Истории Тычковки. 2 часть

Район, лежащий вдоль Туры от нынешних Масловского взвоза и улицы Свердлова до улицы Новгородской и готовящегося под снос Судостроительного завода, смело можно назвать музеем под открытым небом. Даже сегодня, в эпоху высотных новостроек и точечной застройки, здесь остаётся много старины, таких домов, которые остаются в том же самом виде, в каком стояли на своих местах десятки лет назад. Каждый из таких объектов имеет свою богатую историю, связанную тесно с историей всего района и города в целом. Это Тычковка – место легендарное, культовое, с уникальной атмосферой. Такое, каким и всегда было.

Улица Пристанская. Взгляд от начала улицы в сторону станции Тура и дома Давыдовой. Июнь 2018

Историки и краеведы не могут прийти к однозначному мнению о том, что послужило основой для названия района. Но имя своё он получил ещё в далёком XVIII веке, когда только-только начал обживаться. Версий происхождения названия «Тычковка» несколько. Наиболее близкой к правде является версия о том, что оно взято от фамилии самого первого жителя данной местности, некоего Тычкина. Тогда в Тобольской губернии существовало две или три деревни с очень похожими названиями. А названия простые деревеньки и поселения, как известно, часто получали от имён своих основателей. Тычковка же начала формироваться именно как деревня, обособленная территория. Она стала частью Тюмени, вероятно, лишь в середине 1880-х годов, когда сюда, к берегу реки, пришла железная дорога.

Домик станции Тура. Июнь 2018

Конечным пунктом железнодорожного пути, пришедшего из Екатеринбурга, стала перевалочная станция «Пристань Тура», появившаяся по инициативе крупнейших тюменских судовладельцев того времени И. И. Игнатова, У. С. Курбатова, М. Д. Плотникова. И Тычковка в одночасье превратилась из захолустья с плохой криминогенной обстановкой в стремительно развивающийся деловой район. Здесь начали ставить свою недвижимость и селиться сами всевозможные мастера, ремесленники и даже именитые купцы, среди коих были уже упомянутые личности. Появился речной пассажирский вокзал, первая городская набережная, которая с 1893 года освещалась электрическими фонарями, подключенными к частной электростанции Игнатова-Плотникова, многочисленные судоверфи, целый пристанционный комплекс зданий и сооружений для обслуживания подходящих к берегу реки паровозов, а напротив главного станционного дома «Пристани Тура» на улице Пароходской (впоследствии – Пристанской) открывается одна из первых тюменских гостиниц. Она располагается в здании купчихи и судовладелицы Х. М. Давыдовой, возведённом в 1886 году. Искусствовед и краевед Е. М. Козлова-Афанасьева пишет о нём в книге «Архитектурное наследие Тюменской области» следующее: «Двухэтажный каменный дом имеет компактный прямоугольный план с боковым открылком дворового входа. Архитектурная разработка выполнена в кирпичном стиле на основе классицистической симметричной трёхчастной композиции главного фасада. Он расчерчен рустованными пилястрами, увенчан фигурным аттиком и парапетом». В здании помимо конторы пароходства Давыдовой, а также гостиничных комнат со всеми удобствами размещались всякие торговые лавки. И многие хотели торговать именно здесь, ведь точка была довольно оживлённая, людная.

Дом судовладелицы Давыдовой. Июнь 2018

Ну и в этот раз куда без легенд и тайн? Их дому Давыдовой не занимать, ибо у него был собственный подземный ход. Но почему же был? Есть и сейчас! По крайней мере, вход в него. В подсобном помещении дома, где сокрыт от посторонних глаз теплоузел, начинается кирпичный коридор с арочным сводчатым потолком, уходящий вниз. Но дальше ход заложен более современным кирпичом. Что за преградой – неизвестно. Однако то, что туннель вёл (ведёт) в сторону берега, вероятнее каких-либо прочих вариантов его направления. Только вот остаётся загадкой, в какой точке на карте района и как далеко от воды он заканчивался. Сейчас, быть может, и не выяснить. Хотя…

Сергей ЕРМОЛАЕВ,
специально для PARK72.RU

Развитие событий

2 недели назад Истории Тычковки. 1 часть
13.07.2018 Этот материал
2 недели спустя Истории Тычковки. 3 часть