“Паспорт” торпедного катера, затонувшего при освобождении Крыма в 1943 году, вернули в Тюмень

Закладная табличка для корабля – это как паспорт для человека. Найдешь ее – и узнаешь историю судна, приоткроешь завесу тайны над судьбами людей, которые на нем служили. В минувшие выходные тюменская делегация побывала в Краснодарском крае. Там во время исследовательских работ, проводимых на берегах и в глубинах Черного и Азовского морей, археологи обнаружили закладную табличку торпедного катера, сделанного в Тюмени в 1942 году и затонувшего во время операции по освобождению Крыма в 1943-м году. “Паспорт” катера, экипаж которого погиб, подорвавшись на мине во времена Великой Отечественной войны, передали в Тюмень. Сейчас решается вопрос о передаче в Тюмень еще примерно десятка сохранившихся деталей затонувшего судна.

Речь идет о торпедном катере №214, который был изготовлен на Тюменском судостроительном заводе в 1942 году. Закладную табличку этого катера с указанием завода-изготовителя — № 639 – передал  в воскресенье, 23 июля, в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына первый заместитель министра культуры Краснодарского края Максим Усатюк  секретарю Тюменского регионального отделения «Единой России» Андрею Артюхову.

Сильно поврежденный корпус торпедного катера с ракетной установкой экспедиция краснодарского музея Фелицына и тольяттинского клуба «Нептун» обнаружили в сентябре прошлого года. Он находился на глубине 14 метров в 4 километрах от берега.

По данным историков, катер исчез в начале Эльтигенской операции по освобождению Крыма. Он вышел на ночной дозор с 16 на 17 ноября 1943 года и подорвался на немецкой мине. Судно пролежало на дне более 70 лет.

«Катер отошёл для перезарядки примерно в два часа ночи, но после к бою не вернулся. Другие катера, подбитые, подраненные, приплыли на базу, а этот — нет. На его борту было десять человек под руководством командира Матвиенко», — рассказал руководивший экспедицией старший научный сотрудник отдела археологии Краснодарского музея-заповедника Александр Кондрашов.

«Для корабля закладная табличка — это как паспорт для человека. По ней удалось установить, что найден артиллерийский катер типа Г-5 серии Х1-бис, он изготовлен в 1942 году на Тюменском заводе № 639», — дополнил Кондрашов. Подводные экспедиции в акватории Керченского пролива сотрудники музея Фелицына проводят около 8 лет.

После публикаций об этой находке началась работа по передаче таблички в Тюмень. Как уточнили в пресс-службе регионального отделения партии “Единая Россия”, это проходило в рамках проекта единороссов «Оружие Победы», который призван увековечить трудовой подвиг тюменцев в годы Великой Отечественной войны. Тюменцы связались и с краснодарским музеем, и с министерством культуры Краснодарского края, которые поддержали партпроект. Также была оказана помощь со стороны председателя Заксобрания Краснодарского края Владимира Бекетова. Помимо таблички в Тюмень отправятся ещё 10 деталей найденного торпедного катера, включая рулевую рубку и приборную доску.

По мнению руководителя партийного проекта Алексея Салмина, это может дать новый толчок к тому, чтобы пробудить у тюменцев интерес к истории, поскольку позволит на конкретных примерах рассказывать подрастающему поколению о вкладе тюменцев в Победу.

«Ветераны давно говорили о том, что нужно установить в городе памятник торпедному катеру. Мы уже провели предварительно отбор заводов, кто смог бы изготовить макет судна, а также обратились в архив ВМФ с просьбой предоставить чертежи, чтобы макет был максимально точным», — отметил Салмин.

По словам сокоординатора проекта Юрия Баранчука, тюменские ветераны очень ждут закладную табличку. Ее установка станет важной связующей нитью между Тюменью времен Великой Отечественной войны и настоящим.

PARK72.RU

2 комментария

  • а прикольно экскурсии по Тюмени водить, где располагались производства, доставшиеся городу от эвакуации…
    ну и с вопросом -кудЫ делись!!!

    Завод строительных механизмов им. 10-летия Октября
    Завод «Красный экскаватор»

    СУДОСТРОЕНИЕ
    Завод № 532 (цех по строительству торпедных катеров)
    Завод № 341 (цех по строительству торпедных катеров)
    Завод им. Коминтерна (цех №7)
    Завод № 445 (частично оборудование, незавершенное производство, кадры)
    Завод № 363 (частично оборудование, незавершенное производство, кадры)
    Завод №194 (цех катеростроения)
    Камыш-Бурунский завод (частично оборудование, кадры)

    Мотоциклетный завод № 65
    Завод мотоциклетных моторов
    (оборудование)

    Завод № 241 НК авиационной промышленности

    Химико-фармацевтический завод им. Л. Я. Карпова

    Аккумуляторный завод

    Гальвано-технический завод НК местпрома

    Завод «Цепи Галля»

    Кожевенный завод им. Серегина

    Протезный завод

    Завод текстильного машиностроения НК легкой промышленности РСФСР

    Завод АТЭ-2 (частично оборудование, кадры)
    Электротехнический завод (частично оборудование, кадры)
    Завод мотоэлектрооборудования (частично оборудование, кадры)
    Карбюраторный завод им. Куйбышева (частично оборудование, кадры)

    Завод № 94 НК химической промышленности

    Экскаваторный завод

    Завод № 14 НК здравоохранения

  • иванову в контакте…
    вот и организуйте экскурсии, если помните?
    а то, даже памятник Ветеранам Тыла загнали на бывшее болото, но не на те места -где они Победу ковали!

Добавить комментарий

Войти с помощью: