Сегодняшнее местное самоуправление просто парализовано перед областной властью

Мы живём в «перевернутом» мире, в котором многое происходит «по понятиям», отвергающим основы нашей государственности. Открываем Устав любого региона страны и на первой странице читаем, что регион и региональная власть организованы «в целях обеспечения прав и интересов всех проживающих на территории граждан», в соответствие с Конституцией. А на деле, складывается впечатление, что региональные органы управления завладели всей властью и правом распоряжаться общим имуществом, и теперь принимают решения, идущие в полный разрез с правами и интересами этих самых граждан. Это происходит разными способами. Сегодня мы поговорим  только о двух аспектах: назначение глав в органы местного самоуправления и передача  муниципальным систем жизнеобеспечения в руки сторонних лиц и компаний.

Приведу пример такой «заботы» о правах и интересах местного населения.

Из-за неуплаты задолженности у семьи с пятью детьми в одной из квартир города Тюмени отключили электроэнергию, поставив жизнь и здоровье этих людей под угрозу.  В последних числах октября 2018 года на одну из точек раздачи горячего питания для бездомных благотворительного Центра «Милосердие» пришли дети этой семьи, которые, естественно, привлекли внимание волонтеров. Как выяснилось, женщина 5 её детей в возрасте от 1  до 9 лет пытаются выжить на 7 тысяч рублей детского пособия в месяц. Отец семейства пропал без вести год назад. Волонтёры собирают деньги среди сердобольных, и тоже не богатых сограждан, чтобы оплатить задолженность этой семьи за электричество. И, конечно, женщина боится огласки дела и встречи с органами опеки, потому, что по формальным признакам у неё могут отнять её единственное богатство на этой земле – её детей, потому что в нынешних условиях она не может обеспечить их основные потребности. Посмотрим на цену «коммунального вопроса»: на одной чаше весов задолженность за электричество в несколько десятков рублей перед поставщиком (коммерсантом, извлекающим прибыль), на другой  — разрушенная семья и дети в детском доме на полном бюджетном финансировании (если там всё посчитать, то получится не меньше 1 миллиона рублей на 1 ребенка в год).

Задолженность НАСЕЛЕНИЯ – истинного владельца всех муниципальных, коммунальных сетей в Тюменской области приводит к обнищанию населения и задолженности перед арендаторами. В правительстве области посчитали, что к октябрю 2018 года задолженность составляет более 1,8 млрд.рублей.
И далеко не всем гражданам России нравится жить в этом искаженном, перевернутом мире. Инициативная группа из 10 простых граждан Тюмени в 2018 году уведомила власти, что собирается провести два референдума: областного – по возвращению прямых выборов глав администраций городов и районов и муниципального – по возвращению муниципального имущества систем жизнеобеспечения (коммунальные сети) от арендаторов под управление муниципалитетом. Передача ВСЕХ коммунальных систем 2 арендаторам: дочернему предприятию корпорации Альфа-групп и дочернему предприятию уральской корпорации СТС. Что привело к высоким тарифам.  Прибыль компаний аккумулируется в оффшорах на Кипре и Вирджинских островах (это установила проверка прокуратура области по заявлениям граждан). Представители населения – депутаты Городской и Областной Думы с нарушениями Регламентов отказали Инициативной группы в проведении Референдумов. Дела сейчас рассматриваются в тюменских судах.
Инициатором и защитником Референдумов в Тюменской области является Юрий Рябцев. Четыре последних года он убедительно и результативно восстанавливал нарушенные права местных жителей в разных случаях. Когда у ветеранов РЖД отнимали земельные участки в поселке Винзили Тюменского района; когда чиновники администрации Тюмени отказывались признавать аварийными дома, где условия угрожали жизни и здоровью людей; когда чиновники ради интересов других застройщиков пропихивали изменения в Градостроительный Кодекс Тюмени о ликвидации пожарных разрывов между зданиями. Проект пробивался за несколько месяцев до трагических событий пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» города Кемерово. Юрий Рябцев — председатель Тюменской  региональной общественной организации «Тюменский жилищный комитет».

Председатель Тюменской  региональной общественной организации «Тюменский жилищный комитет» Юрий Рябцев

— Юрий Викторович, в чем заключалась главная идея проведения референдумов в Тюменской области?

— Повышение правосознания граждан, их объединение и взаимодействие, достижение целостности нации в решении общих, важных вопросов. Это стратегические цели. А если говорить про тактические… В случае возвращения прямых выборов мэров, — мы хотели добиться повышения ответственности местных чиновников перед жителями города, поскольку, избранный глава муниципального образования несёт персональную ответственность перед избирателями. И поэтому он повышал бы ответственность своих подчиненных за выполнение и решение вопросов местного значения.

— Что такое вопросы местного значения, и почему чиновники ответственны за них?

— Их исчерпывающий перечень указан в законе №131, статьи с четырнадцатой по шестнадцатую. Простыми словами, это список основных обязательств управленцев и потребностей граждан — того, что человека окружает в населенном пункте: чистота на улицах, ресурсы для жизни (коммунальные услуги), здравоохранение, образование, культура, спорт, транспортная инфраструктура (дороги, общественный транспорт), информационное освещение обстоятельств жизни. И, конечно, вопросы безопасности: окружающая среда, охрана правопорядка. Муниципальные власти должны нести ответственность за исполнение этих обязательств.

— Но, в каждом муниципалитете эта работа проводится и сейчас. Что нуждается в улучшении?

— По факту, сейчас жители лишены возможности влиять на политику местной власти. При обсуждении бюджетов на следующий год предложения жителей по содержанию и финансированию муниципальных программ чиновниками просто игнорируются. Мы это видим каждый год, как на публичные слушания начальство загоняет муниципальных служащих, которые голосуют за проекты решений, предложенных администрацией. Они так поступают в силу своей зависимости от работодателя – городских властей. Индивидуальные обращения граждан и организаций не принимаются в расчет. Депутаты представительных органов власти (муниципальной думы) избегают деятельного участия обсуждения потребностей местного населения, поскольку действующее законодательство обеспечивает им неприкосновенность. Невозможно досрочно прекратить полномочия действующего депутата по основаниям его бездействия. Таким образом, как один из способов повышения ответственности городских властей перед местным населением остаются только прямые выборы мэра.

В существующей сейчас схеме выборов глав администраций муниципалитетов, зависимость от существующего режима сохраняется и усиливается. Кандидатуры предлагаются конкурсной комиссией. Её состав наполовину формируется губернатором региона . Из чего следует, что только человек, угодный губернатору региона может быть предложен на должность мэра.
— Как это отражается на работе главы администрации?

— Выбирает и утверждает кандидатуры губернатор, поэтому и глава муниципалитета становится персонажем, зависимым от губернатора, и у него нет ответственности перед жителями.

— Но большинством голосов депутаты Тюменской областной Думы не захотели менять существующую схему выборов глав муниципалитетов, и отказали в проведение Референдума. Какие у них были аргументы против вашего предложения?

— Потому что действующие депутаты в региональных парламентах тоже не самостоятельные фигуры. Их избрание гарантируется использованием административного ресурса, то есть действующей исполнительной властью в области. Депутаты тоже зависимы от губернаторской власти. Что наглядно подтверждается включением в состав конкурсных комиссий по отбору кандидатов глав администраций Тюменской области депутата областной думы Андрея Артюхова по приказу руководителя Аппарата губернатора.

Обоснование депутатов Тюменской областной Думы по отказу проводить Референдум по прямым выборам глав администраций муниципалитетов основано на ошибочном толковании правовых норм и на манипуляциях с понятиями. Что, кстати, противоречит позиции Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Государственной Думы России. На запрос губернатора Иркутской области Левченко, комитет ответил, что выбор формы управления должен быть определен местным населением.

— Теперь поговорим про второй Референдум, который вы инициировали уже на муниципальном уровне города Тюмени. Вы предложили задать жителям такой вопрос: «Вы согласны на возвращение и передачу систем электро-, тепло- , водоснабжения и водоотведения находящихся в муниципальной собственности города Тюмени из владения и пользования коммерческих организаций, находящихся в частной собственности, под управление муниципального образования городской округ город Тюмень»?
Чем вызвана необходимость проведения такого Референдума?

— Во-первых, надоела местная демагогия и этот голословный девиз — «Тюмень – лучший город Земли». При сравнении показателей сопоставимых с Тюменью городов, например, Краснодара, выяснилось, что эффективность муниципального управления там в 1,5 раза больше. Обращение к опыту других городов было вызвано тем, что у нас в Тюмени насильственным образом было введена практика концессионных соглашений при передаче в аренду коммерческим организациям муниципальных технологических сетей (водо-электро-тепло снабжения и водоотведения), которые входят в состав муниципальной казны, и, следовательно, принадлежат жителям этого города.  Арендаторы — выгодоприобретатели этих коммерческих структур зарегистрированы в оффшорных зонах за пределами России.
В то время как, например, в Москве почти 90% сетей ЖКХ находятся под муниципальным управлением. Всем известно, что частный бизнес работает с целью извлечения прибыли. И в свои услуги они закладывают процент доходности (прибыль) . Таким образом,  жители Тюмени сейчас оплачивают не только стоимость услуг ЖКХ, но и прибыль оффшорных компаний. Что ведет к обнищанию населения.

— Получается, что наше муниципальное имущество, передается без разрешения коммерческим структурам, и за наш счет это структуры обогащаются?

— Да. Ряд объектов технологических сетей были переданы арендаторам концессионерам по сомнительным основаниям с использованием лоббистов – чиновников. Это происходило в ходе непрозрачных процедур. Так, например, бывший директор ООО «ТюменьВодоканал» в дальнейшем возглавлял департамент городского хозяйства Администрации г.Тюмени. Только после заявлений ряда общественных организаций города о наличии конфликтов интересов, Андрея Кильтау был переведен из департамента на должность главы Управы административного округа Тюмени.
Единая Схема Теплоснабжения нашего города, в нарушение установленного порядка, тоже была утверждена не на публичных слушаниях, а Приказом министра энергетики РФ.

Сейчас плата за услуги ЖКХ включает прибыль частных компаний, что приводит к росту цен за услуги ЖКХ и вызывает социальную напряженность. Региональная власть взяла под государственный контроль сферу ЖКХ, установив приемлемый, по ее мнению, тариф для населения. А выпадающие доходы концессионеров компенсирует за счет областного бюджета. При этом, указанные средства (неизвестные по сумме, информации в открытых источниках нет), можно было бы направить и на эффективные проекты по развитию территорий и коммунальных ситей.

— Но помимо денег от населения, арендаторы муниципальных коммунальных сетей получают еще и дополнительные средства из бюджетов. Так на инвестиционную программу по водоснабжению были отпущены большие средства. Но программа так оказалась невыполненной. Мы видим, что арендаторы не торопятся улучшать сети, предпочитая латать старые дыры, а деньги за многочисленные и постоянные ремонты закладывают в тарифы.

— Да, замена существующих сетей – это дополнительные затраты, и арендаторы в них не заинтересованы. Замена оборудования на новое предполагает установление права собственности. И в настоящее время между региональной, муниципальной властью и концессионерами (арендаторами) этот вопрос не урегулирован в полной мере. Так, заместитель председателя городской думы прошлого созыва Николай Романов публично заявлял, что в том случае, если концессионер возведет новые сети, финансируемые за счет инвестиционной составляющей, включенный в тариф, муниципальная власть может выкупить их у арендатора за счет средств местного бюджета.
Таким образом, по предложению лоббистов модернизацию сетей оплачивали бы уже дважды: первый раз – путем прямой оплаты тарифов жителями города и повторно – путем выкупа вновь созданных объектов за счёт городского бюджета.

— В 2015 году по инициативе одного независимого депутата в городской думе Юрия Безбородова было собрано 1,8 тысяч подписей под требованием к властям города расторгнуть договор с ООО «ТюменьВодоканал» (дочка корпорации Росводоканал), арендующей муниципальные сети Тюмени по водоснабжению и водоотведению. Людей возмутила информация, подтвержденная проверкой Тюменской областной прокуратуры, что средства за тюменскую воду и канализацию «утекают» на счета компании, размещенные в оффшорах на Вирджинских островах. У Референдума по возвращению коммунальных сетей под управления городом была прекрасная перспектива быть поддержанной у местного населения. Но депутаты Тюменской городской Думы не поддержали Инициативную группу граждан. Почему?

— Да, я тоже в 2015 году принимал участие в том сборе подписей горожан. В 2018 году местные депутаты не поддержали нашу инициативу. Они, как и депутаты областной думы, оказались зависимы от региональной исполнительной власти. На это указывает ряд признаков: недопущение к выборам независимых кандидатов в депутаты, допуск к участию к выборам только лиц, лояльных к властям, и еще сомнительные процедуры подсчета голосов на выборах. Как я уже говорил вам, у действующих депутатов отсутствует мотивация к ответственности перед избирателями, потому что нет наказания за бездеятельность – механизма по отзову мандатов. Депутаты игнорируют интересы местного населения. И так происходит пока везде по России. Нет ответственности – нет заинтересованности. Кто платит, тот и заказывает музыку. Исполнительная власть гарантирует безнаказанность, поэтому депутаты чаще всего руководствуются наказами и рекомендациями чиновников.

К сожалению, и областная, и городская думы не предоставили Инициативной группе по проведению референдумов в Тюмени свои обоснования отказов. Нас лишили доступа к информации и права заявить свои возражения на отказ в проведении референдумов. Закрытость органов власти существует повсеместно. Что вскрывает демагогию публичных чиновников.

— Известно, что с отказом Тюменской областной Думы на проведение Референдума по прямым выборам глав муниципалитетов вы пошли в суд.  Нашли ли ваша позиция понимание у судей?

— В отличие от революционного пути в решение острых вопросов местного населения мы пошли цивилизованным путем. И обратились в суд. Но всеобщая российская «эпидемия» зависимости от исполнительных органов поразила и судебную систему. Читаем официальный портал правительства Тюменской области. Заместитель губернатора Сергей Сарычев не постеснялся заявить о своей координации деятельности судебных органов. О чем я написал заявление на имя генерального прокурора РФ и руководителя  Следственного Комитата России (все документы с отметками о принятии моих заявлений у меня есть и по этому вопросу). Судьи тюменских судов, утратив независимость, беспристрастность и компетентность, и проявив правовой нигилизм, на ошибочном толковании закона и манипулировании нормами, лишили нас эффективных средств правовой защиты. И отказали нам в удовлетворении наших исковых требований. Отказали в удовлетворении обжалования неправомерных действий депутатов Тюменской областной Думы и на уровне решения районного суда, и при рассмотрении нашей апелляции в Тюменском областном суде.

Но мы намерены добиться справедливости, пройдя всю цепочку конституционной процедуры, оспаривая незаконные действия депутатов.

— А возможны ли другие пути достижения ваших целей: возврат выборов и возвращение коммунальных систем жизнеобспечения города под управление муниципалитетом?

— Да, вполне возможно. Когда холодильник победит телевизор, свое отношение к происходящим события изменят люди. В условиях экономического кризиса будет и дальше повышаться стоимость услуг ЖКХ, что неизбежно приведет к росту числа бедных. А их и так уже не мало, по последним подсчетам, в России уже порядка 25 млн. людей живут за чертой бедности. В последнее время на разных уровнях много говорится о возвращении прогрессивной шкалы налогов, при этом, обсуждаются вопросы о снижении для малообеспеченных слоев населения бремени расходов на услуге ЖКХ за счет более состоятельных социальных групп. Если это произойдет, то рост стоимости ЖКХ скажется и на финансовом положении каждого гражданина, независимо от его места на социальной лестнице. И когда, малоимущие уже не смогут платить, будут взыскиваться средства с других – более платежеспособных «избранных» групп.

— Статья 3 Конституции России утверждает положение о том, что Референдум относится к высшим непосредственным формам выражения власти народа. Так почему же, как мы видим в Тюмени, «низшие формы» — представительные органы власти в лице законодателей так сопротивляются  применению Референдумов при решении вопросов местного самоуправления?

— Недавно в Тюмени прошли две научные конференции, посвященных 25-летию Конституции России. Зарубежные и отечественные правоведы неоднократно заявляли на этих конференциях о признаках упразднения местного самоуправления в России, что приводит к унитаризму и тоталитаризму. По оценкам специалистов, наша страна до сих пор находится в состоянии переходного периода к цивилизованному обществу.
Полагаю, что рост бюджетного дефицита и снижение расходов на социальную поддержку населения заставит власти изменить подходы к решению вопросов демократичного управления муниципальной казны.

Ситуация с отказами в проведение Референдумов подтверждает выводы комиссии Евросоюза. Как говорится в отчёте Европейского клуба экспертов местного самоуправления (МСУ), в начале ноябре 2018 года он направил в Конгресс местных и региональных властей (КМРВ) Совета Европы (СЕ) информацию об ухудшении положения в российском МСУ. Эксперты клуба считают, что Россия не выполнила рекомендации СЕ от 2010 года. В 2019 году КМРВ СЕ представит новый доклад о состоянии МСУ и региональной демократии в РФ.

Лара НЕКРАСОВА

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: