Тюменцы реже других россиян умирают от инсультов и рака, зато чаще гибнут в ДТП

Успехи тюменского здравоохранения впечатляют. Регион перевыполняет «план Путина» по снижению смертности. По целому ряду показателей тюменцы «переплюнули» ориентиры, которые президент обозначил как «цифры, которых нужно добиться к 2018 году». Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо. Только вот не все тюменские депутаты считают, что бравым отчетам областного департамента здравоохранения можно верить. Либерал-демократы предлагают перепроверить цифры с пристрастием. Коммунисты – тоже требуют правды. По их данным, в селах закрывают больницы, в целом по области – медикам урезают зарплаты, а «чиновники от здравоохранения» об этом почему-то молчат.

Начнем с позитива. О достижениях Тюменской области в сфере здравоохранения накануне на заседании регионального парламента сообщил председатель комитета по социальной политике Владимир Столяров. Естественно, с ссылкой на данные, предоставленные департаментом здравоохранения.

«Как вы знаете, в нашей стране проводится комплексная работа, направленная на снижение смертности населения. Президент РФ установил показатели, которые регионам рекомендуется достичь до 2018 года. Тюменская область по целому показателей демонстрирует статистику лучше, чем в этом плане. То есть задачи, поставленные президентом на 2018 год, по некоторым направлениям  мы уже выполнили, – заявил Столяров. – Так, если в «плане» сказано, что к 2018 году смертность от заболеваний сердечно сосудистой системы в России должна быть не более 649,4 случаев на 100 тысяч жителей, то у нас уже сегодня этот показатель 594,2 случая на 100 тысяч жителей. По смерти от новообразований, в том числе злокачественных, ориентир – 192,2 случая на каждые 100 тысяч населения, у нас этот параметр – 133,1 случай. Показатель младенческой смертности рекомендовано снизить до 7,5 случаев на каждую 1000 рождений. В Тюменской области уже сейчас этот показатель ниже – 5,7 случаев на 1000 рождений».

Есть, правда, и пункты, по которым Тюменской области не мешало бы «подтянуться». Так, рекомендовано к 2018 году добиться, чтобы смертность от туберкулеза была 11,8 случаев на 100 тысяч человек, в то время как в Тюменской области этот параметр на сегодняшний день составляет 124 случая на каждые 100 тысяч жителей. Показатели смертности от ДТП в региона также пока не внушают оптимизма. Рекомендовано смертность от ДТП снизить до 10,6 тысяч случаев на каждые 100 тысяч человек, в то время как в регионе он сегодня составляет 14,2 случая на каждые 100 тысяч человек.

Владимир Столяров

В целом, по словам Столярова, отмечается улучшение здоровья населения, снижается численность курильщиков, наркозависимых, алкоголиков, дает положительные результаты работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике негативных социальных проявлений.

Перчинку в красивую картинку, описанную единороссом Владимиром Столяровым добавил либерал-демократ Владимир Сысоев. «а какие у нас реальные показатели? И когда мы добьемся обозначенных ориентиров на деле, а не за счет искажения статистики? Можем ли как-то удостовериться в этих цифрах? – спросил он. – Знаю, что при учете числа случаев гибели от рака не учитывается такой важный показатель, как продолжительность жизни после операции… Думаю, если его учитывать, «картинка» будет не такой радужной».

Владимир Столяров предложил коллеге перестать быть пессимистом. «Не верить цифрам нельзя, это официальная статистика. Много людей есть, которые с благодарностью отзываются о работе тюменских медиков», – сказал он.

«Все вы знаете, что такое статистика и как много зависит от того, кто и как считает. У нас директора департамента уволили за плохие показатели. Пришел новый – и тут же все показатели у нас улучшились… Расскажите лучше про кадровый голод. У нас что – все медицинские учреждения укомплектованы кадрами? Проблем нет?», – не унимался Владимир Столяров.

Тамара Казанцева

Продолжила критику представительница партии КПРФ Тамар Казанцева. «Если до 2014 года мы в медицине что-то наладили, то с конца 2014 года у нас ситуация в здравоохранении просто критическая, – заявила она. – Ко мне, например, обратились жители Бердюжского района. Там закрыли районную больницу, областную больницу перевели в соседний район – в Армизон… Это очень неудобно. То же самое сейчас происходит в Сорокинском районе. Еще один пример – есть село Черное. Там больница есть, оборудование, а врача – нет. Придут пенсионеры в больницу, передохнут – отдохнут – и ни с чем уходят, – высказалась она. – Почему нет врача? Потому что нет жилья. И никто туда не едет. Даже из молодых специалистов, которым «подъемные» на жилье миллион рублей дают. Там нет жилья, которое можно купить. А если начинать стройку, то этих денег не хватит и работать специалисту будет некогда, свяжись он со стройкой, и жить негде. О чем говорить… Если из некоторых деревень Исетского района людей на скорой везут в Ялуторовск…. Многие – по дороге умирают… Даже читать-писать можно самим дома научиться, а вылечиться дома – если болезнь серьезная – нельзя. Нужно всерьез здравоохранением заниматься».

В виде обратной связи прозвучала цифра, что  в Тюменской области отмечается дефицит медицинских кадров, «но небольшой» – не хватает «всего» около 250 врачей и медсестер… «Много это или мало – судите сами, на многотысячную численность сотрудников медучреждений», – прокомментировал Столяров. Попытался «смягчить» остроту обсуждения депутат Виктор Рейн, который заметил, что «здоровье человека – это всего на 10% – медицина и на 90% – это образ жизни»… Правда, замечание это, на фоне озвученных проблем выглядело ненужной демагогией.

Владимир Сысоев

Владимир Сысоев попросил провести просветительскую работу по ситуации с зарплатами в сфере здравоохранения. Они уже снижаются и в нет оснований полагать, что ситуация изменится в лучшую сторону в обозримом будущем. «Средства федерального бюджета, направляемые на оплату труда медиков, сокращают… Думаю, что это, естественно, отразится на зарплатах медиков – они снизятся. И не нужно перекладывать ответственность на глав муниципалитетов – нужно говорить людям об этом, – заявил он. – Пусть департамент здравоохранения возьмет на себя ответственность по донесению информации, касающейся оплаты труда в перспективе, до персонала медучреждений».

Тамара Казанцева в свою очередь призналась, что устала чувствовать себя следователем, которому приходится лично выезжать в районы, чтобы разведать обстановку и доложить о ней коллегам. Она уверена, что правду о том, как обстоят дела на селе, должны предоставлять чиновники, и она не понимает, почему о проблемах и сложностях с медициной на селе чиновники областного правительства не пишут в отчетах.

Никита СМИРНОВ