Сергей Трофимов: «Любимое дело – “Сибирский Листок”, любимое место – улица Хохрякова”

В этот день, по дороге на встречу в Тюменскую областную Думу, я невольно задумывался о том, кто он, этот человек, который в наше суетное время взял на себя смелость восстановить уже давно не издававшийся журнал, напомнить окружающим о минувших событиях истории Сибири? Кто тот, который на сомнения известного тюменского издателя Юрия Мандрики  в успешности возрождения издания «Сибирского листка» ответил уверенными действиями, которые открыли для всех нас забытые страницы? На проходной меня встретил Сергей Трофимов — главный консультант в Управлении по обеспечению информационной политики Тюменской областной Думы.

Сергей Трофимов

С чего все началось?

Сергей Трофимов: «С чего все началось? Мы с Алексеем Трениным в обеденное время гуляли по близлежащим улицам. Алексей назвал это «около думскими прогулками». И мы стали очень много для себя открывать в истории города. Все интересное мы фотографировали, выкладывали на фейсбук. Это стало вызывать определенный интерес. Постепенно, мы поняли, что за этим скрывается нечто большее, чем просто веселое времяпрепровождение. Важным моментом было то, что я стал чувствовать, что на фейсбуке нет той информации, которая была бы интересна мне, или практически нет. Мне было неинтересно смотреть, кто там что съел, кто там бегает по утрам и прочее. Прочитать пост, который не делает тебя более образованным человеком, не открывал тебе новый взгляд на мир, на историю, на город, — такое бывает редко. Так получилось, что мне в руки попали книги «Сибирского листка», и меня это очень заинтересовало. Так появилась идея возродить это издание, сделать его доступным для читателей фейсбука. На сегодняшний момент это увлечение стало для меня практически смыслом жизни, оно дает мне силы и смысл моему существованию».

Сибирский листок - для статьи

Сто двадцать пять лет назад

Сергей Трофимов: «20 декабря 1890 года группа интеллигенции, которая надежды на лучшее будущее страны связывала с развитием общественной самодеятельности посредством «свободного обсуждения животрепещущих вопросов в печати», стала издавать  в Тобольске «Сибирский листок». Ее основателями стали Афанасий Андреевич Зубковский, сосланный на житье в Тобольскую губернию за революционную деятельность, и тобольский купец Александр Андрианович Сыромятников, в прошлом московский студент, отчисленный за чтение запрещенных изданий. Заручившись согласием тобольского губернатора Владимира Александровича Тройницкого на издание новой газеты, Зубковский и Сыромятников в августе 1890 года направили прошение в Главное управление по делам печати. В начале ноября 1890  года пришло разрешение на издание газеты «Сибирский листок» тиражом 3000 экземпляров. Передовую статью для первого номера написал Афанасий Зубковский, текст ее одобрили все, кто согласился участвовать в газете: Сыромятников, Луговский, Мамеев, Старков и Антонович. 20 декабря вышел первый, пробный, номер «Сибирского листка», подписал его редактор-издатель А.А. Сыромятников. Несмотря на то, что значительная часть «манифеста» нового издания отведена теме исследования общественно-экономических условий края, которая написана для цензуры и при чтении вызывает желание зевнуть, автору все же удалось поднять пафос статьи на тот уровень гражданственности, который и по сей день захватывает дух».

ТЕКСТ ПЕРЕДОВОЙ СТАТЬИ ПЕРВОГО НОМЕРА «СИБИРСКОГО ЛИСТКА»:

«Здесь (В Сибири) помимо экспедиций, снаряжаемых Министерством государственных имуществ, исследование народного хозяйства ограничивается лишь собиранием разных сведений чиновниками, но возлагать большие надежды на тщательное исследование народной жизни гг. чиновниками было бы слишком идеалистично. Для исследования всех отраслей народного хозяйства нужны научная подготовка и страстное отношение к делу; здесь необходимы не бюрократическое начало и не одни бюрократические силы, здесь необходимо участие всех наличных общественных сил, необходимо проявление широкой общественной самодеятельности, как результат общественного самопознания.

И в настоящее время при теперешнем положении вещей единственный путь, ведущий к этому общественному самопознанию — это совместное всестороннее обсуждение местных общественных опросов лучшими силами страны в местной печати, так как только в печати и печать выражается общественное самопознание. Если мы и берем на себя довольно трудную задачу исследования экономических условий Сибирского края, то мы это делаем в полной уверенности, что найдем поддержку и сочувствие со стороны всех образованных людей, желающих принести посильную пользу нашем краю, всех, кому дороги интересы нашей окраины и кто разделяет наши силы на эти интересы, т. е. кто стремится к пробуждению общественной жизни в Сибири, к подъему ее материальных, моральных и умственных сил, кто намерен способствовать укреплению связи между разными общественными элементами и проведению в экономическую жизнь края кооперативных начал.

Мы начинаем дело издания газеты в полной уверенности, что все наличные интеллигентные силы одинаковых с нами убеждений откликнутся на наш призыв и помогут нам представить живую картину прошлых и настоящих экономических отношений Сибири и указать на назревающие нужды местного населения, на светлые и теневые стороны местной народной жизни и вообще на всю сумму жизненных условий края. Уверенность наша в этом вытекает из убеждения, что лучшая часть местной интеллигенции вполне разделяет наше мнение, что настоящее безотрадное положение края требует очень деятельного и горячего участия всех наличных общественных сил честного направления в обсуждении местных вопросов, что местная печать, сосредоточивая в себе труды этих сил, разрабатывая местные вопросы, служа выражением общественных интересов, собирая наибольшее количество данных местной жизни, беседуя с читателем на живом языке фактов, сопоставлений, сравнений, примеров, взятых из местной жизни, подводя эти факты под общие понятия, анализируя жизненные отношения, будет способствовать процессу общественного самосознания, долженствующего в будущем привести к разумной широкой общественной самодеятельности, и тем самым содействовать подъему материальных и духовных сил нашей страны».

Сергей Трофимов: «Вчитавшись в текст, стало ясно, что ничего изменять не нужно. Интеллигенция обращается к интеллигенции с идеей взяться за дело по обустройству жизни в Сибири. Мы решили, не мудрствуя, эту авантюру повторить, потому что, также как и основатели, убеждены, что «лучшая часть местной интеллигенции вполне разделяет наше мнение».

Обложка Сибирского Листка

Для чего?

Сергей Трофимов: «История повторяется. 125 лет назад два интеллигента, которые связывали свои надежды на лучшее будущее страны с развитием общественной самодеятельности, стали издавать в Тобольске «Сибирский листок». В 2003 Юрий Мандрика и Валерий Белобородов, движимые любовью к истории родного края и идеей служения обществу, издали избранные статьи из «Сибирского листка». Для чего они это делали? Очевидно, что не ради денег, власти или славы. Скорее, здесь уместно выражение «по зову сердца». Все настоящее, подлинное, своё мы, люди, ощущаем сердцем. То есть на вопрос — для чего, можно ответить: «Ни для чего, просто так, когда чувствуешь, что нашел сокровище и хочешь поделиться этой радостью с друзьями». «Сибирский листок», как страничка на фейсбуке, появился также для друзей, для тех, для кого история Сибири не есть нагромождение напыщенных текстов, а живая традиция, которая объединяет ныне живущих с теми, кто жил и творил на этой земле в предыдущие столетия. Это не красивые слова, это реальная связь поколений через слово и сердце. Поэтому не для чего, а для кого».

ЮРИЙ МАНДРИКА О ПРОЕКТЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ «СИБИРСКОГО ЛИСТКА»:

«Вопросы культурной жизни, стремящейся к андеграунду, и бюрократия, кормящаяся за счет того, что якобы всем этим заправляет, и, как правило, не имеющая к этому никакого отношения…  Думаю, что такой листок имеет право на жизнь. Но  она какая-то сильно кастрированная, климактеричная…  Автором проекта быть не готов, как и соредактором… Стар я стал. Есть люди поновее… Привет родителям обреченного детища…».

Возрожденный «Сибирский листок» — это проект, объединяющий совершенно разных представителей творческой интеллигенции Тюмени. В «Сибирском листке» принимают участие: Владимир Богомяков, Мирослав Бакулин, Константин Гурьев, Александр Новик, Григорий Демин, Андрей Шевцов, Даниил Сизов, Игорь Бот, Святослав Шитов. «Сибирский листок» доступен в различных социальных сетях, а также имеет свой канал на YouTube.

О команде и планах

Сергей Трофимов: «Наш проект не только открыт для сотрудничества, а прямо его и предполагает. Надеемся, что найдутся люди, которые войдут в проект, станут его корреспондентами, авторами постоянных рубрик. Структура издания будет вырастать из структуры старинного «Сибирского листка», у которого были свои корреспонденты в разных городах Западной Сибири. Хочется публиковать современную поэзию, прозу, рецензии на новые книги, тексты по краеведению, информацию о выставках и новых культурных проектах, которые инициированы людьми ради общего блага жителей области. Как известно, Тюмень – маленький город, а это значит, что у нас много друзей, которые, мы надеемся, примут участие в проекте. С кем-то мы будем сотрудничать, к кому-то мы будем просто приходить в гости, а кто-то уже дал согласие и нужно немножко подождать. Сегодня в Тюмени достаточно много разнообразных творческих союзов интеллигенции, надеемся что воссоздание «Сибирского листка» позволит вовлечь в созидательный процесс «общественного прогресса» и тех, кто еще пока думает, что жизнь дана только для личного удовольствия».

О себе и о любимом месте

«Родился в самом центре Тюмени — на улице Хохрякова. Жил в Тобольске, а также на Ямале — в поселке Аксарка на берегах великих сибирских рек Иртыша и Оби. Поступил на исторический факультет — любовь к истории у меня проснулась очень рано. Я хотел узнать, что же было в самом начале. На третьем курсе я понял, что история не даст мне ответ на вопрос о том, что же было в самом начале. Поэтому я стал с того момента специализироваться на философии, и диплом у меня был по русской религиозной философии. После защиты диплома меня пригласили на кафедру философии. Проработав там год, я ушел в аспирантуру. Защитил диссертацию по теме: «Взаимодействие философской религиозной традиции понимания истории в русской духовной жизни». Потом в моей жизни был этап, связанный с работой в Администрации области, затем я снова вернулся в университет, где 5 лет преподавал политологию. Затем я оказался в Областной думе, где и работаю в пресс-службе.

Но и философия не дала мне ответ на вопрос о том, что же было в самом начале, и наступил момент, когда я стал верующим человеком. При этом я почувствовал, что у меня особое отношение к иконе «Успения Божией Матери», но никак не мог понять, почему. До тех пор не мог понять, пока два или три года назад я не узнал, что напротив дома, в котором я родился, на Хохрякова 14, был когда-то Успенский храм. Любимое место? Место, где я родился — улица Хохрякова от Кирова до Дзержинского».

Успенская церковь. Взорвана в июне 1932 г.

Что унес я с собой после этой встречи с Сергеем Трофимовым? Не только знание о том, как возрождается «Сибирский листок», как между закатом XIX века и нашим временем перекинулся мостик культурной преемственности. Я и сам проникся желанием помочь хоть чем-то этому уникальному проекту и вспомнить о судьбах людей, подаривших свою жизнь Сибири.

Владимир РАЙШЕВ,

фото автора и фотоматериалы возрожденного “Сибирского листка”