Что связывает Бориса Гребенщикова с Тюменью?

27 ноября Борису Гребенщикову, которого называют культовым музыкантом, исполнилось 60 лет. Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев направили музыканту поздравительные телеграммы. Я же хотел бы вспомнить об одной истории, которая связывает гуру русского рока с Тюменью.

OVofl9joNHc

Она началась так. В ноябре 2003 года указом президента Владимира Путина певец и музыкант Борис Гребенщиков был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Официальная формулировка – «за большой вклад в развитие музыкального искусства». В том же году БГ отметил свой 50-летний юбилей.

В мае 2009 года юрист из Тюмени Дмитрий Ямщиков направил заявление на имя генерального прокурора России Юрия Чайки. Юрист усмотрел в песнях знаменитого рокера признаки преступлений: пропаганду суицида, тунеядства и даже содомии. Ни одну из предъявленных претензий Борис Борисович на свой счет не принял.

В заявлении Дмитрий Ямщиков приводил подробный  анализ текстов песен БГ. Так, юриста оскорбили слова из песни «Растаманы из глубинки» «…Мама, в каникулы мы едем на Джамайку. Работать над курением травы… Мама, как нам справиться с глобальным потеплением? Покрепче прибивать косяки… Мы знаем, что есть только два пути: Джа Растафара или война…». Эти слова, по мнению Дмитрия Ямщикова, можно рассматривать как призыв употреблять марихуану, легализировать наркотики и разгульный образ жизни.

В композиции «Холодное пиво», где поется: «Я очень люблю алкоголь и, невзирая на вид, я пил тормозную жидкость. Но меня от нее тормозит. Холодное пиво, ты можешь меня спасти. Холодное пиво, мне до тебя не дойти», по мнению автора заявления, происходит культивация потребности в алкоголе, идея спасения за счет употребления спиртных напитков. Подобные призывы и мотивы, считает критик Гребенщикова, содержатся в песнях «Боже храни полярников», «Ангел всенародного похмелья», «В подобную ночь» («И я пью – мне нравится вкус вина, я курю – мне нравится дым…»).

YT5_EDDb7Ck

Наиболее тщательному анализу юрист подверг композицию «Древнерусская тоска». Так, Ямщиков, считал, что БГ рисует негативный образ страны на протяжении всей песни и пытается оскорбить любое патриотическое настроение россиянина. Имелись в виду слова: «…На поле древней битвы нет ни копий, ни костей. Они пошли на сувениры для туристов и гостей. Добрыня плюнул на Россию и в Милане чинит газ. Алеша, даром что Попович, продал весь иконостас. Один Илья пугает девок, скача в одном носке. И я гляжу на это дело в древнерусской тоске. У Ярославны дело плохо, ей некогда рыдать. Она в конторе с полседьмого, у ней брифинг ровно в пять. А все бояре на Тойотах издают Playboy и Vogue, продав леса и нефть на Запад, СС-20 на Восток. Князь Владимир, чертыхаясь, рулит в море на доске. Я гляжу на это дело в древнерусской тоске. А над удолбаной Москвой в небо лезут леса – турки строят муляжи Святой Руси за полчаса. А у хранителей святыни палец пляшет на курке. Знак червонца проступает вместо лика на доске. Харе Кришна ходят строем по Арбату и Тверской. Я боюсь, что сыт по горло древнерусской тоской…».

По мнению тюменского юриста, данный текст представляет собой своего рода квинтэссенцию мировоззренческих позиций Гребенщикова:

«В тексте песни прослеживается создаваемый автором в целом негативный образ России. Присутствует оскорбление чувств православной общественности, и, в частности, оскорбление любого патриотически настроенного россиянина. Также из текста (слова «удолбаной Москвой») следует вывод, что жители Москвы в основной массе принимают наркотики, такое клеветническое высказывание оскорбительно для москвичей».

Проанализировав несколько песен Гребенщикова, автор письма отмечал, что этого наличного материала вполне достаточно для однозначных суждений о творчестве автора, его гражданской позиции, о соответствии звания орденоносца и прилагаемых привилегий – реальному образу Гребенщикова.

Далее Дмитрий Ямщиков критиковал федеральную власть за двойственность позиции: с одной стороны, по его словам, государство борется за пропаганду спорта и здорового образа жизни, с другой – поощряет таких, как Борис Гребенщиков:

«Поведение Гребенщикова может быть истолковано как вполне нормальное, но со стороны закона, этики, с точки зрения родственников и родителей алкоголиков и наркозависимых творчество Гребенщикова – возмутительно, а факт его награждения – это удар по престижу российской власти».

«С точки зрения здравого смысла, Ордена достойны люди, внесшие действительно весомый вклад в развитие искусства, но достойны ли Ордена люди, распространяющие декадентские настроения и страсть к пагубным привычкам?», – такой вопрос ставил Дмитрий Ямщиков.

4KtS9EMH8oY

Также он отмечал, что в его обращении не содержится призыв «долой чернуху», отсутствует ханжество и пуританство, не порицается творчество Гребенщикова. Единственным мотивом выступает призыв отказаться от публичного поощрения и награждения Гребенщикова.

В конце заявления Дмитрий Ямщиков требовал от властей:

 – лишить Гребенщикова ордена;

– организовать параллельную экспертизу текстов песен музыканта на предмет наличия в них состава преступлений, предусмотренных статьями 129 (Клевета), 130 (Оскорбление), 151 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), 230 (Склонение к потреблению наркотических средств), 280 (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 354 (Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны) УК РФ.

– выявить лиц, виновных в присвоении высокой государственной награды Гребенщикову, и уведомить заявителя о принятом решении.

Питерский адвокат Юрий Новолодский тогда следующим образом прокомментировал эту ситуацию:

«Этот человек, по недоразумению оказавшийся моим коллегой, своим заявлением демонстрирует полное незнание норм уголовного права. В склонении к потреблению наркотических средств можно обвинять в том случае, если в действиях автора текста можно увидеть умысел, цель в пропаганде каких-то вещей. Но если автор художественного текста рисует, например, картину убийства, он может делать это с прямо противоположной целью».

Адвокат также говорил, что если исходить из логики Ямщикова, то к ответственности нужно было привлекать и многих русских писателей:

«Владимир Набоков в «Лолите» рисует с художественной точки зрения удивительную сцену убийства. Но этот, с позволения сказать, юрист, вероятно, смог бы увидеть в этом отрывке только 25 поводов для создания текстов о составе преступления».

С ним был согласен и друг Бориса Гребенщикова, известный музыкант, лидер группы «Аукцыон» Олег Гаркуша:

«Обвинять такого умнейшего человека, как Борис Гребенщиков в пропаганде наркотиков – показывать свою глупость. Кроме того «песня» эта стара – еще в 80-х годах обвиняли в экстремизме «Гражданскую оборону». Мы давно приятельствуем с Борей, исходя из личного общения, я могу сказать, что эти обвинения – полная ерунда».

Тогда же,  2009 году, журналистка «Комсомольской правды» Елена Ливси дозвонилась адвокату из Тюмени Дмитрию Ямщикову и поставила вопрос ребром:

– Борис Гребенщиков поет свои песни уже 30 лет, почему только сейчас вы решили написать на него заявление?

– Недавно, в конце марта-начала апреля, я искал в Интернете какие-то материалы, и случайно наткнулся на статью о Борисе Гребенщикове. Автор довольно резко писала о нем. В том смысле, что когда-то в его творчестве присутствовал бунтарский дух, а теперь его нет. Он всегда был против власти, а теперь принимает от власти орден. То есть он поменял свою позицию. Это нехорошо. Я заинтересовался его творчеством. И был просто в шоке просто! Там целый букет уголовных преступлений. Я их все указал в своем заявлении.

– То есть песни Бориса Гребенщикова вы не слышали?

– А зачем? Я подошел к делу чисто формально, с юридической точки зрения.

– Вы понимаете, что замахнулись на знаковую фигуру в нашей музыке?

– Закон один для всех, от Президента до простого работяги. Орден ему вручили аж в 2003 году, а я узнал об этом только недавно. А то раньше бы написал заявление.

– Если там такой набор нарушений закона, почему вы требуете ограничиться только тем, чтобы отобрать у него орден? Почему не применить сразу и статьи Уголовного Кодекса?

– Я не компетентен в этих вопросах, это пусть решают соответствующие службы. Мое дело – поднять вопрос. Когда мы видим преступление, мы звоним в милицию. Вот я и поступил как гражданин, сообщил о том, что обнаружил. Но скорее всего, до уголовного наказания не дойдет.

– Насколько мы поняли, вы только читали тексты БГ. А песни не хотите послушать?

– А что бы мне это дало? Зачем мне еще и слушать музыку, которая зомбирует? И потом, конопля она и есть конопля.

– Целые поколения выросли на его песнях, и ничего, живы. Почему вы думаете, что люди, послушав песни БГ, тут же прямиком с концерта отправятся за дурью?

– А почему нет? Я слышал истории, когда из-за «Биттлз» кончали самоубийством, и из-за «Иванушек Интернейшнл»…

– Тогда может стоит написать заявление и на другие группы, которые упоминают в своем творчестве наркотики? Например «Агату Кристи», из-за них девушки тоже с крыши бросаются.

– Но они же не получают орден!

– То есть если без ордена – то петь о наркотиках можно?

– Тут проблема в другом. Творчество Гребенщикова изменилось. Иосифу Кобзону, Алле Пугачевой вручают ордена за то, что они поют о любви, а не о наркотиках. В песнях Гребенщикова этого нет.

VCZn3OJwbYw

– Дмитрий Валентинович, а можно нескромный вопрос? Вам сколько лет?

– Около тридцати.

– А вы на какой музыке выросли? Что слушаете?

– Я люблю шансон. Александр Демин, Михаил Круг…

– Не боитесь, что поклонники БГ вам спасибо не скажут?

– Это вы в смысле – повесят на заборе? Мне уже в ЖЖ угрожают смертью, предлагают меня кастрировать… (смеется). Чувствую, мне скоро весело будет жить.

Добавим, что в 2009 году Борис Борисович ответил на заявление юриста Дмитрия Ямщикова следующее:

«Я всегда говорил и продолжаю говорить одну простую вещь: когда я написал песню, я ее записал, и она уже не моя. Она принадлежит всем людям, которые ее слушают. Мне очень жалко, что этот товарищ из города Тюмени услышал в песнях то, что он услышал».

«Он говорит не о моих песнях, он говорит о себе. Мне просто печально, что человек слышит только это. Мне хотелось бы как-то ему помочь, может быть, посоветовать ему послушать что-то еще… Мне просто жалко этого человека. И мне хотелось бы, чтобы ему было лучше».

Стоит ли говорить, что ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени Бориса Гребенщикова никто не лишил.

Андрей БАТАЛОВ

2 комментария

  • Фото аватара МАЛЬВИНА:

    Как печально. БГ – кумир миллионов, в том числе и мой. Как можно не любить: “Под небом голубым…”?
    И прочее-прочее-прочее. Мракобесие, какое-то средневековье! И ведь при всей своей популярности, БГ нашёл время ответить любителю шансона.

  • Фото аватара Игорь Юрьевич:

    Типичный представитель псевдоэрудитов, которые на вопрос – что читаешь? Отвечают – интернет.
    А Гребенщиков … как обычно … не отмахнулся от очередной глупой назойливой мухи, а пожалел её.
    Пожалел этого недоумка, который умудрился не просто “не полюбить” песни Гребенщикова (он их попросту не слышал НИКОГДА), он ещё и заяву накатал не кому-нибудь, а генеральному прокурору…
    Самое поганое то, что ОПЯТЬ слво “Тюмень” ассоциируется с тупостью.
    Обидно, да …

Добавить комментарий

Войти с помощью: