Алкомаркет Красное&Белое готовит новых покупателей…среди ваших детей

Моей дочери 6 лет. Она очень любит рисовать, лепить и делать аппликации. Последние делает вырезая картинки из маминых женских журналов или папиных журналов про дачу. И вот, не прошло и года с нашего переезда на новую квартиру, как почтовые ящики всех подъездов периодически стали заваливать красочными рекламными газетками с игрушками на обложке и внутри. Красивые картинки из этих газеток мы не вырезаем, мы их выбрасываем. Потому что газетки эти (причем, без всяких исходных данных) приглашают не в магазины “Детский мир” или еще каких-нибудь детских товаров. Газетки приглашают посетить магазины набирающей популярность в последнее время сети алкомаркетов К&Б. В бутлегерских газетенках сообщается не только о проводящихся акциях, поступлениях нового товара, или всяких “полезных” советах для взрослых теть и дядь. На страницах цветной газеты, выпускаемой крупной сетью алкомаркетов реклама игрушек занимает примерно 30% от всей площади!

КБ_1 КБ_2КиБ

Кто-то сочтет удобным, что покупая бутылочку-другую себе на ужин, можно заодно прикупить любимому чаду игрушку. А еще лучше зайти вместе с ним, чтобы дитя само себе выбрало из того, что есть на прилавке. С позиции продавца – абсолютно грамотный маркетинговый ход. А вот с позиции специалистов в области психологии, это явное манипулирование сознанием как взрослых клиентов К&Б и, что самое страшное, закладыванием на подсознательном уровне в детскую психику программы: “посещать К&Б – приятно!”.

В 60-х годах прошлого века появилось такое  новое направление в психотерапии и практической психологии как нейро-лингвистическое программирование или НЛП. Позднее, в 80-х годах НЛП приняли на вооружение спецслужбы, в том числе, для подготовки так называемых “переговорщиков”, в чью задачу входит ведение переговоров с террористами, либо переговоры на высших правительственных уровнях. В основе НЛП лежат несколько базовых определений, среди которых есть так называемые “якоря”.

По другому якоря можно определить как условные рефлексы. Помните: собаки Павлова, звенит звонок – течёт слюна… Проходили на уроках биологии. Вот якоря они и есть – условные рефлексы, связь стимула и состояния. Якори бывают разные. Например, все якори в НЛП можно условно разделить на: слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и зрительные – визуальные. Не стоит, конечно, забывать и комплексные якори, в которых задействовано сразу несколько чувств – они являются самыми сильными. Например, когда-то давно вы испытали в своей жизни сильное неприятное переживание. В это время рядом звучал какая-нибудь популярная мелодия или песня. И наше подсознание так свяжет это переживание с услышанной музыкой, что по прошествии нескольких лет услышав эту музыку вы будете возвращаться в свое состояние и испытывать неприятное ощущение. Это аудиальный якорь. Проходя или проезжая по дороге место, где когда-нибудь видели жуткую аварию, вы также неосознанно будете испытывать неприятное чувство. Это визуальный якорь. Обратный пример: большинство из нас один раз побывав на море (особенно в детстве) и привезя оттуда ракушку, с наслаждением потом дома прикладывались к ней ухом с закрытыми глазами и ощущали себя на солнечном южном пляже под шумом прибоя. Это комплексный (тактильный и слуховой) якорь. Есть примеры когда условно отрицательные якоря, в дальнейшем приносили человеку пользу – так среди некурящих есть небольшая часть, запомнивших свою первую затяжку последующим отвратительным состоянием с выделением части себя наружу.

Любые мысли, позитивные или негативные, расслабляющие или напрягающие нас, сопровождаются тем или иным эмоциональным фоном. А эмоции в свою очередь вызывают различные физиологические изменения, как то выброс гормонов и других активных веществ в кровь, замедление или учащение сердцебиения, дыхания, обмена веществ, напряжение или расслабление различных групп мышц. Но если у взрослого человека еще можно говорить о каком-то пороге восприятия (и то не у каждого), то у ребенка этого порога просто нет. А когда идет воздействие на подсознание, то вообще ни о каких порогах речи быть не может, т.к. информация минуя сознания закладывается сразу на “подкорку”, формируя в будущем определенные поведенческие реакции.

КБ КБ_3

Теперь как это работает в случае с К&Б. Любому родителю известно, как дети любят игрушки. Еще больше они любят новые игрушки, даже если сегодня её купив, через пару дней они про нее забудут. Наверное многие обращали внимание, что в различных магазинах, от гипермаркетов до простых ларьков, детские товары выложены на уровне детского роста и ближе к кассе, т.е. где обычно родители стоят в очереди. Обычно в этих же местах часто можно услышать просьбы детей купить что-нибудь вкусное (причем не всегда полезное). Это называется захват внимания и занимается им одно из направлений маркетинга  – мерчанда́йзинг.

Вот этому самому захвату внимания и посвящены красочные газетки алкомаркетов, благодаря которым и родители и их дети теперь знают, что это “семейные” магазины, где есть что-нибудь для каждого: для папы – бутылочка, для мамы – конфеты, а для ребенка – игрушки. Ну а на праздник, согласно напоминанию со страниц газеты “не забудьте купить и детское шампанское!” Ведь как здорово, сесть вместе со взрослыми за столом и чокнуться вместе сначала за “уходящий”, а потом за “наступивший” НГ! Посещая периодически с родителем “взрослый” магазин, ребенок получает не только материальный бонус в виде шоколадки или дешевой игрушки, а соответственно – и приятные переживания. У маленького взрослого человечка в мозгу складывается карта мира: алкомаркет – покупка – приятные эмоции. По мере взросления будет меняться только вторая составляющая этой цепочки – покупка. А потом можно будет заходить в магазин и без родителей. И шампанское будет уже не детское. А к моменту совершеннолетия на папиной “скидочной” карточке накопится столько баллов, что можно будет покупать “совсем дешево”!

КБ_сайт

Если у собаки Павлова реакция была на звонок, то  будущим покупателям алкомаркета уже сейчас начинают вырабатывать реакцию на два цвета К&Б. А для лучшего закрепления эффекта – вот вам в ящик свежий номер с новой интерактивной игрушкой всего за 299 руб. Кстати, на страницах с рекламируемыми игрушками, размещен адрес сайта в сети Интернет, на котором “можно ознакомиться со всем ассортиментом и ценами, а также посмотреть информацию о наличии товара” и “сделать предварительный заказ не дожидаясь предпраздничных очередей”.  Вот только при заходе по указанному адресу попадаешь в виртуальный алкомаркет, где для подтверждения совершеннолетия достаточно нажать кнопку “Да”. А уже после захода в магазин ознакомиться со всеми видами алкоголя, среди которого найти игрушки будет уже не так просто, как в газете.

КБ_сайт2

По словам директора Центра Ресурсных изменений Исток Надежды Антиповой запреты не ходить в алкомаркет с детьми и не впускать туда детей вряд ли к чему-то приведут. Но убрать “сопутствующие” детские товары можно. Это вопрос к законодателям. По поводу рекламы – вопрос к антимонопольной службе. А пока, каждому родителю самому решать кого растить: будущего человека или “собачку Павлова”.

 Виктор НЕСТЕРУК

8 комментариев

  • Фото аватара lara.nekrasova:

    Дети видят фальшь, и умеют отличать правду от вымысла. От того, что вы уберете игрушки из алкомагазина, россияне пить меньше не станут. Чтобы бросили пить – нужны совсем другие механизмы: справедливое распределение благ, ясные и четкие законы развития общества, социальные лифты для карьеры не только подхалимов и подстилок. Бесплатные спортивные секции и кружки для занятий по интересам, дешевые билеты на пассажирские перевозки по стране – для путешествий. Алкоголизацию всей страны формируют не алкомагазины, а нынещняя социальная политика и безобразное социальное неравенство.

  • Фото аватара Виктор:

    Дети видят фальшь после того как им объяснят, что это такое и расскажут, что такое хорошо, а что такое плохо. К сожалению, в последнее время не все взрослые различает эти понятия. Как следствие, общество начинает уподобляться африканским аборигенам, продающимся за стекляшки и красивые фантики. А равенство это коммунистический миф, который они же сами и развенчали.

  • Фото аватара Виктор:

    другой пример “равенства” – либерастического

Добавить комментарий

Войти с помощью: