Германия – Турции: «Мы уж в геноциде побольше вашего разбираемся!»

Внешняя острота кризиса с беженцами в Евросоюзе заметно снизилась. Нет, беженцы никуда не делись, их в одной Германии, по-прежнему, 1 миллион 100 тысяч. И с ними связано немало неприятных инцидентов, от которых в ужасе добропорядочные немцы.

Но прессе дана жесткая установка об этом не писать, телевидению –  об этом не говорить, да и правящий политический класс делает вид, что тема исчерпана.

Однако вся эта благостная картина держится лишь на одном: на договоренности между Меркель и Эрдоганом о существенных уступках Турции со стороны Евросоюза в обмен на закрытую для беженцев границу с Турцией, которую Эрдоган держит под замком.

Если же эта договоренность сорвется и Эрдоган откроет замок, то Евросоюз окажется перед вторым изданием того человеческого потока, который хлынул в Европу летом и осенью прошлого года.

А для того, чтобы это не произошло, Меркель и Евросоюзу придется поступиться, судя по всему, тем, о чем они так любят рассуждать: своими неприкасаемыми ценностями (ведь Анкара, и это уже понятно, не намерена выполнять те 72 условия, которые поставил перед ней Евросоюз).

Именно условие об изменении антитеррористического законодательства стало сейчас главным препятствием на пути Турции в Европу.

Недавний ответ турецкого премьер-министра Бинали Йылдырыма  прозвучал как открытый ультиматум в адрес Европейского Союза.

Бинали Йылдырым

«Мы выполнили подавляющее большинство требований ЕС для визовой либерализации; теперь Европа вдруг потребовала сделать более гибким закон о борьбе с терроризмом. Но мы ведем очень серьезную борьбу с террористами и в этих условиях не станем вносить никакие изменения в законодательство, даже если от этого зависит вопрос отмены виз» (Бинали Йылдырым, премьер-министр Турции).

Масла в огонь подлила британская газета «The Daily Telegraph». Она опубликовала информацию о закулисных переговорах канцлера Германии Ангелы Меркель с турецким президентом Эрдоганом.

В распоряжении журналистов оказалась секретная телеграмма британского посла в Германии Себастьяна Вуда. Высокопоставленный дипломат сообщает, что Ангела Меркель, стремясь договориться с Эрдоганом, по сути, предает так называемые европейские ценности.

«Несмотря на жесткую линию, декларируемую публично, Германия готова пойти на дальнейшие уступки для сохранения сделки между ЕС и Турцией. Немецкие официальные лица продемонстрировали определенный интерес за кулисами пойти на возможное смягчение формулировок антитеррористического законодательства» (Себастьян Вуд, посол Великобритании в Германии).

То, что Ангела Меркель втайне от всех ищет пути примирения с Эрдоганом, понятно и объяснимо: отношения Германии и Турции сейчас накалены до предела.

Реджеп Эрдоган и Ангела Меркель

Резкий скачок напряженности произошел после того, как Бундестаг принял решение о признание геноцида армян в Османской империи. Для Турции это самый болезненный политический вопрос. Неудивительно, что Эрдоган восприняла это решение как личное оскорбление.

Признание Германией геноцида, осуществленного против армянского населения в Турции, это, конечно, мощный моральный удар по Турции (не столько по Эрдогану, сколько по Турции).

И это как бы подрывает моральные основы той политики, которую проводит сейчас Эрдоган на Ближнем Востоке. Это ответный удар по Эрдогану за его политику шантажа, которую он проводит сейчас и в отношении Брюсселя вообще, и в отношении Берлина, в частности.

Действительно, Эрдоган во многом сам виноват, что Германия сделала такой недружественный шаг. Президент Турции ухватил Европу за ахиллесову пяту: вопрос беженцев в последнее время требует все больше денег и льгот.

Правящие круги Германии, недовольные шантажом со стороны Турции, показали, что их терпение, наконец, лопнуло.

Журнал «Der Spiegel» на минувшей неделе написал о том, насколько сильное раздражение вызывает Эрдоган в немецком обществе:

«Если составить список людей, градус антипатии к которым достиг максимума, в самом верху окажется Эрдоган перед Трампом, Ким Чен Ыном и главой китайской коммунистической партии».

Интересно, что на историческое голосование по геноциду сама фрау канцлер в Бундестаг не приехала. Главными действующими лицами этого политического спектакля стали немецкие депутаты.

Они сейчас придумали такой новый способ создать такую моральную дубину именно в виду этой резолюции, с помощью которого можно будет влиять на Турцию, причем очень серьезно. Для Турции эта резолюция, конечно, очень болезненная.

Решение Германии признать геноцид армян привело в бешенство турецкого президента. На экономической конференции в Стамбуле Эрдоган позволил себе предельно резкие высказывания в отношении лично Ангелы Меркель. Якобы канцлер обещала сделать все, что в ее силах, чтобы предотвратить принятие резолюции. И вот теперь Эрдоган утверждает, что его обманули.

Реджеп Эрдоган

«Если бы Меркель была честна, она принимала бы участие в дискуссии. Я бы аплодировал ей, если бы она проголосовала против резолюции» (Реджеп Эрдоган, президент Турции).

Почему Меркель не смогла предотвратить принятие такой резолюции?

Сейчас отношение к Меркель в стране достаточно негативное в связи с этим кризисом беженцев, и все отмечают своеобразное заигрывание Меркель с Эрдоганом, что тоже вызывает раздражение, и в этой политической игре, конечно, это слабое место Меркель с учетом предстоящих выборов.

Германия долгое время отказывалась признавать факт геноцида армян в 1915 году. Это можно объяснить тем, что Германия в годы Первой мировой воны выступала в качестве ближайшей союзницы Османской империи, причем немецкое влияние было настолько сильным, что было достаточно одной депеши из Берлина, чтобы прекратить массовое уничтожение армянского населения.

В архивах сохранились донесения германского посла в Константинополе на имя рейхсканцлера с требованием принять активные меры. А есть и циничный ответ на эти просьбы.

Теобальд фон Бетман-Гольвег

«Единственная наша цель в том, чтобы держать Турцию до конца войны на нашей стороне, независимо от того, погибнут ли из-за этого армяне или нет» (Теобальд фон Бетман-Гольвег, рейхсканцлер Германской империи).

Многие задаются вопросом, а имеет ли вообще моральное право Германия, совершившая самые массовые преступления против человечности и в Первую, и во Вторую мировые войны, указывать Турции на ее исторические ошибки?

Примерно такая картина получается:

– Как вы можете признать геноцид армян?

– Мы уж в геноциде побольше вашего разбираемся.

В ответ на решение Бундестага Турция готовит целый комплекс мер, чтобы отомстить. Теперь у Эрдогана есть повод выйти из миграционного соглашения и снять контроль на своих границах.

У Эрдогана, конечно, есть очень мощный ответный козырь в отношении Германии, в отношении Европы в этих условиях: это беженцы. Судя по всему, он перестанет регулировать этот процесс и, видимо, поток беженцев, который идет через Турцию в Европу, хлынет вновь.

Сейчас будущие отношения Турции и Германии зависят от того, выполнит ли Эрдоган взятые на себя обязательства по беженцам. В Европе по этому вопросу царит серьезный скептицизм.

Один из рецептов, как следовало бы действовать в этой ситуации, предложил немецкий журнал «Der Spiegel»:

«Если бы немцы могли голосовать, пришлось бы снять санкции с России и ввести их против Анкары. К сожалению, Меркель так не считает, что делает ее внешнеполитический курс все менее популярным среди большинства немцев».

При всех вероятных сценариях развития событий президент Эрдоган, скорее всего, будет и дальше продавливать свою линию, чтобы получить от Европейского Союза деньги и безвизовый режим.

Европа будет пытаться найти болевые точки, чтобы, с одной стороны, не дать Турции выйти из миграционных соглашений, а, с другой, постоянно держать Эрдогана на дипломатическом крючке.

При этом отсутствие единства, как в правящих кругах Германии, так и в целом в Европейском Союзе, будет в дальнейшем делать позиции Европы все более и более уязвимыми.

Виктор КОЛМОГОРОВ

5 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: