Новый законопроект дает полную свободу «ювенальщикам»

Неравнодушные тюменцы обсудили ювенальную юстицию на «Региональном родительском собрании» и написали письмо президенту.

Одиозный «Тюменский городской родительский комитет» в основном привлекает к себе внимание забавной борьбой с искусством, культурой и невинными развлечениями. Жаль, что так много энергии тратится на неадекватное вредительство – но, оказывается, хватает и на благое дело.

Несмотря на «духовные скрепы» и «традиционные ценности», правоприменительная практика в области защиты прав ребенка стремится к западным образцам. Президент РФ заявил, что «ювенальная юстиция у нас не пройдет», а на деле с каждым годом все больше случаев незаконного изъятия детей из семьи, вопреки Конституции и Семейному кодексу. Органы опеки исходят из «презумпции виновности» родителей и стремятся узаконить этот подход новыми проектами.

«Тюменский родительский комитет» в очередной раз организовал «антиювенальное» родительское собрание по актуальным вопросам защиты прав и интересов семьи и детей в Тюменской области.

Тюменцы за презумпцию добросовестности родителей

– Основа проблемы лежит в законодательной плоскости, дающей органам социальной службы полномочия для визитов в семью по любому сигналу, – говорит Ольга ЛЕТКОВА, – а в результате визита они обязаны составить акт о выявлении проблем. Основания, по которым органы опеки могут прийти с проверкой, очень обширны: это многодетность, развод, потеря работы одним из родителей, школьные прогулы и даже кариес. Понятие «неблагополучие» трактуется очень свободно, и по таким критериям «неблагополучны» большинство российских семей.

Ольга Владимировна Леткова – директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, Председатель Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, член Совета по вопросам семьи при Полномочном представителе Президента РФ в ПФО, член Экспертного Совета Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Член Общественного совета департамента социальной защиты населения г. Москвы.

Она напомнила о последних громких случаях неправомерного изъятия детей из семьи, которые обернулись трагедией. Например, трехмесячного Родиона Тонких в Новороссийске «спасли» от безработных родителей с долгами по коммуналке. Через несколько дней младенец погиб в больнице от травмы головы, полученной в результате удара в нижнюю челюсть.

Ольга Леткова напомнила о трагичной судьбе отобранных детей

Несколько лет назад пятнадцатилетняя девочка из Архангельска, которую изъяли из семьи вместе с двумя младшими сестрами, повесилась в детском доме. Этим летом Москве ее ровесница после неоднократных попыток побега выбросилась из окна детского дома. В Ростовской области вдова, у которой отобрали ее пятерых детей, покончила с собой.

«Органы опеки оказывают давление на родителей – говорит Ольга Владимировна, – они угрожают никогда не вернуть детей, если не подписан договор о сотрудничестве, которое на деле сводится к постоянному надзору. Раньше это были единичные случаи, а теперь повсеместно». Даже когда суд признает действия органов опеки неправомерными и оправдывает родителей, органы опеки и попечительства подают на апелляцию, чтобы обжаловать решение суда.

Полицейский приставил автомат к животу беременной

Тема изъятия детей активно обсуждается на различных интернет-площадках. Очень часто звучат заявления: «Да что это за родители, которые позволили забрать ребенка? Да я бы в дом не пустила! Да я бы грудью встала! У меня бы не сумели забрать». К многодетной матери, ожидающей еще одного ребенка, Евгении Новопольцевой, почти в полночь ворвались десять полицейских, семеро из которых были вооружены автоматами. Ордера на арест у них не было, сказали, что будет потом. Евгения не растерялась и позвонила Уполномоченному по правам ребенка в Тюменской области Галине Калюжной. В это время инспекторы собирались надеть на многодетную мать наручники, а один из полицейских оттолкнул ее и приставил автомат к животу. После вмешательства Галины Дмитриевны полиция уехала. Когда начали разбираться, что это вообще такое было, инспектор ПДН объяснила, что это была просто проверка…

Многодетную мать в наручниках увезли в участок

Семья Новопольцевых жила в бараке площадью 20 квадратных метров с удобствами во дворе. По словам Евгении, инспекторы по делам несовершеннолетних караулили в кустах возле дома и, когда она выходила в уличный «санузел», требовали ответить, с кем она на это время оставила детей.

Евгения является инвалидом детства, что не помешало ей стать матерью восьмерых детей и ожидать девятого. Случай с вооруженным вторжением в дом был не единичным. «Я открыла вечером дверь по звонку, – вспоминает многодетная мать, – почему бы не открыть? Я не преступник, ни от кого не прячусь. На пороге снова полиция. Меня, как я была, в халате и тапочках, не дав ни одеться, ни предупредить мужа, силой запихнули в УАЗик и увезли в участок, где держали три часа. После смс-ки Калюжной меня отпустили, не назвав причины ареста. Я ночью шла из участка домой под дождем в комнатных тапочках».

Более чем скромные жилищные условия – несомненно, одна из причин пристального внимания к семье Новопольцевых. Завести почти десяток детей на 20 квадратах барака – это не рядовой поступок. Семья несколько раз обращалась с просьбой о жилье, более подходящем для многодетной семьи, к губернатору и мэру, в партию «Справедливая Россия», прокуратуру и суды. «Суд постановил выдать 20,6 квадратных метров – столько, сколько занимаем, – говорит Новопольцева. – В итоге дали 40 квадратов – и только благодаря Галине Калюжной».

Прекрасно, что Галина Дмитриевна принимает такое участие в жизни этой семьи. Но, к сожалению, не все пострадавшие от произвола опеки знают мобильный телефон областного детского омбудсмена, чтобы сообщить ночью о критической ситуации…

«Когда маме выворачивали руки, инспектор выливала еду в унитаз»

– Детей забрали, когда меня не было дома, – вспоминает Николай ШАДРИН, вдовец, отец пятерых детей, – я ездил с родственниками на кладбище в Курганскую область. Представители комиссии по делам несовершеннолетних ворвались в дом поздно ночью и грубо забрали детей из семьи, при этом нанесли моей супруге телесные повреждения. Детей изъяли на основании анонимного сообщения, что они были неодетые, грязные, голодные и с педикулезом. Инспекторы ПДН заявляли, что якобы в доме не было еды – да у нас полный холодильник еды! А один из детей говорит: «Вон та женщина, когда маме руки заворачивали, выливала еду из кастрюли в унитаз».

Детей Николая Шадрина забрали, пользуясь его отъездом

Мы с супругой подали заявление в суд о привлечении к уголовной ответственности сотрудников полиции. В ответ из нам принесли обвинительный акт – уголовное дело за жестокое обращение с детьми. Следователь сказала, что детей отдадут только по решению суда. Дело затянулось на полгода, за то время жену обвинили в том, что она ВИЧ-инфицирована. Она лежала в больнице, сдавала множество различных анализов, и никакого ВИЧ у нее не было. Затем директору Дома ребенка пришлось извиниться и за необоснованные слова о заболевании детей педикулезом. Заявления от сына и самой Ларисы были сфабрикованы. До сих пор не можем дождаться ответа от следственного комитета.

Пособие на детей получала покойная супруга, я сейчас его получить не могу, потому что у меня курганская прописка. Нас выселили из аварийного ветхого жилья без предоставления места для проживания, поэтому пришлось прописаться у родственников.

С системой трудно бороться, но я добьюсь правды. «Нету тела – нету дела» – не получится!

Представляющий интересы Шадрина адвокат Эдуард Каргожа, председатель коллегии адвокатов «Паритет», напомнил, что Николай, лишившись жилья, обращался к уполномоченному по правам ребенка в Тюменской области. Шадрин просил выделить материнский капитал и земельный участок, положенный многодетным семьям. Если бы его просьбу выполнили, он за лето отстроил бы дом, а не мотался три года по съемным квартирам.

«Дело Шадриных не имеет аналогов в России, – комментирует директор фонда «Отчий дом» Александра КУДРЯВЦЕВА. – Я сама была на втором судебном заседании, после которого Ларисе Шадриной стало плохо и она умерла. На нее, мать многодетного семейства, было заведено уголовное дело о жестоком физическом, психологическом и моральном обращении с детьми. Но, поскольку для подтверждения физической жестокости нужны факты, а дети в один голос заявляли, что родители их пальцем не трогали, то этот пункт из обвинения убрали».

Областной департамент будет следить за каждой семьей

Директор ФПНТ «Отчий дом» рассказала о деятельности НКО «Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения», который обучает специалистов социальных органов и устанавливает стандарты, которых им следует придерживаться. «Незаконное изъятие детей нередко заканчивается смертью детей или матерей, – говорит Александра Кудрявцева. – В общественной жизни России на первое место вышли случаи бесцеремонного вторжения в семью полицейских с автоматами и наручниками для матерей, обнаглевших представителей комиссий по делам несовершеннолетних и органов опеки. Налицо продвижение ювенальных технологий западного образца, и этот «Национальный фонд» является проводником внедрения в Россию антисемейной ювенальной политики, угрожающей безопасности семьи и государства».

Александра Кудрявцева рассказала о деятельности про-ювенальных фондов

В Тюмени «Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения» проводил платный семинар для специалистов социальных служб. Александру Евгеньевну удивило, что руководитель областного департамента социальной защиты радостно объявила новый вектор деятельности департамента: для профилактического наблюдения даже к каждой благополучной семье будет приставлен соцработник, чтобы вовремя выявлять признаки начинающегося неблагополучия в отношении ребенка. Упомянутый фонд связан с американскими организациями, чья деятельность запрещена в России. Теперь его деятельность финансируется из бюджета. Только на изготовление плакатов «Осторожно, родители!» выделено 25 миллионов рублей.

Александра Кудрявцева обратила внимание общественности и контролирующих органов на областной центр социальной помощи семье и детям «Мария», слава о котором гремит по всей России. Помещенные в центр матери с детьми до трех лет, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, не получают питания вообще. Таким образом матерей вынуждают передавать малышей в тюменский специализированный «Дом ребенка». Остальные взрослые постояльцы «Марии», в том числе, беременные, часто остаются без завтрака, а ужина вообще никогда не бывает.

Главное – изъять ребенка…

Обсуждаемый законопроект ФЗ «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» может многое изменить, если будет все-таки принят. Директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности как юрист дала точную оценку происходящему: предлагаемый закон под видом помощи семьям полностью развязывает руки «ювенальщикам». В законопроекте вводится понятие экономического насилия – то есть, ограничение доступа к имуществу – например, к телевизору, компьютеру и т.д. Запретил ребенку часами сидеть в соцсетях – и ты уже преступник. Психическое насилие уже описано в УК, но ФЗ «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» описывает «психологическое насилие», к которым относятся замечания, критика. Поставил непослушное чадо в угол – совершил физическое насилие, а это уже статья 116 УК РФ.

«Современные родители не могут воспитывать детей ни словом ни делом, – описывает ситуацию Леткова. – Отсутствие наказаний развращает детей. А для социальных служб главная цель – изъять ребенка. Его содержание в приюте будут оплачивать родители. А новый закон дает полномочия выселять родителей даже из жилья, которое находится в их собственности. Неблагополучие – это очень широкое понятие, а с семьями с клеймом «неблагополучная» можно делать, что угодно».

По словам Ольги Владимировны, в законопроекте не написано «ничего плохого», но практика применения разрабатывается на региональном уровне, и нужно понимать, к чему приведет его принятие. Семейный правозащитник подчеркнула важность роли родительской общественности и цивилизованных методов решения вопроса.

У прокуратуры свои критерии семейного благополучия

Старший помощник прокурора Тюменской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Екатерина ТЮТЮНИК напомнила, что правоохранительные органы имеют собственный взгляд на вещи. «Даже если формально семья благополучная – для нас она неблагополучная, – заявляет Екатерина Сергеевна. – Система профилактики уже двадцать лет строится на системе, которую вы называете «доносительством». Закон предусматривает именно такую систему, иной не дано, и мы будем работать именно по ней. И по сигналу любое должностное лицо обязано отреагировать и принять определенный комплекс мер. Изъятие ребенка – это крайняя карательная мера. Здесь на собрании благополучные семьи, но я знаю другие факты. В группе нашего особого внимания более 3 тысяч семей Тюменской области, и в эти семьи нельзя не входить. Согласна, что есть примеры излишних действий правоохранительных органов, поэтому сейчас мы разрабатываем четкий алгоритм оснований для изъятия ребенка или его помещения на реабилитацию в спецучреждение».

Помощник прокурора подтвердила, что закон обозначает только общие формулировки, а конкретные решения принимают соцработники на местах.

Родители написали письмо Владимиру Путину

Участники родительского собрания подписали обращение к президенту Владимиру Путину с рядом предложений. Тюменские родители предлагают:
Инициировать внесение поправок в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», направленные на исключение необоснованного вмешательства государства в личную жизнь семей.

Прекратить практику примения в регионах социального патроната (социального соопровождения) как ювенальной технологии, содержащей социальные риски.

Не вносить в Госдуму проект ФЗ «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» и иные законопроекты, направленные на криминализацию добросовестных действий родителей по воспитанию своих детей, необоснованномв расширению трактовки понятия «насилие» и «жестокое обращение».

Прекратить внедрение ювенальной юстиции в России под термином «правосудие, дружественное к детям».

Денонсировать «Конвенцию о правах ребенка» как не соответствующую национальным интресам и традициям России.

В качестве альтернативы западной ювенальной системы принять концепцию «Возрождение семьи а основе традиционных семейных ценностей» и пакет законопроектов, направленных на укрепление и защиту семей, подготовленные Ассоциацией родительских комитетов и сообществ.

Лена ДАНМЕР,
фото Евгения КОТОВА

3 комментария

  • однако местечко вот для этой межполитеской …. деятельницы -зачистили!

    • Фото аватара Химера:

      Галина Калюжная приняла решение покинуть пост уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области. На заседании президиума областного правительства, которое состоялось 7 сентября, она поблагодарила всех присутствующих за тесное сотрудничество в интересах детей.
      «Самое главное, что мы видели с вами проблемы и знали, как их решать. Я признательна всем за понимание, содействие и поддержку. Я всегда чувствовала ответственность перед жителями области», – сказала она.

      Глава региона выразил слова признательности Галине Дмитриевне за добросовестный труд и ответственное отношение к делу и вручил ей почетную грамоту.
      «Вы занимались важными и сложными вопросами. Помогали детям, защищали их права и законные интересы»,- отметил губернатор.
      Напомним, Галина Калюжная занимала пост уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области с 30 ноября 2009 года.

      Источник: Пресс-служба Губернатора Тюменской области

  • Фото аватара Химера:

    О беззаконных действиях при изъятии детей наслышана… Поражает “щедрость” нашего региона – однушка 40 квадратов на многодетную семью. Если честно, не могу представить, где они сумели кровати-диваны разместить. А ведь ещё и учебное место нужно организовать…
    Конечно, я видела семьи, где детей однозначно нельзя оставлять, и изъятие детишек – во их же благо. Но, к сожалению, случаются и перегибы… Благополучие-неблагополучие семьи – это такой странный аргумент…

Добавить комментарий

Войти с помощью: