В Тюменской области отмечается рост объема поступлений в бюджет региона. Но это не особо радует парламентариев. Как объяснил председатель комитета Тюменской областной думы по бюджету, налогам и финансам Дмитрий Горицкий, рост прибыли связан в том числе и с ростом курса доллара. «Внезапно образовавшийся переизбыток» – всего лишь временный профицит. По мнению заместителя губернатора Тюменской области, директора губернатора тюменской области Татьяны Крупиной, режим экономии бюджетных средств остается актуальным. Тем не менее, государственные и социальные программы будут исполнены в полном объеме. Депутаты, в целом, бюджетный «гроссбух» одобрили, но без критических замечаний не обошлось. Как отметил ветеран Тюменской облдумы Николай Барышников, «мы имеем бюджет на уровне 2005 года, с той лишь разницей, что тогда рубль был в два раза дороже».
Критика касалась, в частности, практических аспектов расходования бюджета. Депутат Владимир Чертищев спросил, почему деньги на финансирование работ по строительству дорог из бюджета поступают подрядчикам только в августе-сентябре. «Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно говорил о необходимости эффективного расходования средств. У нас же деньги на капремонт дорог выделяются в сентябре – октябре… Строители не успевают… Они могли бы в этот период времени заниматься строительством, а при таких темпах оплаты подрядчики, элементарно, не успевают закупить и доставить своевременно материалы. В итоге, недоделанные работы переходят балластом на следующий год, как и неосвоенные средства. Может быть, есть смысл пересмотреть этот момент и выделять средства на ремонтные работы пораньше? Ведь в итоге у нас деньги не осваиваются, а весь год лежат мертвым грузом», – спросил он.
На этот довод развернутый комментарий дал вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев. Он напомнил, что в нашем регионе финансирование работ, прописанных в муниципальных контрактах, осуществляется на безавансовой основе и оплачивается по факту приема-передачи работы. «Мы ведь неспроста перешли к такой практике, – напомнил Сарычев. – И в этом же составе обсуждали преимущества такой системы оплаты работ. Наверное, все уже забыли о том, как раньше приходилось с большим трудом в судебном порядке возвращать деньги в бюджет, выделенные недобросовестным подрядчикам. Теперь платим по факту выполнения работ. Эта практика себя оправдала».
Николай Барышников акцентировал внимание на том, что бюджет текущего года не дает повода для гордости. «Бюджет выполняется, но я хочу обратить внимание на негативную тенденцию, которая отмечается в регионе последние три года. Несмотря на все наши усилия по привлечению инвесторов и открытию новых предприятий, у нас доходы бюджета год от года падают. За 8 месяцев текущего года у нас разрыв с прошлым годом на 11 миллиардов. Расходы упали с 51 до 44 миллиардов рублей. В частности, расходы на поддержку экономики упали с 12,7 до 9,4 миллиардов рублей; объемы поддержки АПК составляют 74% к уровню 2014 года… Причем не лучшим образом мы выглядим на фоне соседей. На строительные дела тратим 88% от уровня прошлого года, тогда как в среднем по УрФО этот показатель 88%, доля платных услуг у нас на уровне 90% от показателей прошлого года, в ХМАО – 97%. По сельскому хозяйству некоторые регионы страны в виду санкций и для стимуляции процессов импортозамещения наращивают расходы на сельское хозяйство и траты так составляют по этому году 125% к прошлогодним показателям, у нас же – 100,8%, в среднем по УрФО цифры выше – 103% в Югре – 105%… Ну и по налогам. Нужно как-то строить отношения по-новому с федеральным центром, а то не успеваем наращивать налогооблагаемую базу, как у нас москвичи новые способы увести из регионов побольше денег в федеральный бюджет придумывают. Я все понимаю, растут расходы на военную сферу, на вооружения, но ведь и о регионах тоже нельзя забывать».
Сергей Сарычев предложил не сравнивать нынешнюю ситуацию с удачными для региона временами. «По сравнению с 2012 годом у нас меньше и доходы, и расходы. Мы живем не в отрыве от мировой экономики, поэтому на нас тоже негативные процессы отражаются. Некорректно сравнивать. Сейчас ситуация в стране хуже, чем в 2008 или в 2010 годах, – отметил он. – Но за последние 3 года мы сумели сделать главное – сумели заинтересовать и привлечь инвесторов. В результате у нас индекс промышленного производства остается одним из самых высоких в стране. По показателю бюджетной обеспеченности наш регион также входит в пятерку лидирующих по стране. Главное, мы имеем бюджет развития. Наша главная задача сделать все, чтобы он оставался бюджетом развития, чтобы появлялись новые рабочие места, привлекались новые инвесторы. В этом направлении интерес иностранцев к нашему региону сохраняется. Недавно приезжали бизнесмены из Казахстана, Австрии и Германии. Даже из стран Европы приезжают, чтобы обсудить возможное сотрудничество, несмотря на санкции. Впереди у нас новые проекты. Мы уже готовы предложить под реализацию инвестпроектов специально оборудованные на четырех территориях развития площадки».
Николай Барышников – как знаток цифр – счел нужным прокомментировать слова вице-губернатора. «Это раньше мы по бюджетной обеспеченности на душу населения из пятерки не выходили лучших по стране. Сейчас Тюменская область на 17-м месте по этому показателю!»
Теперь о параметрах бюджета, которые были озвучены. В первом полугодии 2015 года в бюджет региона поступило 69,91 млрд рублей (63% от годового плана). Это на 7,95 млрд или 10,2% меньше, чем в первом полугодии 2014 года. Налоговых доходов – 62,45 млрд рублей, что меньше, чем в первом полугодии 2014 года на 9,8 млрд. рублей или на 13,6%. Неналоговые доходы в первом полугодии 2015 года составили 2,94 млрд рублей. Это примерно в 2 раза (на 1,5 млрд) больше, чем аналогичные поступления в первом полугодии 2014 года. Безвозмездные поступления из других бюджетов – 3,54 млрд рублей, или 86,9% к годовому плану.
Как отметила Татьяна Крупина, наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов приходится на доходы, поступившие от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафные санкции и доходы от оказания платных услуг.
Расходы бюджета в первом полугодии 2015 года составили 44,76 млрд рублей, то есть 34,9% к годовым значениям. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, расходы бюджета снизились на 6,8 млрд рублей или на 13%. При этом в первом полугодии текущего года облбюджет был исполнен с превышением доходов над расходами на 25,15 млрд рублей. При этом средства шли преимущественно на финансирование социальной сферы. Продолжается реализация 36 государственных программ. На их финансирование в общей сложности в этом году направили около 84% средств расходов бюджета. В частности, на образование – 24%, на здравоохранение – 14%, соцполитику – 15%, на культуру и физическую культуру – по 2%…
Не забыли и о программе «Сотрудничество», на выполнение которой в этом году из бюджета Тюменской области было выделено свыше 3,3 млрд. рублей. Но парламентарии до сих пор не уверены, что это – эффективная трата денег… «В рамках обсуждения программы «Сотрудничество» уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости ревизионных проверок с участием представителей Тюменской области… Это нужно делать, потому что большинство объектов, которые финансируются средствами этой программы, расположены на территории автономных округов, – заострил внимание на проблеме заместитель председателя парламента Владимир Сысоев, – и являются долгостроями. Нужно сделать все, чтобы быть уверенными в том, что эти средства используются по назначению. Прежде неоднократно говорили о необходимости плотного взаимодействия в этом вопросе с нашими коллегами с Севера, но пока больших успехов в этом направлении нет».
На реализацию наказов избирателей в этом году в общей сложности было направлено 70,225 млн рублей, что на 10,15 млн. (или на 12,6%) меньше, чем годом ранее.
Вопрос реализации наказов избирателей вызвал прения. Николай Барышников своих выступлениях обозначил проблему хронически неремонтируемых сельских дорог и приукрашенных отчетов.
«Был в Юргинском районе, там жители поселка Зоново жалуются на дорогу. До Лебедевки 62 человека ездят на работу. Там лесники, которым на 49 лет в аренду участок дали, дорогу разбили, теперь по прямой – путь 8 км – не проехать, приходится объезжать 35 км. А мы – все силы на Тюмень бросили, нужно и сельским дорогам внимание уделять. По подключению к газу – тоже вопросов много. Газовики просто до деревни газопровод кидают, а чтобы подключиться – врезку сделать- людям дополнительно платить надо чуть ли не по 25 тысяч рублей. В итоге у нас по отчетам растет газификация села, а на деле – нет. В Байкалово 3000 людей живет, только 8 домов по факту имеют доступ к газу», – отметил Барышников. По его словам, в области реализуется менее половины наказов избирателей.
Вопрос по поводу того, какие сельские дороги следует ремонтировать в первую очередь, вызвал немало споров. Депутат Юрий Конев заметил, что нужно все-таки четче расставлять приоритеты. «Сколько денег – столько песен. В Вагайском районе, например, есть участки, где вообще нет асфальтированных дорог. И людей страдает больше. Там десятки поселений в распутицу от мира отрезаны, в Юрге хоть в объезд можно ездить… Надо все-таки приоритеты расставлять, раз денег на все сразу нет», – заявил он.
Николай Барышников также заметил, что было бы неплохо изменить подход к выездным парламентским мероприятиям. «Мы ездим по районам, нам образцовые предприятия, музеи, дома культуры показывают, а мы с людьми о проблемах должны говорить. В Юргинском районе пока мы образцовые объекты рассматривали, меня два мужика за полу пиджака дергали и рассказывали про разбитую дорогу, а организаторы поездки махали рукой: мол, времени не на это. Думаю, надо меньше экскурсий и больше встреч с населением», – заметил он.
С критикой Сергей Сарычев согласился. «Встречи с избирателями, конечно, должны быть в приоритете. Что касается наказов, то вы же понимаете, что если бы не стоял остро финансовый вопрос, все бы они были исполнены, – отметил вице-губернатор. – Думаю, нам нужно плотнее работать сообща над наказами, сообща расставлять приоритеты и объяснять людям, почему мы сначала решаем одни вопросы, а другие – оставляем на потом. Хотя, конечно, тем мужикам, которые в Юргинском районе за полу пиджака Николая Павловича Барышникова за полу пиджака дергали и рассказывали о плохих дорогах, сложно будет объяснить, почему средства сначала выделяются на строительство дорог в Тюмени или в других сельских поселениях… Но мы должны объяснять, общаться и решать проблемы».
Нина ПЕТРОВА
остальные 43 члена ничем им (мужикам тюменского села) не обязаны… такова уж одномандатная участь матрешечных депутатов.
поэтому в села не только бабки, даже на импортозамещение не поступают и дороги не строят, но и в бюджетах так называемого развития, этого самого развития сельского хозяйства не предусмотрено! ведь, в даже в новой пЕарной игрушке губера -инженерном центре, сельхозспецы не представлены, как в качестве преподавателей, так и слушателей… всякая планктонная перхоть от бухучета до составителей словарей -там будет, а вот зоотехников -нет.
хотя половина избирателей Юга Тюменской области, именно из села, но представляют их интересы в облДуме, всего 10% депутатов!