Подвиг или просто работа? Тюменская улица будет названа в честь милиционера Надира Сагдеева

Жаркая дискуссия разгорелась в тюменской городской комиссии по топонимике вокруг предложения назвать одну из улиц областного центра в честь милиционера, погибшего в 90-х годах при исполнении служебного долга. Участники комиссии обсуждали: является ли эта гибель подвигом, достойным остаться в памяти тюменцев – или просто рядовым рабочим случаем, в котором нет ничего особенного.

Уроженец посёлка Матмасы (ныне – район города Тюмени), милиционер Отдельного батальона ведомственной милиции при УВО ГУВД Тюменской области Надир Сагдеев работал водителем по сопровождению грузов. В 1994 году 33-летний милиционер погиб во время служебной командировки в Москву.

Назвать одну улиц в районе Матмасы в честь милиционера Надира Сагдеева, погибшего при исполнении служебного долга, его земляки и сослуживцы предлагают не впервые. Пять лет назад участники комиссии по присвоению, изменению, аннулированию наименований элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети в городе Тюмени отклонили предложение о присвоении имени Сагдеева одной из улиц в Матмасах.

Напомним, что, когда пригородные посёлки включаются в городскую черту, то может оказаться, что часть названий их улиц совпадает с названиями улиц Тюмени. В этом случае встаёт вопрос о переименовании. Так получилось и с улицей Габдуллы Тукая, на которой жил Надир Сагдеев, а сейчас живут его родители. Предложение переименовать улицу в честь погибшего стража порядка было отклонено, и она получила название Поэта Габдуллы Тукая. Своё решение участники той комиссии мотивировали отсутствием описания подвига, а в гибели милиционера при исполнении обязанностей не увидели ничего необычного – профессия такая. Никто же не предлагает называть улицы в честь, например, погибших таксистов – а у них тоже работа опасная.

Сегодня, спустя пять лет, жители района Матмасы в очередной раз попытались восстановить справедливость и увековечить память о своём земляке. Орган ТОС «Матмасы» предложил рассмотреть этот вопрос на заседании комиссии, напомнив, что имя Надира Сагдеева золотыми буквами выбито на граните мемориала возле областного ГУВД, а также на памятнике погибшим при исполнении служебного долга сотрудникам органов правопорядка в Екатеринбурге. Управление Росгвардии Тюменской области (к которому теперь относится вневедомственная охрана) также направило комиссии ходатайство о присвоении улице наименования в честь милиционера.

Сослуживцы Надира Сагдеева из отдельного батальона ведомственной милиции по вооружённой охране объектов и сопровождения грузов в 1993 – 1994 годах говорят о нём только хорошее: «был положительным человеком», «стремился к карьерному росту», «хотел завести семью – но не успел»… По мнению руководителей подразделения, «увековечить имя Сагдеева – святое дело», служебная проверка проводилась очень тщательно, и нет никаких сомнений в его заслугах.

«Сотрудники и военнослужащие Росгвардии каждый день несут службу на постах, их работа сопряжена с риском для жизни и здоровья, они выполняют воинский долг, – подчеркнул замначальника управления Росгвардии по Тюменской области, полковник полиции Виталий ПОТОЦКИЙ. – Государственная политика патриотического воспитания молодёжи говорит о необходимости живых примеров и фактов, на которых будет воспитываться подрастающее поколение. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы назвать улицу в честь Надира Сагдеева».

И сейчас продолжилась полемика вокруг вопроса: является ли гибель Сагдеева достойной памяти тюменцев – или это рядовой случай. Отметим, что критерием для присвоения наименования улицы в честь выдающегося человека, является значимость его наследия и существенное влияние на судьбу города, региона или страны.

«Пять лет назад мы проголосовали ли за то, чтобы эту улицу назвать не Надира Сагдеева, а поэта Габдуллы Тукая, – напомнил  Сопредседатель ООД “Бессмертный полк России” Геннадий ИВАНОВ. – Также в Тюмени есть улица Мусы Джалиля – и появилась улица поэта Мусы Джалиля. Надо в честь Александра Пушкина вторую улицу назвать: разве он хуже этих поэтов?».

Геннадий Иванов, рассказав обстоятельства смерти Сагдеева, заявил, что сомнения в подвиге, у которого не было свидетелей необоснованны.

«И так уже есть мнения, что Александр Матросов не совершил подвиг, а оступился и нечаянно упал на амбразуру, – добавил он. – Мы без всякого сомнения называем улицы Ананасовыми, Гранатовыми и т. д. – а тут спорим по поводу мальчишки, который совершил подвиг, исполнив свой долг».

Скептикам, настаивающим, что гибель при охране груза – это не подвиг, а «рабочий момент», возразил историк-краевед, полковник ФСБ в отставке Александр ПЕТРУШИН.

«Одной из функциональных обязанностей – а не долгом – и Надира Сагдеева, и его подразделения – была охрана собственности, – подчеркнул он. – По Конституции у нас не делается различия по формам собственности. Сейчас это подразделение перешло в Росгвардию и выполняет те же функции – охраняет частную собственность, муниципальную, государственную и т.д.. Они наравне со всеми выполняют свой служебный долг. Неважно, какую собственность охранял в тот момент Надир Сагдеев – он выполнял свои обязанности. Служебное расследование подтвердило, что он погиб при исполнении служебных обязанностей. Поэтому я присоединюсь к голосованию «за».

В конце концов оппонентов удалось убедить, и комиссия решила присвоить безымянному элементу улично-дорожной сети в планировочном районе №2 «Тарманский» имя Надира Сагдеева.

PARK72.RU

 

Развитие событий

13.12.2019 Этот материал
20 часов спустя Новые улицы: Леонову – да, Титову – нет