siri на заблокированном экране.

Наталья ГЛУМОВА