Юным тюменцам с ограниченными возможностями здоровья недоступна реабилитация: в их домах нет пандусов

Команда региональной «Молодёжки ОНФ» совместно со специалистами Областного центра реабилитации инвалидов побывали в двух домах, где живут семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В обоих случаях дети не могут посещать назначенные реабилитационные занятия: лестницы в их домах не рассчитаны на коляски.

Анастасия Первунина показывает Тимуру Нигматуллину, как спускает коляску без посторонней помощи – правда, поднять самостоятельно уже не выйдет

В доме по адресу Ставропольская, 11А семья Первуниных переехала четыре года назад. Крыльцо подъезда было оборудовано пандусом в виде двух швеллеров — он вполне подходил для инвалидной коляски маленькой Даши. Но ребёнок рос, коляски менялись, и новые модели с широкими колёсами не подходили для примитивной конструкции. А полгода назад пандус и вовсе сломали: оторвали часть металлоконструкции.

«Мы не требуем переоборудовать входную группу: будет достаточно платформы и поручня, чтобы можно было закатить коляску, – говорит Анастасия Первунина. – Рельсы не подойдут: колёса у коляски слишком широкие. Мы обращались в управляющую компанию, собрали подписи жильцов дома за то, чтобы восстановить пандус. Были отписки, что наше обращение перенаправили в департамент городского хозяйства».

Теперь Анастасия вывозит дочку из квартиры только с помощью домочадцев или соседей: коляска с семилетним ребёнком весит более 20 килограммов, самостоятельно женщине её не поднять. Если раз в день ещё можно найти помощника, чтобы выкатить ребёнка на прогулку — то сейчас у девочки начался двухмесячный курс реабилитации, и ей нужно ежедневно по нескольку раз в день посещать специалистов. В существующих условиях это практически невозможно.

Кому-то из тюменцев понадобилась, или, наоборот, помешала, часть пандуса для колясок

В беседе с организатором встречи, представителем команды «Молодёжки ОНФ» в Тюменской области Тимуром Нигматуллиным Анастасия рассказала, что детям со стойкими психическими нарушениями не положена ни прогулочная коляска, ни санаторно-курортное лечение. «Месяц-полтора назад мы проходили комиссию медико-социальной экспертизы, нам сказали: нечего вам делать на улице, – говорит мать. – Мы написали в московское бюро, и с их ответом будем обращаться в суд. Почему нам не положена коляска? Как я с ней на реабилитацию буду ездить?».

Специалисты Областного центра реабилитации инвалидов сделали замеры, чтобы после расчётов определить оптимальный вариант конструкции для данных условий.

«В настоящее время в России разработаны и приняты нормативные документы (СНиП 35-01-2001), согласно которым четко определены правила установки пандусов для людей с особыми потребностями в общественных и жилых зданиях, их внешний вид, длина, ширина и пр. – отметил после осмотра заместитель директора АУ СОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов» Сергей Логинов. – Наши специалисты произведут соответствующие замеры и нами будут даны рекомендации по конструкции вспомогательного устройства. Согласно нормативам, для движения инвалидных колясок угол наклона лестницы и ступеней должен быть не более 5 процентов, а при спуске с тротуара на пешеходный переход разница высот не должна превышать 4 сантиметра. Если элементы зданий не отвечают этим требованиям, необходима установка пандусов».

Обязанность по созданию доступной среды возложена на управляющие компании. На вопрос, может ли организация повлиять на управляющую компанию, затягивающую вопрос организации пандуса, замдиректора ответил, что законные возможности для этого есть.

«Гражданин имеет право на доступность места проживания — то есть, он должен иметь возможность самостоятельно покидать его без помощи посторонних, – пояснил Сергей Логинов. – Это касается всей маломобильной группы, а не только инвалидов, передвигающихся при помощи колясок или тростей. Маломобильными являются также беременные женщины и мамы маленьких детей, которые пользуются колясками. Для них управляющая компания тоже обязана создать доступную среду».

Заместитель директора «Областного центра реабилитации инвалидов» отметил, что дома постепенно приводятся к соответствию требованиям доступной среды. Он отметил, что во вновь возводимых современных жилых домах и зданиях создаются условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Вопрос по зданиям, возведенным еще даже 15 лет назад обстоит сложнее. «Но требования по обеспечению доступности люди стараются исполнять – это аптеки, магазины и т.д. – перечислил он. – Мы видим, что есть еще пандусы, которые установлены с нарушениями, стараемся помочь в решении вопроса».

Не все управляющие компании так равнодушны к потребностям малоломобильных граждан — некоторые отличаются деятельным энтузиазмом. Жаль, что только «для галочки», не интересуясь на самом деле ни целесообразностью конструкции, ни мнением жильцов. Например, в пятиэтажке по адресу Маршала Захарова, 9 управляющая компания не поскупилась на пандус, занявший половину крыльца. В подъезде живут и инвалиды, и мамы с маленькими детьми, но конструкция им жизнь нисколько не облегчила: пандус построен только на крыльце, а дальше начинается обычный узкий подъезд «хрущёвки» без лифта. Жители собирали подписи, чтобы убрать эту «доступную среду», загораживающую вход в подъезд, — но безрезультатно. «Так положено», – ответили им в управляющей компании.

Второй дом по адресу 2 км Старотобольского тракта, 4/1 , который посетили представители ОНФ и Областного центра реабилитации инвалидов, расположен возле пожарной части посёлка Антипино. Жильцы как могут стараются сделать уютным подъезд, пожалуй, ни разу не видевший ремонта с самой постройки здания.

Пятнадцатилетний Иван Дектерев из-за заболевания суставов уже несколько лет лишён возможности передвигаться самостоятельно и не выходит на улицу. В случае крайней необходимости — например, при посещении медико-социальной комиссии — для приходится нанимать грузчиков, потому что в подъезде помочь некому: здесь живут одни женщины и пенсионеры. Мальчик не имеет возможности посещать реабилитационные занятия: ежедневно спускать и поднимать коляску с третьего этажа здесь просто некому.

Иван играет в компьютерные РПГ, читает фэнтези и собирается стать программистом

В подъезде у двери квартиры стоит сложенная инвалидная коляска, а в прихожей — гусеничный ступенькоход, чтобы подниматься и спускаться по лестнице без пандуса. Дорогое импортное оборудование бесплатно предоставило региональное отделение Всероссийского общества инвалидов, однако женщина пожаловалась, что аппарат не работает. «Я держу, но боюсь, что кувыркнёмся, – переживает его опекун, Елена Хоменчук. – Обрудование буксует и проскальзывает, постоянно сгорают предохранители, за спуск — подъём — по шесть штук меняли».

Умный и общительный мальчик учится в девятом классе с хорошими оценками: конечно, на надомном обучении. Планирует после школы поступить в вуз и выучиться на программиста. Выбор хобби в его ситуации невелик: компьютерные игры и чтение.

Специалисты Областного центра реабилитации инвалидов пояснили, что причина отказа итальянского оборудования – не соответствие обоюдных размеров, так как ступенькоход рассчитан на несколько иную конструкцию ступеней.

Три года назад женщина обращалась в администрацию города Тюмени и различные инстанции с просьбой установить в подъезде пандус. Но в доме с первым этажом, раннее выполнявшим функции гаража для пожарных машин, а также с высокими «сталинскими» потолками и узкими крутыми лестницами нет технической возможности установить такую конструкцию.

Мальчик по возможности занимается физкультурой в домашнем спортивном уголке

Единственный реалистичный вариант предоставить девятикласснику возможность дышать свежим воздухом чаще чем раз в несколько месяцев по особым случаям — сменить жильё, которое находится в социальном найме, и переехать на первый этаж. Елена Хоменчук рассказала, что специалисты администрации города Тюмени приезжали, составили акт о неподходящих условиях для инвалида, и сказали ждать. Сам Иван написал на «горячую линию» президента России Владимира Путина, но с его письмом поступили по стандартной схеме — вернули в тюменские инстанции, где до сих пор «рассматривают» и не отвечают.

Возможно, вмешательство общественности в лице ОНФ и Областной центр реабилитации инвалидов – организации, подведомственной региональному департаменту соцразвития – поможет сдвинуть с мёртвой точки сложные ситуации, заложниками которых оказались эти семьи.

PARK72.RU