Кто будет ремонтировать жилые дома — архитектурные памятники?

Тюменские активисты Общероссийского народного фронта предлагают провести ревизию всех имеющихся объектов культурного наследия, являющихся одновременно объектами жилищных прав граждан.

С такой инициативой выступили общественники в рамках экспертной встречи «Проблемы сохранения памятников истории и культуры». По мнению экспертов ОНФ, эти меры позволят избежать конфликтов между собственниками помещений и муниципальными образованиями относительно обязанностей по проведению текущего и капитального ремонта, выстроить эту работу с учетом требований закона.

Поводом к обсуждению данной темы на площадке Народного фронта послужили многочисленные обращения граждан в адрес регионального отделения ОНФ. Из них следует, что собственник, приобретая объект недвижимого имущества в аварийном состоянии, фактически оказывается заложником ситуации, когда он не вправе реализовать свои планы по использованию имущества.

В тюменском штабе ОНФ обсудили проблемы жилых архитектурных памятников

«Получив уведомление о признании приобретенного объекта памятником истории и культуры, собственник лишается права на снос, перепланировку или переустройство, – отметил член регионального штаба ОНФ в Тюменской области Евгений ЗАХАРОВ, – а капитальный и текущий ремонт становится значительно дороже ввиду необходимости привлечения специализированных организаций для проведения реставрационных работ».

При этом основным разночтением и причиной конфликтов у заинтересованных сторон является выявление лица, обязанного провести ремонт, с целью недопущения разрушения памятника истории и культуры. Заявители отмечают, что муниципальные образования уклоняются от обязанности по проведению капитального ремонта, ссылаясь на сжатый бюджет, либо на то, что собственником не предоставлены документы о приватизации.

«Собственникам сложно доказать, что объект подпадает под действие закона о приватизации, особенно если дом сменил несколько собственников после приватизации. Откладывание проблемы до разрешения спора между собственником и муниципальным образованием ведет к значительному ухудшению состояния памятников истории и культуры, безвозвратной утрате его элементов», – отметил Захаров.

С одной стороны, в соответствии с действующим законодательством, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. С другой стороны, в случае, если объект требовал капитального ремонта на момент приватизации, то обязанности по восстановлению несет бывший наймодатель. Как показывает практика, добиться проведения такого ремонта можно только через суд, отметили представители комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области.

Подводя итоги встречи, общественники предложили провести инвентаризацию всех имеющихся объектов культурного наследия, являющихся одновременно объектами жилищных прав граждан. Определить из них те, что нуждаются в ремонте и подпадают под действие статьи 16 закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Следующим этапом должна стать разработка программы по ремонту и реконструкции объектов культурного наследия, предусматривающей поэтапное проведение работ по приведению памятников в надлежащее нормативное состояние бывшим наймодателем.

PARK72.RU