Качели правосудия: в Тюмени официально разрешили прятать видеофиксаторы в кустах

Передвижной комплекс автоматической фото- и видеофиксации. Их дислокацию на тюменских дорогах меняют несколько раз в сутки

Сотни тюменских автолюбителей добились отмены штрафов, которые были наложены на них на основании данных, полученных с помощью скрытых фото- и видеофиксаторов. Основание: их не предупредили о том, что ведется съемка. Но тюменская Госавтоинспекция похоже, добилась взаимопонимания с судебными органами. Последнее разъяснение Тюменского областного суда, по сути, дает ГИБДД разрешение не предупреждать водителей о съемке и прятать видеофиксаторы в кустах. Тюменский юрист Александр Воронов с таким положением вещей не согласен и намерен в поиске правды дойти до Верховного суда.

Юрист Александр Воронов – полномочный региональный представитель Федерации автовладельцев России, руководитель Межрегионального общественного движения “Общество по защите прав автомобилистов “АвтоСоюз.72”

Триумф тюменского водителя, борца со спрятанными в кустах приборами фото- и видеофиксации, Александра Воронова длился недолго. Напомним, ему удалось в судебном порядке отменить наложенный на него штраф, поскольку доказал, что на дороге, где он ехал, не было знаков, предупреждающих, что ведется съемка. Ленинский районный суд города Тюмени встал на его сторону и признал штраф незаконным (судья М. Подкорытова). Это решение вступило в законную силу, его не обжаловали: от уплаты штрафа Александра освободили.

После этого популярность Воронова достигла всероссийских масштабов. Его примеру последовали тысячи российских автолюбителей, и он начал консультировать водителей на счет того, как оспорить штрафы. Сотни тюменских водителей такой возможностью воспользовались.

В Тюмени нередко фото- и видеофиксаторы устанавливают в случайных местах, то есть водителей не предупреждают о том, что ведется съемка.

Последнее решение районного суда по аналогичному делу также вступило в законную силу. ГИБДД региона не успела его оспорить: вышли отпущенные на это сроки. Но Тюменский областной суд, тем не менее, дело рассмотрел, решение предыдущей инстанции оставил в силе, но дал пояснение, в котором сказано, что выводы судьи Ленинского районного суда – ошибочны.

Строго говоря, Госавтоинспекции официально разрешили вести видео- и фотосъемку на дорогах региона без предупреждения. Чтобы уменьшить поток дел, связанных с обжалованием наложенных штрафов, в ближайшее время среди тюменских судей, судя по всему, проведут ликбез. Александр Воронов намерен обратиться в вышестоящие судебные инстанции, готов дойти до Верховного суда, чтобы получить внятный ответ на простой вопрос: можно ли штрафовать водителей на основании данных, полученных с помощью спрятанных в кустах видеокамер?

dyuUVDjPMHw

«Мы не против видеокамер. Просто закон установил определенные требования, которые должны соблюдать представители Госавтоинспекции. Таблички о том, что ведется видео- и фотофиксация должны быть, – говорит Александр Воронов. – Удобно это или нет сотрудникам ГИБДД, это другой вопрос. На сегодняшний день в Тюмени камеры прячут за остановками, отбойниками. Да, нам обещали перестать их прятать. Но я считаю, что задача Госавтоинспекции – заниматься профилактикой нарушений правил дорожного движения. На практике же все сделано для того, чтобы назначить водителям как можно больше штрафов. Предупреждающие таблички многих заставили бы лишний раз взглянуть на спидометр и дисциплинировали бы водителей».

На текущий момент в законе прописано, что видео, снятое без предупреждения, не считается доказательством… Потому суды первой инстанции, как правило, встают на сторону водителей и отменяют наложенные на них штрафы.

оооооооооо

«1 июля 2014 года я, управляя транспортным средством, видимо, все-таки превысил скоростной режим. С чем я был не согласен? Превышение скорости было зафиксировано аналогичным прибором и спустя 2 месяца, то есть уже в сентябре, я получил копию постановления о том, что привлечен к административной ответственности с размером штрафа 500 рублей. Я с этим постановлением не согласился, поскольку в момент фиксации не был уверен, что нарушен скоростной режим, – рассказывает Александр. – Помимо всего прочего я знал, где произошла сама фиксация, и знал, что на этом участке отсутствуют знаки ограничения скорости и предупреждающие таблички о том, что ведется фиксация. С данными доводами я обратился в органы ГИБДД, где, рассмотрев мою жалобу, посчитали, что постановление вынесено абсолютно законно. И оставили постановление без изменения. Мою жалобу не удовлетворили. С решением ГИБДД я не был согласен, обратился в Ленинский районный суд города Тюмени. С теми же доводами. В судебном заседании. Ленинский районный суд признал мои доводы состоятельными.  И посчитал, что в момент фото- и видеофиксации самое главное – это не пресечение правонарушения, а предупреждение как самого нарушителя, так и других участников движения о том, что ведется съемка. Штраф отменили. Таких решений на сегодняшний день сотни. И если говорить о последнем деле, то там тоже решение суда первой инстанции вступило в законную силу. По большому счету, Тюменский областной суд нарушил процессуальные нормы, взявшись за рассмотрение дела, ведь сроки обжалования вышли. Видимо, госорган пошел навстречу госоргану. Причем в решении, которое пока есть почему-то только в распоряжении Госавтоинспекции, сказано, что решение суда первой инстанции оставлено в силе, хотя позиция судьи была ошибочной. Мы намерены дождаться, когда нам направят наш экземпляр этого решения и будем отправлять его в суды высшей инстанции в рамках надзора. Хочется все-таки получить однозначный ответ и понять, правомочны ли действия тюменских судей и правомерна ли позиция ГИБДД по поводу того, что вести скрытую фито- и видеофиксацию для дальнейшего наложения штрафов – законно».

Накануне тюменские активисты-правозащитники и представители прессы встретились с руководством ГИБДД и смогли задать неудобные вопросы. Позиция Госавтоинспекции проста и понятна – передвижные комплексы фото- и видеофиксации – это всего лишь дополнительные технические средства, с помощью которых выявляются нарушения, отсутствие таблички о том, что ведется съемка, не освобождает водителя от обязанности соблюдать правила дорожного движения.

-ClygBqhJ-o

«Для чего создана фото- и видеофиксация? Для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. В Москве недавно произошло ДТП – водитель ехал на скорости 200 километров в час. Все выжили, но резонанс был на всю страну. Я бы не хотел, чтобы кто-то ездил в Тюмени со скоростью 200 км в час, – сказал начальник управления ГИБДД по Тюменской области Геннадий Лоточкин. – Поэтому в городе Тюмени будет и в дальнейшем развиваться фото- и видеофиксация. Это позиция Правительства Тюменской области и ГИДББ. Наша задача – сохранить жизнь и здоровье людей. Фото- и видеофиксация позволяет этого добиваться. За 9 месяцев текущего года нам удалось уменьшить количество погибших на дорогах области на 120 человек. Это в том числе и заслуга передвижных комплексов, с помощью которых мы выявляем нарушения. Вопрос вот в чем, почему мы должны дополнительно предупреждать, что ведется съемка и за превышение скорости водителя оштрафуют. Водитель ведь обязан неукоснительно соблюдать правила дорожных знаков, независимо от того, ведется или нет съемка, и есть или нет предупреждающая табличка. А вы ставите вопрос иначе: если нет таблички, значит съемка незаконна. Это решение суда первой инстанции. А областной суд иначе подходит к трактовке ситуации. Вот, что написано в решении: «Выводы судьи Ленинского районного суда признаны ошибочными. Согласно пункту 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним правила и в силу пункта 10.1 ПДД водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленные ограничения. Установленный дорожный знак 8.23 фотофиксация информирует участников дорожного движения о возможной фиксации административного нарушения работающим в автоматическом режиме  специальными техническими средствами. При этом отсутствие такого знака не означает возможности и аннулирования водителями предписанных правилами  дорожного движения обязанностей и не влечет безусловного признания недопустимым доказательств, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме специальных  технических средств». Пять-шесть лет назад многие жаловались на то, что госавтоиспекторы предвзято относятся к водителям, мы стали водить автоматические комплексы фиксации данных, опять есть недовольные».

GoeqyjT_OOo

Он также объяснил, почему далеко не везде, где работают передвижные комплексы автоматической фиксации установлены соответствующие предупреждающие таблички. По его словам, оперативная обстановка на дорогах меняется очень быстро, поэтому передвижные комплексы фото- и видеофиксации меняют дислокацию несколько раз в день. Если же заставить сотрудников ГИБДД помимо самих комплексов перевозить с собой и устанавливать еще и информационные таблички, это не лучшим образом скажется на оперативности работы.

_9xYlfLIOc8

Заместитель начальника УГИБДД УМВД по Тюменской области Александр Лиханов отметил, что на сегодняшний день в городе 479 очагов аварийности, а водители, по сути, пытаются уйти от ответственности, используя лазейки. «Уже более 3000 жалоб с требованием отменить штрафы, назначенные посредством фото- и видеофиксации поступило, 2600 из них рассмотрены, – рассказывает  Александр Лиханов. – Наша задача – соблюдать правила и делать все, чтобы дороги области были безопасными, а у нас водителей учат не тому, как быть законопослушным, а как уйти от ответственности. Это ведь еще и дополнительная нагрузка на судебные органы».

tUHsR52ZOkE

По его словам, в дальнейшем автоматические комплексы фото- и видеофиксации будут еще более функциональными и позволят выявлять даже такие нарушения как не пристегнутый ремень безопасности и просроченный полис ОСАГО. Кроме того, в будущем предполагается расширить сотрудничество с частными лицами и организациями, готовыми производить видеофиксацию происходящего на дорогах области с помощью сертифицированных приборов. В частности, обсуждается вопрос взаимодействия в этой сфере с компаниями «Ростелеком» и «Русская компания».

Мы продолжаем следить за развитием событий.

Никита СМИРНОВ,

фото и видео Евгений КОТОВ

rqvcZMeGmEQ

 

4 комментария

  • Фото аватара Лена ДАНМЕР:

    Полностью прав Лоточкин. Оштрафуют? А ты не нарушай!

  • Фото аватара Химера:

    Вспомнилась песенка “Встречный водитель мигает фарами…..”. Действительно, борцы за свои права на дороге до маразма дошли: нет предупреждения, что видеосъёмка нарушений ведётся – штрафовать нельзя. Ага-ага, давайте, четырехколесные задницы, дальше мысль развивайте: мне никто фарами не мигнул, что ДПС на трассе – штраф не правомерен, никто не предупредил!!! ПДД написаны кровью. И соблюдать их нужно в обязательном порядке, даже без видеосъемки на дорогах. Если бы только эти гонщики страдали – ну и черт с ними, дебилов не жаль, они сами свою скорость на тот свет выбирают. Обидно, что из-за них страдают нормальные люди. Так что я полностью на стороне ГИБДД: наказывать надо. А судьям, оправдывающим нарушителей, желаю повстречаться с ними трассе. Может, на своей шкуре испытают – быстрей дойдёт, что к чему.
    А то так скоро нас вынудят на двери квартир выдержки из УК вывешивать, чем грозит кража и каковы сроки наказания. А по улице будем ходить с бейджиком, где будет цитата из УК о грабеже и разбойном нападении, можно на всякий случай ещё привести статьи о тяжких телесных и убийстве. А то нападут без предупреждения или хату вынесут – и неподсудны, так как их никто не предупредил, что отвечать придётся…

Добавить комментарий

Войти с помощью: