Тюменцы не хотят ждать обещанного три года

Количество жалоб тюменцев на нарушения потребительских прав растет с каждым годом. Об этом сообщили представители областного Роспотребназдора на пресс-конференции, приуроченной ко Всемирному дню защиты прав потребителей.

Журналистам рассказали о самых громких прецедентах нарушения потребительских прав в прошлом году

Помощник руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Надежда СОКОЛОВА отметила, что в последнее время, в связи с ростом активности электронной коммерции заметней проявляются неурегулированные законодательством отношения. Это позволяет недобросовестным участникам сделки использовать обстоятельства к своей выгоде, ущемляя права потребителей. Но и в сфере обычной оффлайн-торговли пока не все идеально.

По ее словам, в 2016 году в сфере защиты прав потребителей ведомством проведено более тысячи проверок — это несколько меньше, чем в 2015 году. Это связано с изменениями в законодательстве, обязывающими Роспотребнадзор планировать деятельность с применением рискориентированного подхода и до 2018 года освободить от плановых проверок субъекты малого и среднего предпринимательства.

В прошлом году в Управление по вопросам защиты прав потребителей поступило 8 956 обращений — это на четверть больше количества претензий в 2015 году. Значительно чаще жители Тюменской области стали жаловаться на услуги ЖКХ, финансовые, бытовые и медицинские услуги — а вот недовольных услугами связи стало меньше. «Часть вопросов в сферах жилищно-коммунальных и банковских услуг не входит в компетенции Управления Роспотребнадздора, — уточнила Соколова. — У нас есть разграничения полномочий и с государственной жилищной инспекцией, и с соответствующими структурами Банка России».

ИТОГИ ГОДА. По результатам более 900 проверок Роспотребнадзором выявлено более 3,6 тысяч нарушений обязательных требований действующего законодательства, что составляет в среднем около 4 нарушений на одну проверку. Выдано 810 предписаний о прекращении нарушения прав потребителей, вынесено  1079 постановлений о привлечении лиц, нарушивших обязательные требования, к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов составила более 12 миллионов рублей. По сравнению с 2015 годом на сумма наложенных штрафов выросла на 27 процентов, по причине более активным контролем за реализацией требований технических регламентов, где суммы штрафных санкций достаточно велики.

По словам Соколовой, 68 процентов жалоб потребителей, по которым ведомство провело проверки, были обоснованными. Все обращения были рассмотрены в установленные законом сроки, более 300 требований (51 процент) удовлетворено в досудебном порядке на общую сумму возвращенных денежных средств более 3 миллионов рублей.

В прошлом году изменились требования к порядку обращений граждан, являющихся основанием для проведения проверок. Теперь проверка Роспотребнадзором может быть проведена только в том случае, если гражданин сначала обратился к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, нарушившему его права, и его претензию не рассмотрели либо отказали. Еще одно новшество — электронные обращения могут стать основанием для проверки только в случае идентификации заявителя.

В прошлом году руководство областного Управления Роспотребнадзора отметило три особо крупных дела в сфере защиты прав потребителей.

С июня по сентябрь в ведомство поступило почти 40 жалоб на деятельность ИП Нартова З.Ф., представляющая магазины «Много мебели», делающие ставку на низкие цены. Тюменцы были недовольны тем, что низкие цены подразумевали и крайне низкое качество товара. Выполнять уже оплаченные заказы предпринимательница тоже не спешила. Роспотребнадзор обратился и выиграл шесть судебных исков в защиту потребителей, уже удовлетворенных в полном объеме.

Вторым громким прецедентом стали массовые жалобы на сеть магазинов низких цен «Светофор», которая установила минимальный чек в 300 рублей. На меньшую сумму приобрести товар у этого продавца было невозможно. По 38 заявлениям тюменцев были проведены проверки, подтвердившие факты противоправности действий ООО «Торгсервис72», и юрлицо было оштрафовано на 400 тысяч рублей.

Наиболее масштабный скандал, попавший с поле зрения не только Роспотребнадзора, но и правоохранительных органов, связан с ООО «СТМ». Компания зарегистрирована в Новосибирске, фактически располагается в Новокузнецке, а обманывает жителей многих городов России. Действия этой фирмы, называющей себя социально-ориентированным предприятием, уже квалифицируются как уголовно наказуемые. Тюменцы, имевшие несчастье, обратиться в «Социальные окна», предлагающие установку окон, дверей, натяжных потолков и т. д., неожиданно оказывались заемщиками некоего ООО «Стройэнерго». При этом сроки исполнения заявки, на словах обозначенные в пределах 2- 3 недель, в договоре с помощью мелкого шрифта незаметно вырастали до трех лет. Разумеется, ждать три года установки пластикового окна клиенты не захотели, а через некоторое время обнаружили, что должны выплачивать непонятно откуда взявшийся кредит.

Надежда Соколова подчеркнула, что график платежей без подписанного договора не имеет юридической силы

«Выяснялось, что оплата услуг производилась посредством займа сторонней организации, при том, что сами потребители никаких кредитных договоров не подписывали, — сообщила Соколова. — Привлекли данное юридическое лицо к административной ответственности в виде 100 тысяч рублей штрафа за введение потребителя в заблуждение и настаивать на признании действий фирмы незаконными и мошенническими».

Помощник руководителя Роспотребнадзора рассказала, что сначала потребителям подсовывали второй договор займа на оплату, но после жалоб, действия «СТМ» изменились. Договоры займа перестали давать на подпись — но по факту займы предоставлялись. «Понятно, что это две аффилированные организации, — пояснила Соколова. — Но потребителю дается график платежей с реквизитами ООО «Стройэнерго». Вопрос, что делает данная организация на этом листочке? С юридической точки зрения этот листочек не имеет никакой силы, он не подписан ни одной из сторон. Но фактически денежные средства предоставляются потребителю, который не знает, что получил этот займ и должен вернуть».

Случайно или нет — но все масштабные случаи прошлого года связаны с продажами очень низкой ценовой категории. «Почти даром» производит гипнотическое влияние на многих покупателей, заставляя забыть о внимательности и осторожности. С другой стороны, никакие, даже самые копеечные, цены не дают продавцу право пренебрегать качеством. Так что разочарованные потребители должны не соглашаться с риторическим вопросом «чего вы ждете за такие смешные деньги», а отстаивать свои законные права.

Оксана ИСАЕВА,
фото автора

Развитие событий

15.03.2017 Этот материал
16 часов спустя Роспотребнадзор предупредил об опасности покупок в соцсетях

2 комментария

  • потребительский спрос падает, но потребительские претензии растут, ни смотря что для их подачи -потребителю законодательные загородки поставили…
    может все дело в потребительском отношение властей к народу?

    2+
  • Калач:

    Боровицкая уже давно только видимость деятельности имитирует. Сейчас и Роспотребнадзор работать перестанет. Народу самому с вилами свои права придется отстаивать.

    2+

Добавить комментарий

Войти с помощью: