Количество жалоб тюменцев на нарушения потребительских прав растет с каждым годом. Об этом сообщили представители областного Роспотребназдора на пресс-конференции, приуроченной ко Всемирному дню защиты прав потребителей.
Помощник руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Надежда СОКОЛОВА отметила, что в последнее время, в связи с ростом активности электронной коммерции заметней проявляются неурегулированные законодательством отношения. Это позволяет недобросовестным участникам сделки использовать обстоятельства к своей выгоде, ущемляя права потребителей. Но и в сфере обычной оффлайн-торговли пока не все идеально.
По ее словам, в 2016 году в сфере защиты прав потребителей ведомством проведено более тысячи проверок — это несколько меньше, чем в 2015 году. Это связано с изменениями в законодательстве, обязывающими Роспотребнадзор планировать деятельность с применением рискориентированного подхода и до 2018 года освободить от плановых проверок субъекты малого и среднего предпринимательства.
В прошлом году в Управление по вопросам защиты прав потребителей поступило 8 956 обращений — это на четверть больше количества претензий в 2015 году. Значительно чаще жители Тюменской области стали жаловаться на услуги ЖКХ, финансовые, бытовые и медицинские услуги – а вот недовольных услугами связи стало меньше. «Часть вопросов в сферах жилищно-коммунальных и банковских услуг не входит в компетенции Управления Роспотребнадздора, – уточнила Соколова. – У нас есть разграничения полномочий и с государственной жилищной инспекцией, и с соответствующими структурами Банка России».
По словам Соколовой, 68 процентов жалоб потребителей, по которым ведомство провело проверки, были обоснованными. Все обращения были рассмотрены в установленные законом сроки, более 300 требований (51 процент) удовлетворено в досудебном порядке на общую сумму возвращенных денежных средств более 3 миллионов рублей.
В прошлом году изменились требования к порядку обращений граждан, являющихся основанием для проведения проверок. Теперь проверка Роспотребнадзором может быть проведена только в том случае, если гражданин сначала обратился к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, нарушившему его права, и его претензию не рассмотрели либо отказали. Еще одно новшество — электронные обращения могут стать основанием для проверки только в случае идентификации заявителя.
В прошлом году руководство областного Управления Роспотребнадзора отметило три особо крупных дела в сфере защиты прав потребителей.
С июня по сентябрь в ведомство поступило почти 40 жалоб на деятельность ИП Нартова З.Ф., представляющая магазины «Много мебели», делающие ставку на низкие цены. Тюменцы были недовольны тем, что низкие цены подразумевали и крайне низкое качество товара. Выполнять уже оплаченные заказы предпринимательница тоже не спешила. Роспотребнадзор обратился и выиграл шесть судебных исков в защиту потребителей, уже удовлетворенных в полном объеме.
Вторым громким прецедентом стали массовые жалобы на сеть магазинов низких цен «Светофор», которая установила минимальный чек в 300 рублей. На меньшую сумму приобрести товар у этого продавца было невозможно. По 38 заявлениям тюменцев были проведены проверки, подтвердившие факты противоправности действий ООО «Торгсервис72», и юрлицо было оштрафовано на 400 тысяч рублей.
Наиболее масштабный скандал, попавший с поле зрения не только Роспотребнадзора, но и правоохранительных органов, связан с ООО «СТМ». Компания зарегистрирована в Новосибирске, фактически располагается в Новокузнецке, а обманывает жителей многих городов России. Действия этой фирмы, называющей себя социально-ориентированным предприятием, уже квалифицируются как уголовно наказуемые. Тюменцы, имевшие несчастье, обратиться в «Социальные окна», предлагающие установку окон, дверей, натяжных потолков и т. д., неожиданно оказывались заемщиками некоего ООО «Стройэнерго». При этом сроки исполнения заявки, на словах обозначенные в пределах 2- 3 недель, в договоре с помощью мелкого шрифта незаметно вырастали до трех лет. Разумеется, ждать три года установки пластикового окна клиенты не захотели, а через некоторое время обнаружили, что должны выплачивать непонятно откуда взявшийся кредит.
«Выяснялось, что оплата услуг производилась посредством займа сторонней организации, при том, что сами потребители никаких кредитных договоров не подписывали, – сообщила Соколова. – Привлекли данное юридическое лицо к административной ответственности в виде 100 тысяч рублей штрафа за введение потребителя в заблуждение и настаивать на признании действий фирмы незаконными и мошенническими».
Помощник руководителя Роспотребнадзора рассказала, что сначала потребителям подсовывали второй договор займа на оплату, но после жалоб, действия «СТМ» изменились. Договоры займа перестали давать на подпись — но по факту займы предоставлялись. «Понятно, что это две аффилированные организации, – пояснила Соколова. – Но потребителю дается график платежей с реквизитами ООО «Стройэнерго». Вопрос, что делает данная организация на этом листочке? С юридической точки зрения этот листочек не имеет никакой силы, он не подписан ни одной из сторон. Но фактически денежные средства предоставляются потребителю, который не знает, что получил этот займ и должен вернуть».
Случайно или нет – но все масштабные случаи прошлого года связаны с продажами очень низкой ценовой категории. «Почти даром» производит гипнотическое влияние на многих покупателей, заставляя забыть о внимательности и осторожности. С другой стороны, никакие, даже самые копеечные, цены не дают продавцу право пренебрегать качеством. Так что разочарованные потребители должны не соглашаться с риторическим вопросом «чего вы ждете за такие смешные деньги», а отстаивать свои законные права.
Оксана ИСАЕВА,
фото автора
потребительский спрос падает, но потребительские претензии растут, ни смотря что для их подачи -потребителю законодательные загородки поставили…
может все дело в потребительском отношение властей к народу?
Боровицкая уже давно только видимость деятельности имитирует. Сейчас и Роспотребнадзор работать перестанет. Народу самому с вилами свои права придется отстаивать.