Мосфильм – наш ответ Голливуду

Если будете в Москве, то в своей программе обязательно найдите время для посещения крупнейшей киностудии в Европе – концерна «Мосфильм», уже много лет возглавляемой режиссером Кареном Шахназаровым. Специальный корреспондент PARK72.RU в рамках пресс-турне по столице нашей Родины побывал на территории легендарного оборонного предприятия. И здесь нет оговорки. О том, что сегодня представляет из себя главная в стране кузница фильмов, как делают декорации и почему важнейшим из искусств для нас по-прежнему остается кино, читайте в нашем материале.

В год “Мосфильм” способен выпускать до 100 лент

Попадая на территорию «Мосфильма», создается впечатление, что ты находишься на территории крупного военного завода в лучшие советские годы. Аккуратные газоны, свои внутренние улицы, ведущие к производственным цехам и большое количество рабочих. Сегодня на киностудии трудится более тысячи человек. Только создают здесь мирный продукт, но не менее важный для защиты отечественной культуры и истории.

В городке Мосфильма свои улочки и площади

Первое, что бросается в глаза при входе – это военная техника времен Великой Отечественной войны, которая припаркована прямо возле КПП. Знаменитый на весь мир танк Т-34-85 стоит со своим главным противником – немецким «Тигром». Кстати, техника, как и все экспонаты в музее на ходу и в рабочем состоянии, так сказать, готовы в любой момент с боевого дежурства отправиться на съемки. Но витрины выставки пустовать не будут – на складах находятся сотни тысяч предметов реквизита на хранении, которые были накоплены за 90 лет существования «Мосфильма».

Все советские начальники ездили на таком ЗИЛ-117

Кстати, много вещей для картин шьются и выпускаются прямо на киностудии. Для этого построен целый производственный комплекс. И здесь опять напрашивается сравнение: «Мосфильм», как и наш военно-промышленный комплекс, имеет уникальные сверхсовременные технологии, позволяющие полностью осуществлять весь цикл производства. В нашем случае – кинопродукции.

Города и сёлане всегда делают в полную величину, иногда это миниатюры

В музее это наглядно видно. Здесь собраны декорации и костюмы знакомых с детства знаменитых картин. Некоторые экспонаты даже не нуждаются в представлении. Например, знаменитая 230-ая модель «Мерседес-Бенц» разведчика Штирлица из «Семнадцать мгновений весны». Примечательно, но многие автомобили той эпохи в прямом смысле трофейные. После войны советские офицеры передали киностудии много машин взятых в поверженном Берлине.

Музей открыт для туристов

А рядом с ним знаменитый Зил-117, на котором передвигались советские вожди и партийные начальники. Чуть поодаль – ленинский броневик. Правда, не оригинальный, но вполне себе, как настоящий. Такой коллекции позавидуют многие автомобильные музеи мира.

Тот самый мерседес Штирлица

Нельзя пройти мимо и возле золотого шлема из «Джентльменов удачи», вокруг которого и крутилась история на протяжении всего фильма. Долгое время «сокровище» считалось утерянным, но его в буквальном смысле откопали на антресолях в одном из помещений комплекса сценическо-постановочных сцен. Мало кто знает, но «головной убор Александра Невского», был сделан из обычной пожарной каски, к которой просто приделали рога и покрасили в золотой цвет.

А вот и шлем из “Джентльменов удачи”

Но есть и не бутафорские, а настоящие исторические предметы. Так, карета в которой передвигались герои «Войны и мира» и «Анны Карениной» – настоящая. По-прежнему ездит и стреляет тачанка Нестора Махно с «чапаевским» пулеметом «Максим». Хоть сейчас заряжай холщовую ленту с патронами и в бой по Гуляйполю.

Кареты настоящие

В соседнем зале костюмы разных эпох. От мундира Николая Второго, до Маршала Победы Георгия Жукова. Рядом с ним китель его заклятого врага генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля, именно в нем он подпишет акт о безоговорочной капитуляции Третьего Рейха. Детализация всех костюмов поражает. Костюмеры только над одним вечерним платьем могут работать несколько месяцев и все ради одного короткого кадра или сцены. Халтуры здесь не терпят.

Китель маршала Жукова

Но самое поразительное, что в центре Москвы можно увидеть немного Петербурга 19-го века. На фоне современных столичных небоскребов тихие старинные улочки, мощеные брусчаткой. Но не спешите обольщаться: несмотря на ощущение, что они из гранита и камня, на самом деле это пустые коробки из фанеры и картона. Удивительно, но понимание приходит не сразу, обманутый иллюзией мозг не верит до последнего, пока не заглянешь внутрь зданий: живые снаружи, внутри лишь деревянный скелет из досок. И это на самом деле предмет гордости отечественного кинематографа. Никакой хваленой голливудской графики, только натуральный объем. Хотите старинный город времен Бориса Годунова – пожалуйста! Нужен разбомбленный Берлин? Мастера-декораторы все переделают…

На самом деле всё из картона и дерева

В заключение можно добавить, что о каждом отдельном предмете или объекте на «Мосфильме» можно писать очень долго, так как все здесь пропитано насыщенной историей. Благо, все можно фотографировать, а к некоторым раритетам даже могут разрешить прикоснуться. Киностудия в отдельные дни недели открыта для посещения и не менее интересна для посещения, чем лучшие московские музеи и галереи, а стоимость билета почти символическая.

Ростислав ЖУРАВЛЕВ,

фото автора

Обычная парковка на Мосфильме

Мундир военного преступника генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля

Декораторы Мосфильма за работой

Олег Янковский в роли Николая Второго в фильме “Цареубийца”

Персидский эпизод из “Яды и всемирная история отравлений”

Петербург 19 века на фоне современной Москвы

Советский автомат с газировкой

Ходили легенды, что настоящую корону Российской Империи потеряли в запасниках Мосфильма

Эта троица в представлении не нуждается

У каждого реквизита свой послужной список