Диспетчер предотвратил столкновение двух “Боингов” в небе над Москвой

cms-image-000000678

Пассажирский “Боинг” авиакомпании “Трансаэро” сообщением Ереван – Москва едва не столкнулся в небе над столицей с заходившим на посадку самолетом из Архангельска, принадлежащим компании “ЮТэйр”. Чтобы избежать крушения, пилоты провели лайнер над столицей, что делать запрещено

ЧП произошло 6 ноября. Борт из Еревана по непонятным причинам отклонился от курса и оказался над МКАДом между Подольским и Одинцовским районами – на пути у другого “Боинга”. Причем оба самолета на одной высоте – 600 метров. Борты сближались с каждой минутой, пока дистанция между ними не составила 2,5 километра.

– Учитывая скорость лайнеров, расстояние могло быть преодолено за несколько секунд, – говорит источник, знакомый с ситуацией. – Но в этот момент из диспетчерской командиру воздушного судна, летевшего из Архангельска, было дано указание набрать высоту до 900 метров, а пилоту “Боинга”, следовавшего из Еревана, срочно повернуть налево.

По словам собеседника Life News, когда команда о смене маршрута поступила к экипажу борта “Трансаэро”, самолет уже находился над Москвой и, меняя курс, оказался в запретной зоне – в районе Третьего транспортного кольца, сохраняя при этом критическую высоту 600 метров.
– Пытаясь покинуть черту города, борту “Трансаэро” пришлось пролететь над Кутузовским проспектом, – продолжает источник. – Когда самолет вернулся в обозначенное маршрутом пространство, диспетчер направил его на посадку.

Назвать объективную причину отклонения от маршрута члены экипажа самолета “Трансаэро” так и не смогли. В ближайшее время по факту происшествия в воздушном пространстве будут собраны материалы и переданы для разбирательства в Ространснадзор.

В авиакомпании “Трансаэро” между тем опровергают факт опасного сближения “Боинга” с другими самолетами:
– При посадке в московском аэропорту Внуково, производившейся в автоматическом режиме вследствие некорректной работы наземного навигационного оборудования, произошло незначительное отклонение воздушного судна от курса захода на посадку, – сообщил представитель авиаперевозчика. – Экипаж своевременно и профессионально среагировал на сбой наземной автоматики и в 10:00 штатно совершил посадку в ручном режиме. Никакой угрозы для безопасности пассажиров не возникало.

Из первых же фраз аудиозаписи становится понятно, что единственным человеком, заметившим 6 ноября в небе над Москвой два авиалайнера, несущихся навстречу друг другу на одной высоте, стал авиадиспетчер. Оставив выяснение причины происходящего на потом, мужчина принял молниеносное решение провести самолет авиакомпании “Трансаэро”, следующий рейсом из Еревана в Москву, через закрытую воздушную зону столицы на минимальной высоте.

При этом лайнер компании “ЮТэйр”, уже готовящийся начать посадку в аэропорту Внуково, было решено поднять.
Пилот “ЮТэйр”: Заняли 500 метров
Диспетчер: Utair388, немедленно набирайте 900 метров! Выполняйте левый разворот на курс 240! Немедленно!
Несколько ошарашенный летчик отвечает немного неразборчиво:
Пилот “ЮТэйр”: Набираем 900… разворот налево…
После этого авиадиспетчер переходит к работе с экипажем “Боинга” “Трансаэро”.
Диспетчер: Transaero262!
Пилот “Трансаэро”: Transaero262, с поворота мы ушли…
Диспетчер: Transaero262, разворот влево на курс 300 градусов немедленно! Высоту 400 метров сохраняйте! Немедленно! 400 сохраняйте!
Пилот “Трансаэро”: Transaero262, поворот на 300, 400 сохраняем.
Диспетчер: Transaero262, 400 сохраняйте!
Пилот “Трансаэро”: 400 сохраняем, Transaero262.
По голосу авиадиспетчера заметно, как сильно он нервничает. На тот момент расстояние между двумя лайнерами составляло всего 2,5 километра и продолжало стремительно сокращаться.
Диспетчер: Utair388, немедленно набирайте 900 метров! срочно набирайте!

При этом диспетчер не забывает и про другие самолеты, находящиеся в его секторе над аэропортом Внуково. Только убедившись, что борт авиакомпании “Трансаэро” ушел влево от опасной зоны, а лайнер “ЮТэйр” набрал необходимую высоту в 900 метров, авиадиспетчер приступил к выяснению причин произошедшего.

Оказалось, что рейс Ереван – Москва, вместо того чтобы уйти на посадку во Внуково, начал выполнять так называемую орбиту – разворот вокруг одной точки.

Диспетчер: Transaero262, почему начали выполнять орбиту?
Пилот “Трансаэро”: Transaero262, провернулся по локатору самолет с курса, неправильно захватил, возможно, ложный захват, не было глиссады.
Командир воздушного судна (КВС) пояснил авиадиспетчеру, что у него произошел ложный захват курсо-глиссадной системы посадки, позволяющей пилоту контролировать посадку точно на необходимую полосу.

Наиболее возможной причиной возникшей ситуации эксперты называют ошибку пилота. В частности, рассматривается версия о том, что КВС неверно ввел в бортовой компьютер номер нужной ему взлетно-посадочной полосы.
Стоит отметить, что за все время опасного сближения не сработала ни одна из двух ТКАС-систем, предупреждающих экипаж о возможном столкновении самолетов в воздухе.
Назвать объективную причину отклонения от маршрута члены экипажа самолета “Трансаэро” так и не смогли. В ближайшее время по факту происшествия в воздушном пространстве будут собраны материалы и переданы для разбирательства в Ространснадзор.

публикацию по материалам Life News подготовила

Аглая ЕПАНЧИНА