Борт № ОИ-07-2779

История Тюмени тесно связана с историей освоения сибирских рек и сибирского судоходства. Хотя бы потому, что именно здесь были спущены на воду первые сибирские речные суда, а впоследствии основан Тюменский судостроительный завод – одно из крупнейших в стране предприятий по строительству речного транспорта. В середине ХХ столетия здесь начали выпускать пассажирские рейсовые теплоходы по проекту “860”. Это были очень крупные речные суда с длиной корпуса почти 80 метров, шириной более 15 метров и водоизмещением 705 тонн – без груза и пассажиров. Одним из судов проекта “860” является и борт под номером ОИ-07-2779, более известный жителям Тюмени и всего юга Тюменской области как теплоход “Тобол”.

Тобол. Вид с берега. Март 2015

Первая попытка “вживую” изучить уже ставший почти легендарным теплоход была предпринята мной в начале февраля 2015 года. Раньше мне не удавалось увидеть его “вживую”. Но во время неофициального визита получилось осмотреть его только с берега и с поверхности замерзшей Туры: рядом со стоянкой “Тобола” находится пост бдительной охраны и попасть на борт без ее ведома или разрешения проблематично. Даже при взгляде со стороны теплоход выглядит весьма впечатляюще и завораживающе, резко выделяясь на фоне остального водного транспорта. Он как “Титаник”: величественен и печален. Но если с “Титаником” давным-давно все предельно ясно, то будущее борта ОИ-07-2779 и по сей день весьма туманно.

Тобол. Вид со стоящей рядом баржи. Март 2015

“Тобол” был построен и спущен на воду последним из 16-ти собратьев по проекту “860” в Тюмени в 1962-м году. С самого начала это был настоящий плавучий дворец, самый роскошный корабль на Туре и реках Обь-Иртышского бассейна. Даже его близнецы “Генерал Карбышев” и “Космонавт Гагарин” не могли сравниться с ним по красоте и богатству интерьеров. Судно совершало рейсы, принимая на палубы до 304 пассажиров при команде из 54 человек.

Тобол. Верхняя шлюпочная палуба. Март 2015

Повторное посещение стоянки “Тобола” состоялось в апреле текущего года. На этот раз мы смогли договориться с охраной и ненадолго поднялись на палубы судна. Размеры корпуса и некоторые технические характеристики даже сегодня делают “Тобол” самым большим и мощным пассажирским теплоходом на Туре. К сожалению, в рейсе этого красавца больше не увидеть. Судно списано в 2004 году и отправлено на отстой на верфь Тюменского судостроительного завода в районе поселка Мыс. Вот уже 10 лет оно не слышит ни деловой переклички команды, ни веселых голосов отдыхающих, когда-то прогуливавшихся по палубам, ни звона посуды в барах и ресторане. В каютах стоит мрак и тишина, окна затянуты запылившимися занавесками и забиты фанерой там, где отсутствует или разбито стекло.

Тобол. Мостик. Март 2015

Время идет, все меняется. Когда-то на Обь-Иртышском бассейне рек ходило 4 теплохода проекта “860”, остальные 12 перевозили пассажиров по Амуру, Лене и Дунаю.

“В 1980-е годы многие суда подверглись модернизации: одним заменяли устаревающее оборудование и ставили двигатели, отвечающие новым стандартам, другие вовсе перестраивали, изменяя внешний облик”. В 1990-х не стало постоянной работы у судов семейства “860” и на других реках. Движение всех 16-ти собратьев постепенно прекратилось. Половину теплоходов списали и сразу же утилизировали. Несколько бортов отправили на безвременную стоянку ожидать дальнейшей участи. Оказался на руинах великой эпохи и “Тобол”.
Прогулялся в апреле по палубам “Тобола” Сергей ЕРМОЛАЕВ,

специально для PARK72.RU