Мы строили, строили… Или почему Тюмень не хочет знать свою историю?

Потёмкинская лестница у входа…А кто сказал, что будет легко?

Лет этак несколько назад случилось мне ненароком обидеть нашего губернатора, сказав, что стыдно Тюмени не иметь музейной экспозиции, посвященной истории освоения нашего края. Упрек был, конечно же, не в его адрес, но воспринял губернатор его отчего-то болезненно: «300 млн. рублей каждый год, – говорит, – вкладываем в строительство музейного комплекса, хотя я не понимаю, зачем он такой нужен. Но не я начал, надо достроить».

И вот, наконец, свершилось. Достроили. Открыли, как всегда с помпой. И не просто открыли, а еще и вложили немалые деньги в рекламу первой в истории этого музейного комплекса экспозиции с громким названием IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Сердце дрогнуло и забилось чаще. Неужели?! Выбрав день, направила я свои стопы в новый Храм Истории…

Не знаю… Может, я одна такая привередливая? Может, мне одной в этом городе хочется чего-то большего, чем дают?..

Итак, что открылось моему взору? Огромное, помпезное, пустое, абсолютно  неинтересное ни снаружи, ни изнутри здание. Пустота и холод. Белые стены и колонны. Огромные пространства, в которых нет ровным счетом ничего! Биеннале – не в счет.

Видимо, музею больше нечем похвастаться

Эта выставка, разумеется, имеет право на существование, хотя лично у меня представленные на ней работы не вызвали ровным счетом никаких эмоций. Предупреждая насмешки в свой адрес, скажу: да, я ни черта не понимаю в искусстве! Как обычный зритель, я руководствуюсь принципом: нравится – не нравится. Мне нравится в Третьяковке и в Русском музее. Мне нравилось в почившем в бозе Тюменском музее изобразительного искусства. Там было тепло и уютно. Там было то, что называется «дух места». В новом музейном комплексе его нет.

Слушайте… Ну, если вы открываете такой музей, так, может быть, стоило подготовиться основательно? Нашпиговать его по максимуму? Открыть музей так, чтобы все ахнули и открыли рты, и сказали: вот это да! Круто! Спасибо! Теперь мы видим, что не зря его 25 лет строили! Разместить в пустых залах все, что хранится в запасниках, и чего никогда не видели тюменцы. Или нечего? Никогда в это не поверю!

Начало биеннале

Мне могут сказать: погодите! Все еще будет! Но я не поленилась спросить у милых сотрудниц, которым, как мне кажется, самим было неловко за пустые стены и помещения: предполагается ли в ближайшее время создание постоянной экспозиции, посвященной истории освоения Тюменского края? Ответ очевиден: нет!

Девушка за стойкой у входа поинтересовалась в ответ на мои сетования: а что вы можете нам предложить? Ее вопрос ввел меня в ступор. Что я могу предложить?! Да много чего! Только кто же меня спросит? Подумаешь, какой-то писатель — краевед. Оне и сами с усами. Подсказчику…

Так называемая выставка тюменских ковров

Заходишь в любой театр – на стенах какие-то фотографии, портреты актеров, сцены из спектаклей… Заходишь в любой городской музей, даже самый небольшой, который и мечтать не может о таких объемах выставочных площадей, как в Тюмени, – там непременное введение в историю этого здания, этого музея, его экспозиций, его бед и побед.  В Петергофе открылся маленький павильон – музей яхтенного дела. Кажется, так называется. Любой уголочек стараются использовать, чтобы еще одну страничку истории открыть. А что в нашем новом, каком-то невероятном музейном комплексе? Пустые стены, заставленные ширмами с бесконечным повторением логотипа? Огромные буквы «БИЕННАЛЕ» посреди пустого холла? Выставка тюменских ковров? Не смешите меня! Три с половиной ковра и видеофильм о ковроткачестве, который невозможно посмотреть, потому что плазменная панель не работает? Это вы называете выставкой? Я называю это насмешкой – над посетителями, которые деньги платят, и над умельцами, которые ковры ткут. Это позор, а не музейная экспозиция, которая вполне могла бы стать одной из постоянных составляющих зала, посвященного Сибири ремесленной. Только зала такого в Тюменском музейном комплексе нет.

К вопросу о традиционных ремеслах. Станок есть. Экспозиции нет

Зато на втором этаже откроется выставка открыток: я видела краем глаза огромные планшеты на стенах. Надеюсь, что все-таки будут оригиналы открыток, сохранивших вкус и запах времени, а не только их стократно увеличенные бездушные копии. Хотя…

Зато предполагается, наконец, выставка картин тюменских художников. Не радуйтесь, любители живописи: только выставка, а не постоянная экспозиция.
По моему глубокому убеждению, если в музее проводятся только выставки, то это выставочный зал, а не музей.

Элиза Беннет, «Работа женщины никогда не завершается». Вышивка на руке. Слишком современно

Скажите мне, где наша история?!  Может быть, в новом историческом парке «Россия – моя история»? Вы там были? Я была. Честно прошла все четыре этажа. Мои впечатления? Сын сказал мне: «Мама, ты всегда всем недовольна!». Я довольна. Ну, здорово придумано. Такой, знаете ли, краткий курс истории государства Российского – наглядно, эффектно, современно, с замахом на лучшее и единственное… Не знаю где – в России или в Европе. У нас в Тюмени считается хорошим тоном делать все самое большое и единственное. Хотя провинциальный гигантизм на самом деле – это дурной тон.

Да и непонятно совершенно: зачем это? Какова, так сказать, сверхзадача? Знакомство, причем весьма поверхностное, с историей России? Вот только плечами хочется пожать.

Моя мама просто вяжет коврики…А это костюм снежного человека

По-моему, учебников и иных источников на эту тему предостаточно. Компьютерными технологиями нынче тоже никого не удивишь, особенно подрастающее поколение. Ничего сверх необычно-технологичного там нет. (Так и хочется добавить: однообразно и довольно скучно). Чтобы прочитать все, что написано, точнее, воспроизведено на стендах, нужно потратить немало времени. Уже в первом зале наступает пресыщение и утомление, глаза устают, одолевает скука. Да и зачем, если всю информацию при необходимости  можно получить, не выходя из дома, набрав в поисковике компьютера нужное сочетание слов. А если пробегать «галопом по Европам», чтобы только иметь представление… Тогда это пустая трата государственных денег. В музее, на мой взгляд, нужно показывать то, что ты больше нигде не увидишь.

История Тюменской области, из-за отсутствия которой я все время страдаю и за наличие которой ратую, так и не представлена. А как интересно можно было бы ее преподнести! Одна битва Ермака чего стоит. Или строительство железной дороги. Или декабристы в ссылке. Да мало ли что…

Перформанс «Вязание на спицах и крючком множества Мандельброта». Интересно, еду бедной мастерице прямо сюда приносят?

Нет, региональный компонент, конечно, присутствует, но уж такой скромный… На мой взгляд, хотя бы один отдельный зал под него надо было отвести. Но тогда контент пришлось бы специально создавать, а так – наверняка готовый уже купили. В общем, хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Много шума из ничего. 660 млн. вложили, а толку… Нет, я могу предположить, что в исторический парк на экскурсии школьников будут водить. Это дело, конечно, полезное и нужное. Но стоит ли овчинка выделки?..

В общем, сплошные разочарования… Ну, что делать? Вот такой я скептик! Вот такая вечно недовольная. А всего-то хочется – хороший, настоящий, полноценный исторический музей. Музей, сохранивший прошлое, без которого нет будущего.

P. S. Ну…и еще до кучи. Парковки возле исторического парка нет. Кондиционеры есть, но они, конечно же, не работают. Кулеры стоят на каждом этаже и не по одному, но пустые, и стаканчики все закончились.

Ольга ОЖГИБЕСОВА,

фото автора

Холл

Подиум в холле

Пустота и белые стены…Как в больнице

Музейные пространства

Видимо, нечего на стены повесить

А плазма не работает

 

Развитие событий

2 недели назад В новом музейном комплексе «Работа никогда не завершается»
2 недели назад Новый музей заставил тюменцев улыбнуться: ошибки на баннерах и "МММ" в логотипе
2 недели назад Почему музеи не любят современных художников
1 неделя назад Без бумажки арт-терапия, с бумажкой — современное искусство
26.11.2017 Этот материал

4 комментария

  • а помнишь -был спокойный девяносто шестой?
    лишь ветерок гулял по крепким крышам…
    был никому не нужен макинтош областной
    от коренных народов -было, тише!
    онЕ ведь при тусовке избирательных прав
    не взяли на второй раздаче прикуп
    по жизни согласившись не кроить геокарт
    платили автономно в область выкуп
    но
    время или реки
    нефтебакс/дойчегаз
    разъели суверенную их душу?
    посовещались, скинулись, решили за нас,
    что южный край -под полный кайф
    стал нужен…
    устроили в Тюмени -переполох
    им холодно средь чумов и вигвамов
    оТнако -догадался, самый крайний их лох
    не греют под сиянием карманы.

  • Все верно — искусству там не место.
    А где, господа, музей?!

  • дык и область своих земляков не помнит!

Добавить комментарий

Войти с помощью: