Тимбилдинг по-сибирски

Почему тимбилдинг на базе отдыха с глинтвейном проигрывает выездам в лес, насколько сибиряки готовы к корпоративу в экстремальных условиях, зачем обращаться в тимбилдинг-агентство, если в компании развит HR, и кого повысить после такой активности? Мы задали все эти вопросы Вере Оруджовой, руководителю и идейному вдохновителю тимбилдинг-агентства «Специя».

– Расскажите о специфике тимбилдинга? Что это за отрасль, к чему она относится: HR или самостоятельная ветвь повышения эффективности сотрудников?

Тимбилдинг – это некий челлендж, вызов, с которым коллектив может справиться только общими усилиями. Задание сидеть вместе на скамейке и петь песню – не тимбилдинг: часть людей может просто сделать вид и не включаться. Главная задача – создать технологию, когда важен вклад каждого участника.

Такой формат взаимодействия дает заряд, драйв и ощущение общности с людьми, которые рядом. Эти потребности обычно закрывают на перекурах, «болталках», за чашкой чая, на корпоративах. Предлагая сотрудникам тимбилдинг-активность, работодатель дает конструктивный формат взаимодействия.

Да, было бы здорово, если бы эта компетенция входила в профиль HR-специалиста. Одновременно с этим, создание таких активностей требует от специалиста особенной подготовки – внутренней и инструментальной. Поэтому на данный момент чаще всего этим занимается отдельный человек или команда.

– В чем региональные особенности компаний, которые обращаются в тимбилдинг-агентства? Являются они крупными или камерными игроками рынка?

 Главная региональная особенность в том, что у нас всё празднично и чисто. Да, самый эффективный тимбилдинг – когда людей вывозят в лес, на природу. Но на каждое такое предложение клиенты просят заменить лес на базу отдыха, экстремальные условия на возможность в любой момент согреться, обсушиться, выпить горячий глинтвейн… А тимбилдинг, как бы это ни звучало, хорош на линии смерти: больше всего отпечатываются в сознании моменты, где есть риск для жизни, или его иллюзия. Но в регионе популярны заботливые, экологичные варианты.

К тому же часто к услугам тимбилдинг-агентства прибегают для проведения корпоратива. Поэтому часто появляется запрос на необычные полуразвлекательные активности, хотя эффективность тимбилдинга больше всего измеряется не по сюжету, а по тем упражнениям, которые зашиты в него. Но компания развивается от спроса клиента. Поэтому в этой сфере постоянно появляется что-то новое, ведется поиск нестандартных форматов.

– Популярны ли игры на свежем воздухе в зимний период?

Да, заказчики часто соглашаются провести активности на улице – даже зимой. Такой формат дает больше опыта и оставляет более яркое впечатление. Но тут надо сказать, что людей, готовых провести тимбилдинг в по-настоящему экстремальных условиях, не много, и обычно их сотрудники привычны к таким условиям благодаря специфике предприятия. Например, это владельцы автомобильного бизнеса и руководители команд, работающих в северных регионах области.

– Какие особенности нашего региона влияют на организацию тимбилдинга?

Погода. Поэтому всегда у организаторов должен быть план В – даже в мелочах. Например, когда планируется использовать бумажный реквизит, но в день прохождения начинается дождь. Но, конечно, здесь всегда важно взвешивать все «за» и «против»: в перестраховке важен баланс, чтобы не начать делать всё из золота, неоправданно тратя бюджет клиента.

Вторая особенность – это региональные площадки. Многие из них заточены на свадьбы, где все проходит в формате «сидим и развлекаемся». Корпоратив – это двигаемся и развлекаемся. Поэтому даже самая крутая база, где нельзя ходить по газону и передвигать мебель внутри, не подходит.

Но нужно сказать, что при этом выбор площадок благодаря тем же свадьбам довольно широкий. Кстати, это позволяет и провести игры для людей из Москвы и Санкт-Петербурга. Для работодателя финансово гораздо выгоднее привезти их сюда, соединив с региональным отделением.

– Что подталкивает компании обращаться в тимбилдинг-агентство?

Чаще всего в тимбилдинге ищут новые варианты корпоративов и праздников, так поощряют сотрудников и используют как способ взбодрить перед большим проектом, давая заряд команде. В ходе такого совместного решения задачи обнажаются отношения между сотрудниками, выявляются сильные стороны людей, становятся заметны лидеры, исполнители, генераторы идей, без гармоничного сочетания которых невозможно построить практически ни одно дело.

Есть и сравнительно новое направление – деловые игры, в которых можно провести диагностику компетенций сотрудников.

– Руководители просят какие-то отчеты после игры?

Очень часто. Самый бедовый вопрос – кого уволить. Но этого после игры сказать невозможно. Есть разные факторы поведения, которые влияют на то, как человек проявляется во время тимбилдинга: самочувствие, приятные и неприятные моменты в жизни конкретного человека, банальное настроение. Более того, за 2-3 часа невозможно составить цельную картину и сделать выводы о компетентности и профессионализме человека – для таких ответов нужно наблюдать людей в динамике. После тимбилдинга можно дать обратную связь и рекомендации по всему коллективу в целом. Но отчет и конкретные его пункты обязательно обсуждаются до начала игры.

–  От чего зависит эффективность?

От цели. Однажды заказчик попросил провести игру, которая была бы проблематизирующей, при этом приурочив ее к празднованию Нового года. У нас всё получилось. Но после встал вопрос, насколько люди были готовы решать конфликтные ситуации с шампанским в руках. Они ожидали совсем других эмоций на праздник. Поэтому очень важно не смешивать две разнонаправленные цели.

Эффект зависит и от готовности команды. Не получится устроить тимбилдинг с гаджетами и QR-кодами для людей, которые пользуются кнопочными телефонами.

Эффективность зависит от дальнейшей работы. В формате 2-3 часов только обнажаются определенные моменты в коллективе. И эффект определяется тем, как эти моменты будут прорабатывать дальше.

– Дайте несколько советов по командообразованию.

 В работе с командой предлагаю думать о людях. Казалось бы, это очевидно, но не для всех. Важно, чтобы руководитель понимал, что он дает людям, какие цели перед ними стоят, насколько им комфортно работать и развиваться в данных условиях. А в плане тимбилдинга всегда помнить о том, что требуется от команды, и понятен ли им контекст.

PARK72.RU

 

0