Послесловие к празднику или «Размышления у парадного подъезда»

Вот уже добрый десяток лет литературные итоги уходящего года принято подводить в конце декабре на церемонии награждения победителей конкурса «Книга года».

В 20016-м, юбилейном для конкурса, году сложившийся порядок вещей был основательно нарушен. Прежде всего, конкурс поменял своего основного организатора – место Тюменского госуниверситета заняла областная библиотека им. Д.И. Менделеева, и, соответственно,  площадку проведения: из конференц-зала информационно-библиотечного центра ТГУ церемония награждения переехала в читальный зал библиотеки.

Казалось бы, велика ли разница? Точнее: какая разница? Однако невольно начинаешь сравнивать,  – и сравнение – во всяком случае, пока! – не в пользу нового формата.

Может быть, я чересчур консервативна, допускаю и такой вариант, но меня больше устраивала теплая, доброжелательная, дружелюбная атмосфера, царившая в прежние годы. Милые юноши и девушки, сопровождавшие гостей по принципу «от двери до двери», возможность пообщаться с друзьями и коллегами в холле, где уже ждали выставка книг – участников конкурса и столы с различной печатной продукцией. Большой зал с «круглым столом», где все видели всех, и можно было помахать рукой знакомым и, пробираясь на свое место, успеть перекинуться с ними парой слов. И церемонию награждения вел не «скорострельный» ведущий, у которого каждая минута и каждый извлекаемый из горла звук оплачивается звонкой монетой, – наверное, поэтому он тараторил так, как будто строчил из пулемета, и невозможно было успеть понять, в какой номинации награждался очередной конкурсант.

И герои праздника не менялись на импровизированной сцене с такой скоростью, что фотографы тихо матерились, не успевая запечатлеть для истории их лица. Потому что – «цигель, цигель, ай-лю-лю».

А в результате сидишь в зале и не понимаешь: к чему вся эта гонка? Куда торопимся? Для чего? У нас праздник или отработка для галочки? И объяснение «мы платим артистам за время» не прокатывает, потому что не их время – главное в этот день. И зачем они нужны, эти артисты с одними и теми же песнями, если не одному из награжденных даже не дали сказать ответного слова?..

Но это все форма, давайте немного поговорим о содержании.

– Почему они так себя ведут? – подошла ко мне с вопросом молодая девушка, не знакомая с подводными течениями внутри тюменского литературного сообщества.

– Кто? – не сразу поняла я.

– Участники конкурса! Шипят, кривятся, всем недовольны… Ни за кого не рады… Разве так можно?

И что я должна ответить потенциальному читателю тюменских бестселлеров? Что в среде тюменских писателей вообще не принято радоваться чужим успехам? Что награды коллег вызывают у обойденных жгучую зависть, переходящую в ненависть? Что любимое занятие тюменских «классиков» – распускать слухи и сплетни о соперника – в смысле собратьев по перу?

Считайте, что ответила. Но все-таки, все-таки… Затаив обиду, наверное, стоит поаплодировать для приличия, а плеваться ядом можно в другом месте.

Есть, впрочем, и другой повод для излития желчи, и я его в некотором смысле понимаю. Уж слишком много вопросов возникает, когда слышишь фамилии некоторых лауреатов. Подчеркиваю: некоторых. Чтобы, не дай бог, не стать мишенью для яда. Но согласитесь: когда лауреатские дипломы дают книгам, о художественной ценности которых можно говорить с большой натяжкой, а лучше вообще не говорить… Недоумение зашкаливает. Выходит, что награды присуждают не столько за содержание, сколько за красивые обложки и качественную печать. И это печально. Потому что поощрение графоманства – это не то, что нужно для развития тюменской литературы.

Есть и другие моменты. Например, как получилось, что главная награда – Серебряная литера в номинации «детская литература» досталась книге, которая была написана, как минимум, три десятилетия назад? Да, переиздана в 2016-м году, но все же… Получается, что совсем плохо дело с детской литературой в Тюмени, если несколько лет нет новых имен и новых книг.

Впрочем, может, они и есть, вот только издать книжку, как бы хороша она не была, все сложнее и сложнее, а уж продвинуть ее – тем паче. Нет имени – нет рекламы, нет рекламы – нет денег, нет денег – нет книги… И далее – по замкнутому кругу. В надежде, что где-нибудь порвется.

Часто совершенно непонятны и даже нелогичны, с моей точки зрения, оценки жюри.

Почему осталась без хозяина Серебряная литера в главной номинации – «Книга года»? Не было достойных. Весьма сомнительно, если посмотреть на список претендентов. Что не устроило жюри? Литературные достоинства вполне весомого издания Д.Копылова «Заветный мир Д.И.Менделеева»? Или, может, его внешний вид?

В номинации «Патриотическая книга» Серебряную литеру получил Г.Зайцев за книгу «Ермак – гордость России». То ли на название жюри купилось, то ли на обложку и бумагу. Нет, против самого издания я ничего не имею! Основательный труд, вполне заслуживающий награды, но… Почему «Патриотическая книга», если на обложке написано «Краткий исторический справочник»? Причем здесь патриотическая книга, если это справочная литература?!

Непонятно, почему в номинации «Поэтическая книга» Серебряную литеру получили поэты П. Черкашин и Т.Юргенсон за сборник «Пикник у Иппокрены», а в номинации «Художественная книга» – издательский дом за книгу Н.Денисов «Проза»? Как-то хочется большей определенности в подходах: либо вы авторов награждаете в этих номинациях, либо издательства… Если это художественная книга, так и оценивайте ее художественные достоинства, а не обложку, бумагу и печать. А иначе – какой смысл в таком разделении номинаций?

Кроме того, получается, что писателям, которым с трудом удалось наскрести 20-30 тысяч на издание своей пусть даже гениальной книги, никогда не светит получить Серебряную литеру, потому что они просто не могут конкурировать с мощным издательством, печатающим книги за счет областного бюджета.

Ну, с издательствами вообще было весело: практически все причитающиеся им награды поделили три корифея – Тюменский издательский дом, Дом печати и издательство ТГУ. И «Русская неделя» еще присоседилась… Выглядело это более чем странно. А что удивляться? – в этом году на конкурс «Книга года» поступило всего 99 заявок. Сравните с двумя-тремя сотнями в предыдущие годы. И это тоже симптом неблагополучия… Может, конкурс изжил себя? – в таком виде… И надо что-то менять?

Говорить еще можно много. Интернет-портал, наверное, не то место, где стоит рассуждать о судьбах тюменской литературы. Но хочется все-таки высказаться. Без всякой надежды быть услышанной…

Ольга ОЖГИБЕСОВА,

фото автора

Приветственное слово Александра Новопашина

Диплом лауреата в номинации “Самая популярная книга по итогам интернет-голосования” получает Вадим Шитов

Геннадий Зайцев Ермак – гордость России. Серебряная литера в номинации “Патриотическая книга”

Елена Дубовская. Серебряная литера в номинации “Хит продаж”

Музыкальная пауза ансамбль “Парафраз”