Кто подарит тюменским домам-памятникам вторую жизнь и надежду на “светлое будущее”?

В Тюмени расположено 209 памятников архитектуры и градостроительства, 83 из них – объекты деревянного зодчества. В этом году сгорел дом купца Л.В. Жернакова, который находился на финальной стадии реконструкции. Корреспондент PARK72.RU решил выяснить, насколько защищены в Тюмени дома-памятники, в том числе и выполненные из дерева, и не последует ли после столь резонансного происшествия дополнительные проверки для того, чтобы гарантировать сохранность объектов культурного наследия. Оказалось, что этот пожар не вдохновил структуры, ответственные за сохранность памятников, ни на проведение внеплановых проверок, ни на разработку и внедрение дополнительных мер по защите домов-памятников. Есть, впрочем, и хорошие новости – Тюменская область стала регионом-пионером в деле изъятия домов-памятников у недобросовестных владельцев.

На фото – дом-памятник, расположенный на ул. Димитрова, 6

Несколько десятков домов-памятников, расположенных в областном центре, переданы в собственность частных компаний, предприятий и бизнесменов, которые взяли на себя обязательства по их сохранению и реконструкции. Сейчас, к примеру, частники, получившие право собственности, занимаются восстановлением более чем десятка таких объектов, в их числе «Дом Н.О. Сергеева», «Дом» из состава объекта «Усадьба крестьянина М.И. Карташева», «Дом В.И. Князева», «Каменный пакгауз» из состава объекта «Комплекс пристанционных сооружений к. XIX – н. XX в» и многие другие. Значительная часть зданий-памятников уже преобразилась и радует горожан своим внешним видом. Но есть и те, которые пока остаются нетронутыми и даже заброшенными.

Для сравнения. Пример удачного частно-государственного партнерства. Один из домов-памятников, преобразившийся после передачи в собственность. Улица Дзержинского, 22

Некоторые объекты деревянного зодчества, которые числятся на балансе области, пребывают не в лучшем состоянии. И это – тревожит, поскольку дома-памятники стоят с разбитыми окнами, разоряются незваными гостями-хулиганами и подвержены влиянию разрушительных природных факторов… Мало того, что такие дома не запирают и плохо охраняют, их целенаправленно не обрабатывают антипиренами и не страхуют… Многие из них имеют на стенах следы горения. Так что вопрос их сохранности отдан на откуп случаю.

Улица Челюскицев. Чтобы дом-памятник не портил пейзаж своим печальным видом, его спрятали…

Дом-памятник на улице Челюскинцев, 13 (и на фото ниже)

Дом на улице Осипенко (и на 2 снимках ниже) хоть и надежно “запечатан”, но постепенно разрушается. Чтобы защитить его от возможных ЧП, на стене вывешена табличка с предупреждением об уголовной ответственности за причинение вреда объектам культурного наследия

Передача в частную собственность обычно сулит дому-памятнику глобальное обновление и процветание. В таких объектах, как правило, размещают либо офисы компаний, либо заведения общепита. Но случается, что новоиспеченные владельцы, получив во владение старинные особняки, не приступают к их восстановлению и «оазисы» истории продолжают гнить и разрушаться.

Что касается сгоревшего дома Жернакова, то, по официальным данным, он был обработан антипиренами и не должен был сгореть, как спичка… Убытки в данном случае потерпела компания-собственник, которая занималась его восстановлением, но объект, судя по появившейся в прессе информации с ссылкой на руководство фирмы-собственника, был застрахован, поэтому потери будут возмещены, а усадьба – восстановлена.

Реконструированный и сгоревший летом этого года в результате ЧП “Дом купца Жернакова” (и на трех снимках ниже) сегодня выглядят так. Его обещают восстановить

После пожара в доме Жернакова, в соцсетях горожане бурно негодовали и высказывали предположения по поводу того, что деревянные дома-памятники горят не просто так, а поджигаются недоброжелателями, желающими завладеть землей в историческом центре Тюмени. Тот же дом Жернакова занимает площадь свыше 2,2 тысячи кв.м. Чем не лакомый кусочек?

В этой связи мы адресовали в комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области ряд вопросов. В их числе:

– был ли обработан антипиренами дом Жернакова и проводится ли целенаправленная обработка домов-памятников специальными средствами, защищающими деревянные конструкции от возгораний?

– был ли застрахован сгоревший дом и застрахованы ли другие тюменские дома-памятники?  

– какое количество деревянных домов-памятников было утрачено за последние 10 лет из-за пожаров и все ли объекты культурного наследия впоследствии были впоследствии восстановлены; если нет, то какой была дальнейшая судьба освободившихся земельных участков?

Мы получили ответы. Если коротко: закон не обязывает ни государство, ни новых собственников страховать дома-памятники и обрабатывать их антипиренами. Пострадавшие от пожаров старинные усадьбы не лишают статуса памятников, все они подлежат восстановлению. Проведение проверок соблюдения норм пожарной безопасности возложено на ГУ МЧС по Тюменской области.

«Объект культурного наследия «Дом Л.В. Жернакова, в котором в 1919-1922 гг находилась Тюменская губернская чрезвычайная комиссия»,г. Тюмнь, ул. Орджоникидзе, 1, находится в частной собственности. В соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании проектной документации, согласованной Комитетом. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности разрабатываются в рамках подготовки таких проектов. Проектными решениями предусмотрены мероприятия по защите деревянных конструкций Дома Жернакова от пожара. Деревянные конструкции объекта в процессе производства работ были обработаны антипиренами, – говорится в письме, полученном редакцией, за подписью исполняющего обязанности председателя комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области Александра Кононова. – Законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное страхование объектов культурного наследия. Комитет не располагает информацией о договорах страхования, заключенных на добровольной основе в отношении объектов культурного наследия, находящихся в частной собственности. В целях получения информации о соблюдении мер пожарной безопасности и проведении профилактических мероприятий вам необходимо обратить в орган, уполномоченный на осуществление надзорной деятельности и профилактической работы в области пожарной безопасности – Главное управление МЧС по Тюменской области. Памятники г. Тюмени, пострадавшие от пожаров, не утратили статус объектов культурного наследия. Часть объектов в настоящее время восстановлена и эксплуатируется, в отношении части объектов проводятся процедуры по смене собственника (в том числе приватизация, изъятие объектов у недобросовестных собственников) с целью привлечения внебюджетных инвестиций для сохранения объектов культурного наследия».

Между тем, в пресс-службе ГУ МЧС России по Тюменской области пояснили, что никаких дополнительных мероприятий по проверке объектов культурного наследия на предмет соблюдения собственниками и балансодержателями норм противопожарной безопасности не планируется. Те дома-памятники, которые используются собственниками как офисы или заведения общепита, проверяются в рамках действующего законодательства в соответствии с предъявляемыми к данным сферам деятельности нормативами. При этом каких-то специальных требований для домов-памятников, в том числе объектов деревянного зодчества, закон не предусматривает.
То же самое касается применения антипиренов (средств, защищающих дерево от возгорания) – обработка ими ценных образцов архитектурного достояния носит рекомендательный характер. Специалисты пока не готовы говорить о том, что было причиной воспламенения в восстановленной усадьбе купца Жернакова (установить причины должны следователи). Между тем, они уверены, что если бы объект был достаточно тщательно, с соблюдением технологий, обработан качественными антипиренами, то столь масштабного возгорания бы не произошло.

Скажете, что сгоревший памятник – проблема исключительно новоиспеченного владельца, вложившего в реконструкцию собственные миллионы?

Не совсем. Такой подход к оценке событий, на наш взгляд, не вполне оправдан. Ведь с каждым пожаром все меньше шансов на то, что сохранятся элементы первозданного декора… Так что вопрос о том, правильно ли давать собственникам домов-памятников такую обширную свободу в вопросе обеспечения сохранности объектов культурного наследия, дискуссионен. В настоящее время они сами вправе решать, страховать или нет сооружение, а также обрабатывать ли его спецсредствами, защищающими от пожара.

Те дома-памятники, которые не переданы в собственность частных компаний, а продолжают оставаться в собственности региона или государства, являясь при этом не используемыми и заброшенными, как вы уже догадались, тоже не застрахованы, не обработаны антипинерами и почти не проверяются на предмет соблюдения правил противопожарной безопасности.

Но если нюансы передачи объектов культурного наследия в собственность, а также правила и периодичность проведения в них противопожарной проверки требуют законодательной инициативы и обсуждения экспертным сообществом (нужно ли вообще что-то менять и если да, то что конкретно?), то вопрос элементарной надежной консервации объектов культурного наследия носит организационный характер и может быть решен при большом желании без каких бы то ни было предварительных обсуждений и дискуссий.

«Дом А.М. Афромеева» (на этом снимке и на четырех фото ниже), расположенный по адресу: улица Димитрова, 6, был включен в реестр памятников осенью 2016 года. Дом до сих пор не “законсервирован” – выбиты окна, распахнуты двери, территория не огорожена. Внутри – разгром.

В конце концов, не допустимо, чтобы дома-памятники стояли с выбитыми окнами и распахнутыми дверями… Именно в таком состоянии, к слову, находятся: «Дом А.М. Афромеева», расположенный на улице Дмитрова, 6, который еще в прошлом году был включен в число объектов культурного наследия; круглая баня на Ленина, 3, дом мастера по деревянной резьбе Василия Привалова на Кирова, 10…

Улица Кирова, 10 (и на 2 снимках ниже). Дом мастера по деревянной резьбе Василия Привалова. После передачи собственнику состояние сооружения ухудшилось. Сейчас дом находится в аварийном состоянии

Последний, кстати, как и усадьба причта Знаменской церкви (ул. Семакова, 1) на набережной, был изъят у владельца, который, получив объект в собственность, не предпринимал на протяжении долгих лет никаких действий по реконструкции и восстановлению здания. В настоящее время оба дома-памятника находятся в аварийном состоянии.

Дом-памятник по адресу: улицу Семакова, 1

Как уточнили в комитете по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, изъятие домов-памятников у компаний-собственников было проведено в Тюмени впервые. Такой практики в России еще не было, поэтому опыт Тюменской области в этом направлении на сегодняшний день уникален.

В настоящее время планируется выставить эти два дома-памятника на продажу. Стартовая цена здания на улице Семакова, 1 с прилегающим к нему земельным участком площадью свыше 1,3 тыс. кв.м., – 12,6 млн рублей; примерная стоимость реставрации с разработкой проектной документации – не менее 70 млн рублей (наличие этих средств новый собственник должен предусмотреть). Дом-памятник на ул. Кирова, 10 предполагается выставить на продажу с земельным участком свыше 850 кв.м. по стартовой цене 7,7 млн рублей (на его восстановление потребуется не менее 39 млн рублей). Остается надеяться, что новые владельцы превратят эти объекты в настоящие архитектурные достопримечательности.

В конце концов, дома-памятники без охраны и должной заботы – это руины, обреченные на разрушение.

PARK72.RU