Страсти по Ивану Грозному

Несколько дней назад в Орле на памятник царю Ивану Грозному надели мешок и повесили табличку: «Духота-то какая, темнота!». До этого такое, казалось бы, чисто символическое событие, как открытие памятника Ивану Грозному, вызвало бурную полемику в нашем обществе. Кажется, нешуточные страсти продолжаются.

Иван Грозный – фигура противоречивая, и неудивительно, что она оказалась и сейчас в центре дебатов о судьбах России, об авторитаризме и демократии.

bn5mjdtolru

Несмотря на сложную историческую репутацию, у Ивана Грозного много сторонников, для которых главное состоит в том, что монарх укрепил и расширил Государство Российское.

Попробуем посмотреть на эту церемонию глазами очевидцев, поддерживающих возведение монумента.

Памятник, вознесенный высоко в небо, рядом с дивным собором, тысячи людей заполонили все пространство, было ликование, выступали ансамбли народных песен и танцев, казаки пели свои походные песни, блестели эполеты.

lthocbusvgi

Выступали профессора, историки, краеведы, выступал губернатор, гости всевозможные, сам скульптур выступал, так что обстановка была торжественная. Она была, возможно, чуть-чуть нервической, потому что туда примчались все центральные каналы. Это событие, казалось бы, городского, регионального масштаба превратили в федеральное событие.

И вот это присутствие множества камер и понимание того, что сам факт открытия сенсационен и очень важен для информационного сообщества в целом, придавали некоторую взвинченность.

На мой взгляд, главное, чего не надо делать при оценке Ивана Грозного, это судить его по сегодняшним критериям.

Тем более что в западной историографии очень любят подчеркивать зловещий характер этой фигуры, в то время как его современники – европейские монархи – изображаются весьма односторонне, а именно, их достижения возвеличиваются, а злодеяния, порой ужасающие, замалчиваются.

Например, на совести глубоко чтимой в  Великобритании королевы Елизаветы I десятки и десятки тысяч убитых и замученных, прежде всего, католиков-ирландцев, но об этом вы почти ничего не узнаете из художественных фильмов и популярной литературы.

Не менее кровавым, чем Елизавета I, был Оливер Кромвель, однако монумент ему высится прямо напротив британского парламента.

Итак, об Иване Грозном в контексте его времени.

Даже через три столетия после смерти Иван Грозный остается спорной фигурой, вокруг которой кипят нешуточные страсти. В этот раз поводом для жаркой дискуссии стала установка в Орле первого в России памятника царю.

Одни говорят, что этот правитель достоин уважения за проведенные реформы и завоевания, после которых Россия приобрела очертания современного государства. Другие напоминают, что Иван Грозный повинен в смерти многих тысяч подданных.

Однако если сравнивать Ивана Грозного с европейскими правителями той поры, то он мало чем отличается по жестокости от своих коллег.

Иван IV не был самым кровавым злодеем Европы.

При Иване IV достаточно долго, даже в первые годы опричнины, никаких массовых казней не было. Но, по всей видимости, политическая культура Европы дурным образом повлияла и на нашего государя, и на нашу военную и политическую элиту.

Иван Грозный сам вел учет убитых по его приказу людей в поминальном списке. Там числится около 4 тысяч казненных.

Если сравнивать с предыдущей историей нашей страны, с предыдущей историей России, это, конечно, для нашей страны очень большая цифра, потому что до Ивана Грозного такого количества казней по политическим мотивам просто не было, а для государств Западной Европы или для мира в целом XVI века это не является чем-то из ряда вон выходящим. Можно вспомнить, хотя бы, и Варфоломеевскую ночь во Франции, и преследования еретиков.

Екатерина Медичи

Во время так называемой «Варфоломеевской ночи» французские католики убили около 30 тысяч гугенотов. Команду резать протестантов отдала мать французского короля Карла IX Екатерина Медичи.

В Европе религиозные войны сделали ценность человеческой жизни совершенно ничтожной: основатель испанской инквизиции Торквемада отличался особой жестокостью; бойня в Васси – французское столкновение между католиками и гугенотами – знаете ли, тоже произошла не в Подмосковье; Эрик XIV казнил своих дворян-шведов направо и налево; Мария Тюдор, английская королева, вошла в историю под именем «Кровавой» именно из-за того, что она казнила на религиозной почве своих подданных.

В Англии нет ни одного памятника Марии Тюдор, зато там очень почитают ее младшую сестру – королеву-девственницу Елизавету. Англичане прозвали ее доброй Бэсси.

Так вот, эта добрая женщина дала добро на массовое уничтожение католиков-ирландцев. Всего за годы правления Елизаветы в Ирландии и Англии были убиты 79 тысяч католиков.

То, что тогда творилось в Ирландии, теперь называют геноцидом: ирландцам было запрещено учить детей на родном языке под страхом смертной казни; за головы тех, кто тайно учил говорить и писать по-ирландски, платили такую же сумму, как за голову волка.

Кстати, Елизавета была единственной женщиной, с которой переписывался Иван Грозный. Он даже предлагал Елизавете выйти за него замуж, однако англичанка ответила высокомерным отказом и тогда Иван Грозный вспылил.

«Мы думали, что ты правительница своей земли и хочешь чести и выгоды своей стране… А ты пребываешь в своем девическом чину, как есть пошлая девица» (Иван Грозный).

Елизавета так и осталась в истории под неуместным прозвищем «Королева-девственница», хотя, на самом деле, у нее было немало любовников.

Последний ее фаворит был моложе королевы на 34 года. Когда их познакомили, Елизавете уже исполнился 51 год, Роберту Деверу – всего 17. Еще через 17 лет она отправила его на эшафот.

Генрих VIII

В тот момент в ней, вероятно, проснулся дух отца, Генриха VIII, который стал прообразом Синей Бороды.

Король был женат 6 раз. Екатерина Арагонская воспротивилась разводу и умерла в заточении. Анне Болейн и Екатерине Говард он приказал отрубить головы. Джейн Сеймур скончалась сразу после рождения наследника, будущего короля Эдуарда VI.

Его главные преступления связаны отнюдь не с тем, что он выбраковывал жен с помощью меча и плахи, а с тем, что он провел очень жестокими методами Реформацию в Англии; с тем, что католичество искоренялось при помощи огня и меча, монастыри разорялись, монахов часто убивали, монастыри превращались в светские поместья, которые он раздавал своим приближенным.

Генрих VIII это, в общем, достаточно мрачная фигура в английской истории, несравнимая в этом смысле с Иваном Грозным по результативности, по количеству позитивных итогов.

Однако определенное уважение к этой фигуре в Англии присутствует, и никто не будет дискутировать по поводу того, должны ли англичане оказать ему определенное внимание.

В Великобритании стоят скульптуры этого короля, а недавно Центральный Банк страны выпустил в оборот юбилейные 5-фунтовые монеты с портретом Генриха VIII.

Варфоломеевская ночь

При этом никто в Европе не называет Генриха VIII деспотом, Елизавету – кровожадной, французов Карла IX и его мать Екатерину Медичи (повинных в Варфоломеевской ночи) – садистами, а вот русский царь Иван Грозный известен там под именем  Ivan the Terrible, то есть в переводе с английского – Иван Ужасный.

Тут сыграла роль отрицательная реклама, которая была в то время: в Западной Европе ходили так называемые «летучие листки» с изображением Ивана Грозного не в самом лучшем виде; в газетах печатали.

Во многом это связано с тем, что при Иване Грозном Россия воевала с Польшей и Литвой (впоследствии это государство стало называться Речь Посполитая) и, во многом, они вели свою пропаганду.

Это правда, что во многих наших исторических исследованиях многие наши историографы, например, Карамзин, выносят Ивану Грозному порицание.

Мне кажется, это связано с тем, что историю России писали аристократы, а Грозный прославился нелюбовью к аристократии. Он аристократов гнал, он был антиаристократичен, он был народный царь. И поэтому аристократические историки интуитивно, генетически не любили, а, может быть, даже ненавидели его.

Хотя, далеко не все: целая плеяда историков отдавала ему должное. А в народе царь Иван Грозный прослыл не «Кровавым» («Кровавым» прослыл Николай Кровавый), а Грозный прослыл «Грозным». А в европейском сознании Мария Тюдор «Кровавая».

И, все же, логичнее было бы оценивать действия правителей с позиции той эпохи, в которой они жили. И если исследовать поступки Ивана Грозного на таком фоне, то все станет на свои места.

Конечно, царь был жестоким тираном, но уж точно не большим, чем многие другие европейские правители того времени.

Виктор КОЛМОГОРОВ

5 комментариев

  • давно уж поведал акунька, что именно с Ивана Грозного -креаклы, на много веков, были вынуждены столоваться в людских у опричины…
    споря с ней о судьбе “нирыбанимясо”, то есть о народе.
    но, ведь до него -пропитание себе добывали на паперти, вместе с остальными юродивыми и скоморохами в шумной компании городских сумасшедших иль деревенских дурачков!
    чем не довольны?
    видать пайкой -как райкин…

Добавить комментарий

Войти с помощью: