Лирический груз: легко ли быть поэтом?

Слева направо: Роман Поплавский, Андрей Шевцов, Сергей Козлов

В преддверие Всемирного дня поэзии в редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялся эфир программы «Область творчества». Писатель Сергей Козлов предложил молодым, но уже, по его мнению, состоявшимся стихотворцам поговорить на тему «Легко ли быть поэтом?».

Андрей Шевцов (поэт, член Союза писателей России с 2014 года) и Роман Поплавский (поэт, переводчик) рассказали о себе, о том, когда они начали увлекаться поэзией, кто из поэтов на них повлиял. Участники эфира также обсудили состояние современной поэзии и отношение государства к литературе.

И, конечно же, Андрей и Роман прочитали свои стихи, в том числе связанные с малой родиной.

PARK72.RU

Андрей ШЕВЦОВ

 

В окрестностях фамильного дома

 

На костыль водосточной трубы

опирается дом у оврага…

Здесь когда-то в проём городьбы

на ледянках летела ватага…

Мёрзлый кустик крапивы в снегу…

Ставни на ночь закрыты, как веки.

Пятистенок согнулся в дугу…

(Каждый дом описать не смогу.)

Дым идет, значит, живы «калеки».

Есть коттеджи в готическом сти…

Вон один — с гомерической башней.

Деревянное детство, прости! —

малый след тут затоптан вчерашний…

Чёрный тополь обрубком стоит,

он похож на большую рогатку…

Память — нож, но сейчас — сталагмит

входит медленно мне под лопатку…

Вот машина целует сугроб…

Вот на снежной завалинке — буквы:

«Я л ю б л ю», — это чтоб, это чтоб

вспомнить все без «развесистой клюквы»…

Зло гремит за оградою цепь,

лает пёс, и трясутся ворота.

Чёрт лохматый, я ложная цель;

и для бога невидимый кто-то.

Вдоль дороги рассыпан горбыль…

Вот огромное чёрное сердце —

на стене гаража, как бобыль,

без любимой не может согреться…

Из кирпичных обветренных губ

отлетают дымы, словно души…

Отчего же я смерти не люб? —

не стреляет, не режет, не душит.

Я без пьяного мата и слёз

доживу до глубокого снега…

И с вязанкой бескрылых берёз

проскрипит лесовоз, как телега…

 

Комментарий от Андрея Шевцова (не к стихотворению, как это любят делать постмодернисты, а просто так, вообще, но, в то же время, по случаю):

«Под самый занавес прошлого года, 31 декабря, редакция PARK72.RU любезно опубликовала моё интервью, в котором я ответил на чёртову дюжину вопросов прозаика, литкритика Олега Чувакина. Надо признать, что время для публикации мною было выбрано не самое удачное. Но поэты, как известно, живут по внутреннему закону, а не по законам общества. Теперь, когда от оливье и селедки под шубой уже почти не тошнит, а старый президент неожиданно стал новым, ничто не мешает обратиться к мыслям о вечном и прекрасном. Итак, кто хочет почистить карму? Глубокое, как сон спящей царевны, интервью с эротической преамбулой можно прочитать здесь».

 

Роман ПОПЛАВСКИЙ

 

* * *

 

Город призраков, не заметных для масс.

Ещё витает в воздухе завод пластмасс.

(Круглая баня едва спаслась.)

 

Недалеко от реки, в историческом центре,

На ладан дышит призрак Спасской церкви.

Колокола гремят, что цепи.

 

Речной вокзал красного кирпича

Заселили: земля-то была ничья —

Никого ни в чём не уличат.

 

Раковинами высохших моллюсков

Дома деревянные на Сургутской.

В них вещи — тени хозяев. В нагрузку.

 

А на Центральной площади, хотя ещё не призрак,

Указывает путь и высится капризно

Напоминанием о чужой отчизне

Дымка давняя призрачных времён,

Идей, пространств, несостоявшихся похорон.

Комментарий от Романа Поплавского (о том, что в глубине серебряной речи блестит молчание-золото, а, может быть, совсем о другом):

«Иногда меня спрашивают о том, зачем я пишу. А я задаю себе этот вопрос гораздо чаще. Писать, конечно, просто хочется. Но ещё я думаю, что стихи для меня это необходимость и возможность сказать о том, о чём обычно молчу; способ напомнить о чём-то важном себе и другим людям… А стихи мои можно почитать, например, тут».