Кому он нужен? Он же памятник!

Скромная и провинциальная, задумчивая и уютная Тюмень историческая сегодня все больше мешает кичащейся, крикливой и заносчивой Тюмени новой, жадной до денег, стремящейся переплюнуть соседей, а может даже Европу… И идут под ковш бульдозера уникальные деревянные избушки, кирпичные особнячки тюменских купцов. Что-то удается спасти, вставая на защиту старины буквально грудью, а что-то остается только на фото и кадрах видеохроники.

Потребность запечатлеть интересную старую Тюмень у Сергея Ермолаева появилось несколько лет назад. Потом увлечение выросло в фотопроект «Другие кадры». Вот уже два года Сергей занимается сталкингом – посещением объектов, с целью их изучения и документального отображения. Таким образом, история Тюмени сохраняется в фотографиях.

Ермолаев. В объектвие – история

Мы поговорили с режиссером -документалистом Сергеем Ермолаевым о том, кому выгодно разрушение исторических зданий. Есть ли у старой Тюмени шанс на спасение и о многом другом.

Особняки под копирку

– Даже не будучи экспертом, прогулявшись по Тюмени, можно увидеть, что довольно приличная часть культурного наследия доведена до плачевного состояния. Получается, что это выгодно: довести до аварийности и потом снести?

– Давайте оговоримся, аварийность памятника вовсе не является основанием для его исключения из списка объектов культурного наследия. Поэтому независимо от того в каком состоянии здание, оно все равно остается памятником. Если же историческое здание у нас по каким-то причинам вдруг теряет свою ценность и его выводят из реестра памятников, то это делается обычно на основании заказной экспертизы. Так было с круглой баней на Ленина, так было с заводом «Пластмасс», с домом Сергеева и рядом других домов.

Более того половину тех объектов, которые в Тюмени сносят, можно восстановить. Но в это надо вкладываться. К сожалению, менталитет таков, что у нас, что в Екатеринбурге, проще снести до основания и отстроить заново, чем восстанавливать то, что есть. Либо просто избавиться от объекта.

ольшая часть памятников – в плачевном состоянии

Последний вариант, конечно, применяется чаще. Сейчас вот отстраивают после сноса особняк Сергеева. Заявляют, что делают это по старым чертежам. Новое здание должно стать точной копией прежнего особняка. Но, как бы там ни было это все же копия. Какая же это история?

Топором по истории

– Круглую баню отстоять удалось, но не повторится ли история вновь?

– Разговор о сносе не идет. Сейчас ищут финансирование под ее восстановление. К сожалению, точно не могу сказать, кто именно этим занимается. На пару месяцев я выпал из темы. Сейчас снова возьмусь за фильм и займусь этим вопросом вплотную.

– В фильм войдут не только пикеты в защиту круглой бани, но насколько я знаю, у вас есть кадры настоящего вандализма по отношению к памятнику…

– Да есть внутренние съемки здания, на которых хорошо видно, что колонны специально подрубали для того, чтобы здание быстрее обрушилось.

– Ваше увлечение, посещение объектов в основном разрушающихся, вызывает противодействие. Гонять пытаются, угрожают?

– Как правило, объекты стоят совершенно без какой-либо охраны. Попасть туда легко, главное быть осторожным, все –таки здание разрушается. Мне, как человеку, имеющему разряд по скалолазанию, это не составляет труда. Если же есть сторож, то с ним возможно договориться. Однако, выкладывать фотографии с таких объектов чревато, собственнику здания это не понравится и у человека, который меня пустил, будут проблемы. Владелец ведь есть у каждой развалюхи в Тюмени.

Разрушение завода Пластмасс

Гораздо чаще в аварийных домах можно встретить даже не сторожа, а бомжей или таджиков, которые нелегально, без прописки там живут. Так на станции Тура жила семья нелегалов. Недавно, в доме, где раньше было почтовое отделение №2 на Комсомольской, был пожар. Так вот там жил бомж, у него был свет, он притащил туда телевизор. Здание было заброшенным, но электроэнергия была. Есть версия, что он и поджег дом, бросив окурок. Однако, это довольно общая версия. Любой заброшенный дом, особенно деревянный «убрать» под таким предлогом легко.

Пожарная каланча на Осипенко

– Сергей, скажите, как очевидец. За эти два года вы ведь почти все аварийные памятники Тюмени обошли. Что может обрушиться в ближайшее время?

– Пожарная каланча на ул. Осипенко уже на ладан дышит. Внутри ее состояние просто ужасное. Рядом с ней здание бывшего милицейского общежития. Оно наполовину расселено, но есть одна или две жилых квартиры. Там уже стены рушились. Я думаю, что этот дом вполне может быть следующим.

Вероника КРАЙНЯЯ,

фото автора и из архива Сергея ЕРМОЛАЕВА

Досье

Сергей Ермолаев. Родился в Тюмени. Закончил Тюменскую государственную академию искусств и культуры в 2008 г. Заместитель главного режиссера ГТРК «Регион-Тюмень». Фотограф. Режиссер. Оператор. Автор фильмов «Призрак «Юбилейного»(2013 г.) и «Здание под номером 3»(не закончен).

6 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: