Потомки Врубеля живут в Тюмени

В Тюмень они приехали как беженцы из Украины, когда на Донбассе начались военные действия, в августе 2014 года. В 2015 году семья Трухмановых получила свидетельство о временном убежище на территории Российской Федерации, в 2017 году – разрешение на временное проживание на территории нашей страны. Какое-то время жили в Туле, с 2016 года – постоянно находятся в Тюмени. С получением гражданства возникли сложности. Почти пять лет бесконечных хождений по инстанциям пока не дали результата. Как ни странно, ни совершенное знание русского языка и российской истории, ни наличие родственников в России, ни родство с великим русским художником Михаилом Врубелем, чьи работы хранятся во многих музеях мира, не дают им преимуществ при получении гражданства. В редакцию PARK72.RU обратилась Оксана Трухманова (в девичестве – Врубель). Она надеется, что рано или поздно семье удастся получить российское гражданство – обещает сделать все от нее зависящее для этого. В этом году ее дочь Анна заканчивает школу (учится в школе №48 г. Тюмени) и планирует поступать в высшее учебное заведение (мечтает стать дипломированным журналистом). На пороге – новый период жизни девочки, которая уже готовится к сдаче ЕГЭ. Правда, у нее до сих пор, как и у родителей, нет российского гражданства. И нет паспорта. Не в Украину же ей ехать за паспортом?! Тем более, что семья рассчитывает связать свое будущее с Россией. Аня хорошо учится, но не знает, сможет ли рассчитывать при таких обстоятельствах поступить на бюджетное место по конкурсу. Баснословных средств, которые могут потребоваться на оплату стоимости обучения, у семьи нет. Анна немало времени посвятила изучению генеалогического древа свой семьи, направляла запросы в архивы… И выяснила, что Михаил Александрович – не единственный художник в ее роду. Мы предлагаем вам ознакомиться с творческой работой Анны Трухмановой по изучению своих корней.

Анна Трухманова

Страница из истории моей семьи

Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история. (Г. Гейне)

В нашем роду приветствуется многодетность. Если когда-нибудь мне захочется написать книгу обо всех своих родственниках – вероятнее всего получится многотомная эпопея. Но одна из самых ярких, неординарных и загадочных фигур своего времени и моей семьи, в частности, мой прадед по маминой линии. Звали его Врубель Сергей Янович – он достойно займет одну из страниц будущей книги. Интерес к его жизни появился еще в детстве. «А знаешь ли ты, что твоим предком был великий русский художник Михаил Врубель? Давай-ка посмотрим его работы» – с таким предложением как-то обратилась ко мне мама, когда мне было лет пять. Мы взяли книгу в красивом ярком переплете, на которой красовался портрет художника. Я с интересом разглядывала завораживающие своей необычностью и мистицизмом картины. Вот полотно «Шестикрылый серафим» с изображенным на нем созданием, всем своим видом напоминающем о своей небесной сущности, о приближающейся расплате. А вот «Пан» – картина, произведшая на мое детское воображение наибольшее впечатление. Что же за существо изображено на картине? Это Пан – древнее существо родом из древнегреческих мифов, пастух, следящий за стадами священных коз и баранов. Зорко и проницательно глядят его голубые, добрые, немного лукавые глаза. Я частенько после нашего маленького «экскурса в историю семьи» брала эту книгу с полки, залезала на кровать и подолгу разглядывала удивительные картины и наброски, гадая, что за волшебник, должно быть, был этот Михаил. Но серьезно о том, кем являлись мои предки, никогда не задумывалась. Да, как вы уже, наверное, догадались, в нашей семье существует предание, что дедом Сергея Яновича был именно этот художник – Врубель Михаил Александрович, и оно небезосновательно! Но об этом позже… Так кем на самом деле был мой прадед, какие страсти бушевали в его сердце и толкали на поступки порой непредсказуемые, странные, а иногда такие понятные и близкие душе каждого человека? О нем писали в газетах, на просторах Интернета тоже можно найти много информации о нем, а еще есть семейные воспоминания и фотографии, его книги и интервью.

Картина С. Я. Врубеля «Гималаи»

Картина С. Я. Врубеля «Япония. Острова»

Конечно, невозможно изучить историю одного человека в отрыве от его семьи, близких и дальних родственников, друзей, коллег и т.д., так же, как невозможно понять мотивов, двигавших этим человеком в отрыве от истории государства и мира, всего того, что обычно окружает каждого человека в каждой эпохе истории. Нельзя изучить и всемирную историю без знания историй тысяч «маленьких людей», которые, по сути, ее делали. Я думаю, что знание истории своей семьи важно для формирования личности, оно прививает чувство патриотизма и гордости за свой род.

Итак, история рода Врубелей длинная и захватывающая, как художественный роман. Начинается она при дворе короля Людовика XV… Франц Врубелевский родился в 1732 году. Польский дворянин, военный. Был гвардейцем во Франции и охранником самой Марии-Антуанетты. Вел праздный образ жизни – кутил и играл в карты. Он влюбился в одну из фрейлин Марии-Антуанетты и бежал с ней в Польшу. Его сын, Антон Францевич Врубелевский тоже был храбрым военным. Внук Михаил Антонович Врубель (польское окончание фамилии отпало еще у его отца, Антона Антоновича) участвовал во всех войнах, которые вела Россия в середине XIX века. Дослужился до генерал-лейтенанта, был атаманом казачьего войска в Астрахани, а в 1850 году ему «высочайше даровано две тысячи десятин земли в Саратовской губернии, в Новоузенском уезде». То есть, впервые Врубели пересекли черту Саратова еще полтора века назад. От белостокской дворянки Анастасии Малиновской у Михаила Антоновича родились сыновья – Александр и Антон. Александр Михайлович Врубель, служивший, кстати, одно время в Саратове, где около 40 лет прожил Сергей Янович, стал отцом того самого знаменитого художника Михаила Врубеля. По нашему семейному преданию, у Михаила, в свою очередь, случился роман с дочерью польского помещика Марцеллой Соколовской. По свидетельствам очевидцев того времени, Михаил обладал влюбчивой, увлекающейся натурой, ценил то прекрасное, что дает природа, видел красоту там, где другие могли не заметить, конечно, это касалось и женщин. Киевский период творчества Михаила (1884-1889г.г.) характеризовался множеством романов, но только один из них, самый значимый для него, имел последствия… Отец Михаила, Александр, работал в Киеве, дружил с художником Ге и часто гостил у него в имении. По соседству с Ге жил богатый помещик Ян Соколовский. С его дочерью, красавицей Марцеллой, он познакомился в 1884 году, когда Михаил Врубель приехал в Киев для восстановления росписей Кирилловской церкви XII века. В результате бурного романа девушка забеременела, но влюбленные не получили родительского благословения. Ее отец посчитал возможный брак дочери с небогатым художником мезальянсом и категорически отказался иметь зятем странноватого Врубеля. Михаилу дали отставку. Но вскоре родился мальчик, которому Ян Соколовский позволил дать фамилию и отчество отца, – Ян Михайлович Врубель. Марцеллу вскоре выдали замуж за богатого американца польского происхождения. Она уехала в США, а Яна отдали на воспитание бездетному брату Соколовского.

Свидетельство о браке Сергея Яновича Врубеля и Валентины Андреевны Нагурной

Восьмилетний Сергей со своей мамой Короленко Ксенией Михайловной. 1937 год

Своего сына женщина нашла спустя десятилетия – только в 1937 году. В это время Ян Михайлович проживал с семьей в Харбине, Китай. Вот как вспоминает о приезде Соколовской Сергей Врубель: «Бабушку Марцеллу я видел в 1937 году. Мне было восемь лет. Она приезжала к нам в Харбин. Бабушка рассказывала моей маме, что Михаил Врубель был единственным мужчиной, которого она любила, обещала в следующий раз привезти нам три своих портрета, написанных Врубелем в дни их романа. Но следующего раза не случилось. В этом невероятном переплетении людей, стран, времен, событий вообще много не случившегося». Кстати, в 2014 г. в одном из блогов (в интернете) появилась статья «Еще парочка «аватаров» от Врубеля», в которой говорится об одной из этих картин. Сергей в семье был младшим, четвертым ребенком, родился там же, в Харбине в 1929 году. Родители, братья, сестры обожали маленького Сережу, баловали его, друг семьи дядя Рихард Зорге (один из выдающихся разведчиков столетия, посмертно Герой Советского Союза) подарил ему настоящую китайскую лодку – об этом я прочла в журнале «Карьера» за ноябрь 2001 г. В пять лет Сережу отправили учиться в закрытый частный колледж на юге Франции. Там Сергей Янович выучился, как когда-то его отец, на мичмана. Судно, на котором он плавал, называлось “Эсперанс” – в переводе «Надежда». Из воспоминаний прадеда: «Под французским флагом я плавал пять лет. Шесть раз обогнул земной шар. Был в Стамбуле, во всех итальянских портах, через Александрию и Суэцкий канал ходил на Мадагаскар. Все даже перечислить невозможно. В Индокитай, в Шанхай плавали раз в полгода, мама моя тогда уже там жила, так что я ее навещал. Был на островах Фиджи и на Гавайских островах, в Австралии и Южной Америке. Потом, в СССР, я рассказывал людям о том, что есть совсем другая жизнь. А мне не верили, называли фантазером. Я не фантазер, я гражданин мира». Конец мировому гражданству Сергея Яновича положил случай, досадное недоразумение. Проходя в очередной раз таможенный контроль в Марселе, он вместо синей мореходной книжки предъявил красный «серпастый, молоткастый» (советские паспорта были у большинства КВЖДинцев). «Это беспечность молодости, – рассказывал Врубель. – Меня с вещами отвезли в жандармерию. В чемодане нашли «Краткий курс ВКП(б)» на французском. В общем, из меня стали делать шпиона. На судне об этом узнали. Мои товарищи устроили забастовку, пришли с лозунгами в мою защиту к жандармерии. Меня действительно выпустили, но на судне я остался только пассажиром. Мой последний рейс был в Шанхай, к маме». Ян Врубель к тому времени уже умер. Старший брат Сергея, Александр, воевал в советской армии, погиб в 1945 году. Сергей приехал в Шанхай, где вскоре умерла его мама, затем поехал вместе с братом Николаем «восстанавливать разрушенную Россию». Врубели всегда были патриотами!

Сергей Янович со своей женой Валентиной Андреевной. 1948 год

Сергей Янович (внизу, крайний справа), будущая жена Валентина Андреевна (вверху, третья слева) с родственниками. 1948 год

Уехал Сергей Янович в Донецкую область, в г. Иловайск. Работал на стройке экскаваторщиком. В гостях у своего друга, бывшего прорабом на той же стройке, познакомился со своей будущей женой – Нагурной Валентиной Андреевной. Прадед рассказывал своей дочери Алле, как красивая девушка с ясными синими глазами, похожими на чистое небо в летний день, очаровательной улыбкой и такой кокетливой родинкой над правым уголком губ сразу покорила его сердце. Они полюбили друг друга и в сентябре 1948 года поженились. Моя прабабушка, Валентина Андреевна, много рассказывала нам о пережитой войне в оккупированном Иловайске, о послевоенных годах, о своем замужестве. Первое время им пришлось жить на съемных квартирах в разных городах Донецкой области, работать на разных предприятиях, как и многим в то время. Затем решили переехать в Иловайск и начали строить там дом. Их первенец родился 17 февраля 1949г. Назвали сына Геннадием. Затем родились дочери: Алла (1953г.) и Светлана (1955г.). Иловайск в СССР называли «маленьким городом с большим вокзалом», или «южными воротами» СССР. Через станцию Иловайск шли все составы с севера на юг страны и обратно. Был очень большой пассажиропоток и для его обслуживания отстроили большой железнодорожный вокзал с множеством путей и перронов. На этой самой станции около 30 лет проработала моя прабабушка, была награждена медалью «Ветеран труда». В такое время было очень непросто растить детей, а в семье Врубелей их было трое. И Сергей Янович, и Валентина Андреевна прилагали все усилия, чтобы воспитать их достойными людьми. Но прошло время, долгих 16 лет, дом еще не был достроен полностью, недостаток чувствовался во всем, и мой прадедушка не выдержал, сдался, оставил свою семью и уехал искать лучшую жизнь. Это случилось в 1964 году, но моя бабушка Алла до сих пор с болью вспоминает уход отца, ведь он был для нее всем.

Школа №13 г.Иловайска, в которой Сергей Янович работал учителем

Та же школа №13 г.Иловайска во время войны на Донбассе. 2014 год

Здание вокзала, где работала Врубель Валентина Андреевна. 2010 год

Дети Врубеля С.Я. и Врубель В.А. слева направо: Геннадий, Алла, Светлана (с бабушкой Фросей – матерью Врубель В.А.). 1957 год

Как же сложились судьбы их детей? Геннадий трагически погиб в автокатастрофе 7 августа 1976 года. Это произошло на далеком Севере, в Полярных зорях, где Гена работал на атомной станции. Остался сын, четырехлетний Эдик, который вырос и сейчас с семьей живет в тех самых Полярных зорях и работает оператором на той самой атомной станции. Дочь Алла проживает с мужем в Беларуси, куда переехала еще в 1996 году. А вот их младшая дочь, Светлана, оказалась в подобных условиях, в каких проживали Сергей Янович и Валентина Андреевна после Великой отечественной войны. Она живет с семьей в г.Иловайске, в родительском доме. В 2014 году, в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины, в районе города и в городской черте шли ожесточённые боевые действия между вооружёнными формированиями самопровозглашенной Донецкой Народной Республикой (сокращ. ДНР) против подразделений силовых структур Украины. Улица, на которой живет семья моих родственников, очень пострадала, но дом, построенный Сергеем Яновичем и Валентиной Андреевной, цел и невредим, как будто оставлен кем-то специально как символ любви и семейного счастья. Моя мама, Оксана Владимировна, несколько раз приезжала в г. Иловайск в течение 2014-2015 гг., чтобы встретиться со своей родной тетей, Светланой Сергеевной, и видела все своими глазами. Она рассказывала, что более половины города разрушено, дороги разбиты, везде воронки от снарядов и следы от их осколков при взрывах. Но вернусь к воспоминаниям дочерей Врубелей об их родителях… В начале 60-х семья Врубелей проживала в г. Горловке Донецкой области. Они оставили недостроенный дом в Иловайске под присмотром родственников и ненадолго переехали, чтобы глава семьи смог получить советское образование, т.к. его заграничные дипломы признали недействительными. В 1964 году Сергей Янович закончил Горловский институт иностранных языков, сдав экстерном экзамены по английскому, немецкому и французскому языкам. В то время он днем работал переводчиком на машиностроительном заводе, вечером учился, а ночью писал контрольные работы. Жена поддерживала его во всем, заботилась о дочках (старший сын находился у своей бабушки Фроси в Иловайске), работала. Впоследствии, он окончил МГУ, где изучал испанский и итальянский языки.

Вечерняя школа г.Иловайска, 10 класс которой окончил Врубель С.Я. в 1962г. (на фото: в третьем ряду сверху крайний справа – Врубель С.Я.)

Сергей Янович с сыном Яном. 1978 год

Сергей Янович и Ян. 2004 год

Сергей Янович с женой Валентиной Федоровной

Через некоторое время Сергей Янович переехал в Саратов, где создал другую семью и жил с ней около сорока лет, до самого конца жизни. От второй жены, Валентины Федоровны, у него родились сыновья: Сергей (1972г.) и Ян (1976г.). С дочерями и их семьями Врубель Сергей Янович возобновил общение только в восьмидесятых годах, а в последние годы своей жизни он много общался по телефону со своей старшей дочерью Аллой, рассказывал о своей жизни, высылал почтой свои книги, дарил подарки. А еще мой прадед, Сергей Янович, был награжден медалью «За спасение утопающих» указом президента РФ Б. Ельцина №1747 от 25.10.1993г.!

Сергей Янович и Ян. 2005 год

Ян на могиле отца. 2011 год

Но давайте теперь вернемся к Михаилу Врубелю и Киевском периоде его жизни. Кроме предположения, что у Михаила был роман с дочерью помещика Яна Соколовского, существует также теория, говорящая о том, что он был влюблен в жену своего руководителя (в то время Михаил занимался реставрацией фресок в Кирилловской церкви, г. Киев), Эмилию Львовну Прахову. Эмилия Львовна была, как говорят некоторые источники, женщиной некрасивой, но остроумной, эксцентричной, уверенной в себе и с огромными завораживающими глазами. Он постоянно рисовал ее портреты… да разве только портреты – иконы! На фреске в Кирилловской церкви Богоматерь изображена с лицом Эмилии Праховой. У читателя может возникнуть закономерный вопрос: почему я все же отдаю предпочтение версии с романом Михаила и Марцеллы, почему считаю, что она более верна? Сейчас я попытаюсь обосновать свою точку зрения. В пользу теории, о которой идет речь, можно сказать следующее. Во-первых, Михаил частенько гостил у Николая Николаевича Ге, рядом с которым находилось поместье Соколовских. Во-вторых, Михаил Александрович был эстетом, да еще каким! Например, когда сын его родился с заячьей губой – довольно распространенное уродство, скорее косметического характера – Врубель впал в тяжелую депрессию. Смог бы он полюбить уже немолодую и несимпатичную женщину только лишь из-за огромных чарующих глаз? Да, Эмилия Львовна вдохновила его на написание знаменитой Богоматери, но это и все. Его всегда вдохновляло нечто необычное, об этом говорят все его картины. Но, вероятнее то, что влюбиться он мог в юную, прекрасную девушку. В-третьих, во все времена бесчестьем было незамужним девушкам рожать детей. К тому же, Михаил был в то время очень беден и не красавец, да еще и со «странностями». Так зачем же Марцелле говорить, что у нее есть сын – сын Михаила Врубеля? Далее, Врубель – фамилия, не очень распространенная на территории России и Украины, а я рассматривала период его Киевской жизни. К тому же, давалась она обыкновенно дворянам. Маловероятно, что рядом сосуществовали два Михаила Врубеля, да еще и художники, что, впрочем, многое бы объяснило. Теория о романе Михаила Александровича Врубеля и Марцеллы Яновны Соколовской, я считаю, должна быть досконально изучена и по возможности обоснована, но даже сейчас она имеет право на существование. Об этом, кстати, говорится в статье «Новые данные для исследования» на сайте «Мнемосина» (в интернете). Документально можно проследить и сопоставить даты в свидетельствах о рождении, места рождения, наличие соответствующего отчества, даже внешнее сходство… Совпадения? Возможно и так, но, как говорится в старой поговорке: «Дыма без огня не бывает». Лично для меня это не имеет большого значения. А Сергей Янович Врубель 3 октября 2010 года скончался… Мы так и не встретились в этой жизни.

Вот такая нелегкая, но очень интересная и насыщенная событиями была жизнь у этого удивительного человека. Я горжусь своим прадедом – он был умным, любящим людей, настоящим патриотом своей страны, даже героем! Теперь можно перевернуть эту страницу о Врубеле Сергее Яновиче из книги истории моей семьи и открыть следующую, но это уже будет совсем другая история…

Трухманова А.М., 16 лет, ученица СОШ №48 г. Тюмени

P.S. Мы продолжаем следить за развитием событий и надеемся, что семье Трухмановых удастся получить российское гражданство.
P.P.S. Для поступления в вуз Анне необходимы публикации в СМИ. В ближайшее время она подготовит для нашего издания еще несколько статей, в том числе – ко Дню Победы – о своей бабушке, труженице тыла.

PARK72.RU