Александр Моор: «Уверен, что это будет знаковое место для всех нас»

В Тюмени открыли новый памятник, связанный с подвигом сибиряков в годы Великой Отечественной Войны. В сквере имени Петра Потапова, рядом с бывшим зданием судостроительного завода, появился постамент с легендарным торпедным катером «Комсомолец». В военные годы тюменские судостроители производили мощные, бесшумные, маневренные катера, которые в руках советских моряков помогли приблизить Победу. Чтобы сохранить память о событиях прошлого, были найдены чертежи и изготовлен макет «Комсомольца» максимально приближенный к реальному. Торпедный катер станет символом подвига всего трудового фронта города Тюмени.

Церемония открытия мемориального комплекса трудовой доблести судостроителей и боевого подвига военных моряков проходила под звуки гимна России. Под залп почетного караула, руководители области и города, ветераны с помощью канатов сняли с монумента синее полотно, символизующее морскую стихию. А затем все участники церемонии смогли услышать архивную запись мотора военного катера.

Александр Моор

Губернатор Тюменской области Александр Моор, выступая на открытии мемориала, поблагодарил ветеранов, участников проекта по воссозданию торпедного катера и всех, кто занимался благоустройством сквера имени Петра Потапова.

«Сегодня, в день 100-летия со дня рождения Героя Социалистического труда, легендарного директора судостроительного завода Петра Петровича Потапова, Почетного гражданина города Тюмени, именем которого назван этот сквер, мы открываем памятник торпедному катеру «Комсомолец». Катер производился на нашем заводе в годы ВОВ, на нем сражались славные люди. Трудовой коллектив тюменского завода за свой вклад в дело Победы был награжден Красным знаменем государственного комитета обороны СССР и Орденом Отечественного войны первой степени – единственный из всех тюменских заводов», — отметил глава области в своем обращении.

Идея мемориала принадлежит именно ветеранам. Год назад к губернатору региона Владимиру Якушеву в ходе приема в региональной общественной приемной «Единой России» обратились ветераны Тюменского судостроительного завода с просьбой об установке памятника катеру «Комсомолец». Глава области поддержал инициативу. Копию военной машины изготовили на Верхнекамском судостроительном комплексе. На создание «Комсомольца» ушло несколько месяцев. Строительство велось в рамках проекта «Единой России» «Оружие Победы». Александр Моор участвовал в процессе создания мемориального комплекса еще будучи мэром города.

«Не было точных чертежей, ветеранам пришлось по крупицам воссоздавать документы. Нам удалось найти единомышленников, которые смогли создать точную копию катера, сделать это быстро и с душой, — отметил Моор. — Уверен, что это будет знаковое место для всех нас. Помимо памятника катеру, здесь на плитах высечены имена и фамилии работников завода, которые трудились в годы войны. А также 24 фамилии героев Советского союза, воевавших на наших торпедных катерах. Уверен, что монумент станет символом подвига сотрудников судостроительного завода и всех наших земляков, которые в годы войны в тылу ковали Победу».

Глава Тюмени Руслан Кухарук

Тюменские ветераны

Первый заместитель председателя Тюменской областной Думы, секретарь Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия» Андрей Артюхов рассказал, что над проектом работала огромная команда людей – свой вклад внесли историки, дизайнеры, инженеры, транспортники, педагоги, организаторы военно-патриотического воспитания, представители ветеранских организаций.

«Сегодня мы открываем памятник, а чуть раньше вместе с ветеранами, студентами коллежа водного транспорта мы торжественно передали в музей табличку с катера, который был сделан в 1942 году, на тюменском судостроительном заводе. Мы получили ее в Краснодарском музее-заповеднике имени Фелицына. Пришлось обратиться к коллегам-депутатам с просьбой поддержать нас и передать нам этот экспонат. Сегодня мы вручили табличку тюменскому музею для того, чтобы все гордились нашим городом, нашей историей, чтобы молодежь росла на подвигах наших ветеранов», — сообщил Андрей Артюхов.

Ветеран ВМФ Виктор Карпов

Председатель Тюменской региональной общественной организации «Союз военных моряков», ветеран ВМФ Виктор Карпов считает, что Тюмени давно не хватало этого памятника. Катера – герои стоят на постаментах в Воронеже, в Североморске, на Черном море, на Дальнем Востоке…Военная машина, которую делали в столице Западной Сибири, действительно была уникальной для времен ВОВ. Катера оснащали мощными авиационными моторами американского производства. В Тюмени их производили до 1945 года.

«Этот катер развивает скорость до 90 км в час. Славилась его быстроходность, бесшумность, внезапность. Наш земляк Борис Мишатин на таком катере служил на Дальнем Востоке, участвовал в военных действиях с Японией, у них был такой девиз: «Здравствуй враг и вечного тебе покоя…». Роль этих катеров в победе над фашистами в ВОВ – очень достойная», — рассказал Виктор Карпов.

За годы войны на мощностях эвакуированных за Урал заводов из Ленинграда, Рыбинска, Херсона, Керчи Тюменский судостроительный завод изготовил и передал фронту 165 торпедных катеров.

Машины, построенные рабочими, инженерами в невероятно трудных условиях, в годы войны сыграли важную роль в обороне Ленинграда, на ближних и дальних подступах к нему. Торпедные катера использовали на Балтике. Моряки потопили 119 и повредили 34 корабля фашисткой Германии. За героические подвиги многие командиры и матросы были удостоены звания Героя Советского Союза и награждены орденами и медалями.

Советский торпедный катер «Комсомолец» представляет собой малый скоростной военный минно-артиллерийский корабль, предназначенный для нанесения торпедных ударов по кораблям противника в прибрежной морской зоне. Благодаря особенностям конструкции и высоким тактико-техническим параметрам, корабли этого типа могут использоваться в других целях: проведение десантных операций, ведение морской разведки и постановка минных заграждений.

Задание на проектировку нового торпедного катера для отечественного ВМФ в 1939 году получила группа конструкторов завода №194. Проектными работами руководил П.И. Таптыгин. Новый торпедный катер получил заводской индекс – проект 123. Главная цель, которая ставилась перед советскими конструкторами, заключалась в создании более мощного военного корабля, который сможет заменить торпедные катера Г-5, составлявшие основу отечественного москитного флота. Головной корабль проекта 123 заложили в июле 1939 года на верфи Ленинградского завода №194.

В октябре 1940 года корабль вступил в строй, а в марте 1941 года новый торпедный катер был зачислен в корабельный состав Черноморского флота. Впоследствии начались работы над усовершенствованием проекта. В результате появилось целое семейство торпедных катеров проектов 123бис, М-123бис и 123К, в разные годы, выпускавшиеся советскими судостроительными заводами.

Торпедные катера «Комсомолец» применялись в боевых действиях на Черном море и на Балтике на заключительном этапе Великой Отечественной войны. В послевоенный период, в 50—е годы часть торпедных катеров этого типа была передана Китайской Народной Республике. В составе военно-морских сил НОАК торпедные катера применялись во время вьетнамо-китайского вооруженного конфликта в Южно-Китайском море. Небольшое количество катеров «Комсомолец» было передано дружественным СССР политическим режимам.

Член Совета ветеранов Тюменского судостроительного завода Юрий Андреев

Маленькую копию «Комсомольца» ветеранам сегодня вручили юные судомоделисты из тюменской школы №27 Иван Куликов и Александр Константинов. Вскоре колледж водного транспорта возьмет шефство над мемориалом, здесь будут проходить военно-патриотические мероприятия и уроки мужества. Кроме того, ветераны очень хотят, чтобы в бывшем здании завода, появилась комната боевой и трудовой славы.

«Это место должно жить. У нас накоплен замечательный материал, у нас есть что показать и что рассказать», — отметил член Совета ветеранов Тюменского судостроительного завода Юрий Андреев.

Елена КУХАЛЬСКАЯ,

Фото автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0