На кону – год литературы. В среде творческих людей самые невероятные сюжеты обретают жизнь в виде рассказов, повестей и романов. Но и писатели порой становятся героями историй, достойных быть запечатленными на бумаге.
«ЗАЧЕМ ЖЕ ТЫ РУКИ НЕ ПОДАЛ МНЕ?»
Казалось бы, ну что за пустяки – стихи! Безделушки, баловство, развлечение для праздного ума… Но иногда они способны повлиять на судьбу автора и не только автора.
В 1994 году мы с поэтом Сергеем Горбуновым были участниками Первого всероссийского совещания молодых писателей. Один эпизод нашего московского пребывания запомнился надолго. Поднимались мы по лестнице писательского особняка на Комсомольском проспекте, преодолели, задыхаясь, последнюю ступеньку и оказались перед громадным человеком, стоящим немного в стороне на площадке – просто великаном, этаким образцом московских вахтеров. Серега, едва живой после бурной бессонной ночи, проведенной в общежитии Литературного института, ткнулся великану головой в грудь, отпрянул, поднял глаза и остолбенел.
– Кузнецов! – задохнувшись от неожиданности, почти неслышно прохрипел он мне.
Я глянул и – о Боже! – на меня смотрело постаревшее, но то самое, знакомое мне со студенческих лет лицо. Юрий Кузнецов! Стихи его читал с конца семидесятых, когда стали появляться первые сборники поэта. В них были не стихи, нет – отдельные строки такого удивительно чистого звона, какой был разве что у Лермонтова да Тютчева. Как ждали мы от него прорыва в вечность, как верили, что на наших глазах родится гений!
Лицо было почти то же самое, но всё остальное оказалось совсем неожиданным: большая лошадиная голова, как-то вкось посаженная на нескладное, как у баскетболиста, массивное туловище, длиннющие руки с ладонями-веслами. Внешность поэта была так далека от изящной словесности, что свести его облик с его стихами казалось, на первый взгляд, немыслимым.
Серега от растерянности протянул классику нелепо согнутую в кисти, поднятую на уровень подбородка вялую руку. Кузнецов посмотрел на него с высоты своего громадного роста и по-отечески изрек: «Иди, проспись!» Ошарашенные встречей, мы поплелись на семинарское занятие.
История эта имела, однако, продолжение. С радостными последствиями, но только не для Сереги. В 1995 году он выпустил сборник «До ближней звезды», где поместил стихотворение, посвященное Юрию Кузнецову, написанное как отклик на недавние события. Сборник этот в Союзе писателей попал к Абдулину Махмуту из Надыма и благополучно перекочевал на север, на Ямал. На одну из конференций в Салехард северяне пригласили редакцию журнала «Наш современник», где среди прочих был и Юрий Кузнецов.
Во время праздничного застолья Махмут, оказавшись рядом с именитым поэтом, желая сделать ему приятное, по простоте душевной вытащил книжечку и объявил, что хочет прочитать стихотворение, посвященное Юрию Кузнецову. И гости, и хозяева вежливо замолчали, ожидая услышать очередную филиппику в адрес поэта. Но уже с первых строк в зале повисла и зазвенела тишина.
Зачем же ты руки не подал мне,
Российский гений – гению подъезда,
В котором я живу от съезда к съезду,
Когда съезжаю с крыши на коне?
Теперь тебе я буду страшно мстить,
Безумные вынашивая планы,
И по судам ходить за ручку с мамой,
Чтобы ущерб моральный возместить.
Зачем же ты руки не подал мне?
Ты тоже там, в столице, на коне,
Но нет там поэтических турниров,
Как и по всей коммерческой стране.
Зачем же ты руки не подал мне?
Лишь тень и волк, и Пушкин промелькнут –
Ты поведешь меня на страшный суд,
На страшный суд районного масштаба,
Где судьи заблудившихся пасут,
Как Бог пасет свое земное стадо.
Они меня, конечно, разорвут.
И скажет мама: «так тебе и надо».
«Зачем же ты руки не подал мне?» –
Прошелестит душа моя из ада.
Стихотворение, конечно, шутливое, игровое, совсем не злое, но сидит в нем, как заноза, вроде бы и несерьезная, совсем микроскопическая, но ощутимая обида. Обида маленького человека на кумира, не пожелавшего подать руки своему почитателю. Хотя, если быть честным до конца, я б и сам тогда на месте Кузнецова Сереге руки не подал.
После чтения возникла напряженная пауза. Юрий Поликарпович, помолчав, покачал головой и грустно произнес:
– Да-а, наверно, я был пьян…Это ты написал?
– Нет,– ответил Махмут. – Сергей Горбунов из Тюмени.
– А ты кто?
– Я Абдулин Махмут, – не растерялся надымчанин.– Псевдоним – Габдель Махмут. Мои книги уже год лежат в Приемной комиссии в Москве.
– Ну, считай, что ты уже в Союзе, – сказал Юрий Поликарпович и протянул Махмуту руку.
Слово он свое сдержал: буквально на следующем заседании Приемной комиссии книги Габдель Махмута были рассмотрены, и он получил долгожданный билет члена Союза писателей России. Для Сергея же Горбунова этот миг наступил гораздо позднее.
НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ
Анатолий Иванович Васильев в добрые старые времена был известным тюменским острословом. Многие его эпиграммы, как перекати-поле, гуляли по городу, да и за его пределами тоже. Они нигде не печатались, но были хорошо известны среди пишущей братии.
Приехав в Тюмень в конце шестидесятых – «для дальнейшего прохождения воинской службы», Анатолий Иванович, тогда еще бравый старлей, был приятно поражен городским ландшафтом. Пробираясь из общежития в мединститут (расстояние – метров пятьдесят), он умудрился в сапогах утонуть в огромной луже, скрывшей после обильного ливня все подходы к работе. Даже на фоне военных поселений в непроходимой тайге тюменские грязи впечатляли. Тогда он и написал своё знаменитое:
Да, господа, не слабо!
Тяжек с похмелья день.
Рядом валяется баба,
Грязная, как Тюмень.
Не завожу знакомства –
Между нами черта.
Всё-таки я из Омска,
Всё-таки не чета…
Правда, поэт, имевший к тому времени уже несколько сборников стихов, родом из Ишима – в Омске Васильев только учился, но город этот стал ему за время учебы настолько близким, что он до сих пор считает его родным.
Как-то Анатолию Ивановичу попала в руки поэтическая книга другого известного Анатолия – Марласова, тогда еще директора областной научной библиотеки. Эпиграмма созрела мгновенно:
Прочитав Марласова –
Сразу не выбрасывай!
(У него такой прикид –
Выставлять не всё на вид).
Не убоявшись грозного адресата, Анатолий Иванович стал читать её в поэтических компаниях. Тюмень – город маленький. Четверостишье почти мгновенно долетело до сановного пиита. Особенно резанула рифма: Марласова – выбрасывай. Неслучайно популярность набрал более облегчённый вариант: «Прочитал Марласова – сразу же выбрасывай!». Анатолий Михайлович юмор оценил, скрежетнул зубами, но капитулировать не собирался. На то он и из славного греческого рода Марулиди, еще один представитель которого создал самую известную российскую пирамиду – МММ.
Анатолий Михайлович мобилизовал всё своё вдохновение, стал думать, как бы, не ударив в грязь лицом, достойно ответить. А в это время увидел свет исторический роман Анатолия Ивановича «Прошу тебя, Государь». Родилось:
Прочитав Васильева,
Сразу станешь в позу –
Лучше уж Марласова,
Чем такую прозу.
Историю эту Анатолий Михайлович с удовольствием рассказывает в застолье. Напротив сидит Анатолий Иванович и, улыбаясь, слушает. Почему? Потому что люди, посвятившие всю свою жизнь служению литературе, забывают о себе и искренно радуются рождению слова. Пусть и желчного, жалящего, но остроумного, меткого, словно залетевшего в наш постный век из пушкинской эпохи.
НЕ В КОНЯ КОРМ
Сургутского поэта Сергея Сметанина в детстве долго и упорно учили игре на баяне. Что из этого вышло – про то наш рассказ.
– Ну, сынок, сделаем мы из тебя Паганини! – сказал отец, и взгляд его добрых и умных глаз не предвещал ничего из того, что было дальше.
Дело происходило на семейном совете в присутствии новенького блестящего чёрного красавца-баяна с мягкими кожаными ремешками, выписанного по почте и накануне полученного.
Девятилетний Серёжа к этому времени уже умел, не глядя на клавиши, бойко и задиристо наигрывать одной рукой «маленькую польку», чем изумил и привёл в восторг всё семейство. Выбор был сделан. Окончательно и бесповоротно.
– Для начала будешь заниматься по два часа в день. Для начала, а там как пойдет – посмотрим. Раз в неделю будем ездить в Стерлитамак к учителю. Есть там один баянист, слабовидящий, – он тебя научит нотам и прочей премудрости. Я уже договорился, – продолжал отец, не в силах сдержать улыбку перед открывающимися перспективами. – И хотя Паганини начал раньше: девяти лет он уже выступил с оглушительным успехом в своем первом концерте в Генуе, но какие наши годы! – ласково потрепав сына по голове, закончил он.
Так начались для мальчика ежедневные музыкальные страдания. Не сразу, конечно, страдания. Поначалу и баян нравился, нравилось, как покорные твоим пальцам рождаются в нём сладкие мелодии, и езда на мотоцикле с ветерком, и баянист Аркадий Петрович, тихо и неспешно объясняющий музыкальную грамоту.
Корабль семейной мечты дал трещину на первом концерте, когда Сергею исполнилось десять лет. Вместо оглушительного успеха пришли первые душевные страдания. Серёжа выступал перед передовиками производства в Доме культуры на праздничном концерте, посвященном Дню борозды. Выучил назубок отрывок из «Лебединого озера», играл его много раз, даже в полной темноте репетировал, чтоб развить память в пальцах. Вроде, всё предусмотрел – ошибки не должно было быть.
Но как только вышел на сцену, увидел огромный, гудящий, полный праздничного народа зал, растерялся. Грудь предательски сжало, в ушах зазвенело, руки и ноги сделались деревянными и непослушными. Кое-как сел на стул, кое-как начал играть. Волнение потихоньку утихало. Но сидящие в первом ряду школьные приятели Мишка, Колька и Сашка, как по команде, стали под музыку кривляться, корчить рожи, скалиться и показывать на него пальцами. Серёжа был мальчик мнительный и принял всё близко к сердцу. Комок подкатил к горлу, захотелось заплакать. Несколько раз ошибся. Хотя вряд ли кто это заметил, но главное, что заметил сам.
После этого выступления ежедневные занятия продолжались ещё несколько лет. Но с каждым днём всё тяжелее и тяжелей было заставить себя взять в руки баян и начать играть. Судьба Никколо Паганини, в детстве принуждаемого суровым отцом упражняться в игре на скрипке по шесть часов в день, внушала мальчику глубокое отвращение.
Чтение – вот что его по-настоящему увлекло, будоражило душу и воображение. Слава Богу, читать в свободное время никто не запрещал. Библиотеки в доме, правда, не было – можно ли считать библиотекой небольшой стеклянный шкаф, в котором вповалку лежали том пьес А.Н. Островского, книга Жюля Верна, сказки на немецком языке, Твардовский, пушкинский «Дубровский» да кипа пособий и справочников по ветеринарии? Хотя в углу комнаты стояла еще этажерка, где одна полочка была заставлена детской литературой из серии «Моя первая книжка». Но разве разгуляешься в этом?!
Приходилось брать «почитать» – у приятелей, в совхозной библиотеке, в школе – везде, где можно. Поглощалось всё, написанное буквами. Делались попытки читать английские тексты из случайно найденного учебника, изучались рецепты из книги «Домоводство», советы дачникам из «Плодоводства и огородничества», запретные номера «Акушерства и гинекологии». Отрывной календарь просматривался целиком и по отдельным листочкам, с начала до конца и в обратном порядке. Прочитывались газеты «Пионерская правда» и «Правда», журналы «Мурзилка», «Молодежная эстрада», «Новое время», различные «Блокноты Агитатора», памятки, инструкции, учебники на год вперед.
Даже игру на баяне Сергей умудрялся совмещать с чтением. Поставив инструмент на левое колено, правое он использовал как подставку для книги, слегка прижимая её к столу снизу, чтобы развернутые листы не захлопывались. Пальцы сами бегали по грифу баяна, повторяя накрепко разученные арпеджио, в то время как глаза жадно впивались в желанные строчки.
– Прямо скажу, радости музыкальное образование принесло мне мало, – говорит Сергей. – Не в коня корм. Но зато в душе осталось место для другой любви – к литературе, к печатному слову. В чём величие книги и в чём её превосходство над другими источниками информации? В том, что мысли и чувства, некогда, может, даже тысячелетия назад, доверенные бумажному листу, возрождаются, как феникс, всякий раз, как только человек берёт книгу в руки и начинает читать. В каждом из нас они вспыхивают по-своему, на особинку расцвеченные фантазией и воображением. И так будет бесконечно, пока на земле не исчезнут люди, способные соединять буквы в слова, словами распутывая узорную вязь повествования.
Виктор ЗАХАРЧЕНКО
Виктор Захарченко, браво! Прочитала с удовольствием. Продолжение будет?
мне тожы его слог нравитсё)