Ген Саныч: сердце, отданное детям

Наша справка: Нечаев Геннадий Александрович. Историк по образованию, педагог с более чем полувековым стажем. Создатель оригинальной методики «Система инструкторского роста», автор множества публикаций по реабилитации подростков группы риска. Специалист по социальной работе. Обучался в Институте экономики сервиса Московского государственного университета сервиса. Стажировался в Международной академии лидерства.

Отмечен грамотами, дипломами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ, Спорткомитета СССР. Награжден грамотой Государственного комитета РФ по делам молодежи  «За плодотворный труд по реализации государственной молодежной политики и личный вклад в воспитание молодого поколения».

Внесен в энциклопедию «Лучшие люди России».

Нечаев — ветеран МВД России, майор милиции в отставке. Прекрасный, от Бога, специалист по работе с подростками. Лауреат знаменитых на всю страну Макаренковских чтений.

Г.А.Нечаев улыбается_новый размер

В тюменский клуб «Дзержинец» Ген Саныч приводил в свое время маленьких обитателей привокзальных трущоб и подвалов. Сказать, что многим заменял отца? И такое было. По крайней мере, из его крепких рук не одно поколение так называемых «трудных» уходило служить в армию. Возвращались парни отличниками боевой и политической подготовки. А главное — порядочными, честными людьми…

И сегодня Нечаев — признанный лидер детворы, неутомимый изобретатель всяческих новых дел, способных оторвать подростков от бессмысленных пивных посиделок и шатаний по вечерним улицам…

Нечаев прошел путь от майора милиции до уникального социального педагога, чей опыт известен уже не только у нас в стране, но и за рубежом. У него бесчисленное количество званий и наград, среди которых – орден святого Благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца, пожалованный Ген Санычу Патриархом Московским и всея Руси Алексием II «за особые заслуги в попечении о детях нуждающихся, сирых и больных». А еще Нечаев отмечен тремя рубцами на сердце от инфарктов,  заработанных в многолетней битве с чиновниками.

Мало кто знает, что сам Нечаев, этот яростный борец за справедливость, рано потерял мать. Ему было всего 12 лет, когда во время шторма погиб его старший брат. Отец, раненный на фронте, привел в дом мачеху, и та нередко лупила Генку мокрой половой тряпкой. Как однажды признался Ген Саныч, одним из его наставников по жизни был полковой разведчик, а другим – вор в законе, который хорошо играл в шахматы.

Именно он, Нечаев, почти полвека назад собрал в тюменской башне уличных хулиганов, стал учить их рукопашному бою, исподволь прививая лучшие человеческие качества.

Именно Нечаев много лет назад придумал и реализовал гениальную по простоте и эффективную по отдаче воспитательную систему. Прежде чем получить доступ к занятиям самбо или карате, подросток должен участвовать в расчистке и озеленении улиц, доставке праздничных телеграмм, быть активным в диспутах и тематических вечерах, в   различных конкурсах и спортивных соревнованиях, заботиться о малышах.

По сути дела, «Дзержинец»  всегда жил по законам, выработанным ещё   Макаренко. И те мальчишки, что раньше слыли хулиганами и состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, вскоре становились в клубе инструкторами, командирами рот и взводов, и вступали во взрослую жизнь с полной гражданской ответственностью.

– Мы взяли в оборот всех ребят, состоящих и на школьном учете, и на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, – вспоминает Ген Саныч. – Не только занимались с ними каратэ и самбо. Проходили у нас и строевые занятия, и кружковая работа, даже поголовно штурмовали наружную стену Башни — многострадальной резиденции нашего клуба. А еще проводили субботники — во дворах, на предприятиях… На одно такое мероприятие могли без проблем собрать до трех тысяч подростков!

Такой всплеск активности объяснялся, прежде всего, наличием детского самоуправления. Мы ничего не навязывали ребятам, а вместе решали, как строить свою клубную жизнь. К нам заявлялись далеко не отличники и хорошисты примерного поведения, но они принимали, хоть и не сразу, устоявшиеся у нас  «правила игры», и со временем становились, как говорится, совсем другими людьми — физически и духовно развитыми, много чего умеющими. В итоге, сотни наших парней поступили в ТВВИКУ и многие другие высшие военные заведения, стали профессионалами российской армии. Наверное, это о чем-то говорит…

Несмотря на поразительные воспитательные успехи Нечаева, клуб за время своего существования не раз попадал в сложные ситуации, а в середине 80-х вообще оказался под угрозой ликвидации.

Придирчивые проверки, внезапные вызовы на ковер, унизительные и высокомерные накачки следовали одна за другой и довели Геннадия Александровича до инфаркта. Но могучий организм справился с недугом. А в итоге, дружными усилиями научной и журналистской общественности, удалось спасти и его любимое детище «Дзержинец». Серия публикаций в газетах, коллективные письма профессорско-преподавательского состава Тюменского университета во все властные структуры остановили разгром клуба.

За годы существования через клуб прошло более 40 тысяч человек. Большинство из них – сироты при живых родителях, именуемые в отчётных бумагах «подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации». А башня – одно из немногих мест в городе, где таких пацанов могут бесплатно накормить и устроить на ночлег. Главной заботой работников клуба остаются именно эти дети. Каждого необходимо разыскать, вывести из подвала или чердака, обогреть и занять делом.

В начале 90-х годов клуб не финансировался вовсе, а новая столовая и, главное, «ночлежка» были жизненно необходимы, и Г.А. Нечаев поехал за помощью в Москву. Только ему известно, по каким инстанциям он ходил, в какие двери стучал. На реконструкцию башни удалось выпросить 50 миллионов рублей. В 1993 году эта сумма казалась достаточной. Однако никаких денег “Дзержинец” не увидел. Деньги пропали, они бесследно «утонули» в омуте областного бюджета. А бывший помощник бывшего губернатора пояснил директору клуба: дескать, искать “столь мелкую сумму” просто нет смысла.

Новый век принес новые испытания. В стране распространилось рейдерство, не обошло оно и Тюмень. Появились ловкачи, способные юридическим крючкотворством и махинациями изымать чужое имущество. Слишком лакомым кусочком стала для новых дельцов старая башня в центре города. Как привлекательна была мысль разместить здесь казино или ресторан! И чёрные рейдеры принялись за дело.

На защиту «Дзержинца» снова встали тысячи тюменцев, и прежде всего – воспитанники клуба. Они ходили и писали в различные инстанции, рассказывали о том, какую спасительную роль сыграл и играет клуб в их судьбах.

Десятки таких писем были опубликованы в тюменских газетах. Среди защитников «Дзержинца» нашлись и опытные юристы, способные профессионально отстаивать интересы клуба в многочисленных судебных тяжбах.

Башню отстояли, но при этом клуб лишился 3-зтажного пристроя с помещениями, так необходимыми для работы с детьми.

Союз ветеранов государственной безопасности Тюменской области счёл необходимым взять клуб «Дзержинец»   под своё крыло и оказать ему посильную помощь.

– Удалось отстоять и «Академию лидерства», основанную Нечаевым. Работа с молодыми семьями значительно помогает решать их ежедневные, насущные проблемы, – говорит нынешний директор клуба Ольга Антиевна Селиванова, воспитанница Нечаева. Защитив докторскую диссертацию по педагогике, она освободила Геннадия Александровича от административных забот, чтобы он целиком отдавался воспитательному процессу. – На занятиях у Геннадия Александровича всегда присутствуют не просто дети, а дети с родителями – получаются комплексные занятия. И это очень хорошо сказывается на учебном процессе. У Нечаева не просто «работа ведется», а прямо на глазах крепнет семья. Исчезают надуманные псевдосоциальные правила: папа обязан, мама обязана… Да обязаны, конечно! Но в первую очередь — понимать близкого тебе человека и постараться помочь ему!

Геннадий Александрович – один из активнейших членов Общественного совета при ГУВД по Тюменской области. Он консультант Центрального музея МВД РФ, лауреат «Всероссийских макаренковских чтений»,  безотказный помощник пресс-службы  УМВД. Эта работа стала для него новым дыханием, а потому и отдается ей, как привык, –  без остатка.

Он верит в Бога и не требует слов благодарности, отдавая на детское благо весь свой теоретический и практический арсенал. Главное – детских смех, горящие глаза, доверие, доброта и  желание целенаправленной деятельности на пути к мечте. И еще любовь: настоящая, без фальши и притворства. Нечаев убежден: только так можно вернуть обществу полноценного гражданина.

Искать что-то новое и постоянно учиться – таково жизненное кредо Нечаева. Уже отметив свой 70-летний юбилей, Ген Саныч получил диплом факультета математики и компьютерных наук по специальности «web-дизайн и компьютерная графика».

Он считает себя самым удачливым и счастливым, потому что везде был востребован и всегда занимался любимой работой.

– Пусть радуются люди вокруг, пусть кто-то отогреется рядом, пусть даже воспользуются твоей добротой. Ведь ты же сильнее, а значит – богаче. Так поделись своей любовью, опытом, вниманием, – говорит Ген Саныч. Он полностью согласен с Макаренко: «Провести подростка по богатым дорогам жизни среди цветов и вечных бурь может каждый, если действительно захочет это сделать».

Что касается пресловутого «национального вопроса», то в учениках знаменитого наставника перебывали представители почти всех диаспор: украинцы, белорусы, татары, грузины, чеченцы… и даже цыгане. Каждое занятие с подростками Нечаев начинает с крепкого рукопожатия, а заканчивает ритуальным скандированием: «Вместе мы – сила!».

И раскрываются мальчишеские сердца, наполняются добротой.

На снимках: Ген Саныч.

Григорий Запрудин,

фото автора

3 комментария

  • Фото аватара Химера:

    Ген Саныч – человечище!

  • Фото аватара Виктор:

    в первый раз я познакомился с Санычем лет в 10 лет, когда попал в Башню с Центрального рынка где постоянно дежурили инструктора и ловили шпану, которая загребала у бабушек семячки “попробовать”…нашу и еще одну компанию доставили в клуб, где как раз шла тренировка у скалолазов и пойманные должны были залезть до верхнего бардюра стены,чтобы быть отпущенными…когда все по очереди залезли (один правд пытался убежать, но его догнали) тренер скалолазов Сергей Сергеевич Сергеев (другая легенда спортивной Тюмени) сказал, чтобы в следующий раз приносили на тренировку калоши – в них лазать удобнее…кто-то из наших пошутил: В калошах на рынок приходить? все засмеялись, а Саныч погрозил кулаком)))

Добавить комментарий

Войти с помощью: